Top.Mail.Ru
архив

Надувные крылья

Глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов рассчитывает получить государственные гарантии и привлечь кредиты ВЭБа и американских банков для реализации масштабной программы обновления авиапарка компании «Росавиа». По его словам, в самое ближайшее время на совете директоров намечено обсудить программу, предполагающую приобретение 150 – 200 новых самолетов. Эти воздушные суда планируется закупать у Boeing, Airbus и у российских производителей. Генеральный директор «Росавиа» Виталий Ванцев уточнил объемы заказа – компания предполагает покупку 115 лайнеров иностранного производства, на что будет затрачено примерно $5 млрд. Контракт на поставку 60 региональных самолетов для «Росавиа» уже обещан отечественным авиастроителям. Поэтому озвученные цифры крайне удивили экспертов и участников рынка: у крупнейшей отечественной авиакомпании «Аэрофлот» парк насчитывает лишь 94 воздушных судна, а только что созданная «на обломках» AirUnion «Росавиа», до сих пор так и не совершившая ни одного рейса под новым брендом, уже планирует вдвое перекрыть показатели национального перевозчика. Напомним, что именно в качестве конкурента «Аэрофлоту» «Ростехнологии» изначально и позиционировали созданную компанию. С одной стороны, привлечь финансирование от американских банков под заключенные контракты с Boeing не составляет особого труда: авиастроители в период финансового кризиса не избалованы заказами и с удовольствием пролоббируют предоставление займа. С другой – тратить столь значительные средства на закупку самолетов, не имея четкой перспективы восстановления спроса на авиаперевозки, весьма рискованно. Согласно последним данным Транспортной клиринговой палаты, за I квартал текущего года снижение пассажиропотока, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составило 21,4%.

Уговорит ли Сергей Чемезов ВЭБ дать денег?

Глава консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак:
«Чтобы просто модернизировать парк авиакомпаний, входящих в группу «Росавиа», необходимо 70 – 100 самолетов. Для покупателя сегодня рынок очень хороший. Если «Росавиа» предоставят деньги, а это зависит от грамотного бизнес-плана и стратегии развития, то обновить технику необходимо. Крупной авиакомпании нужен большой однородный авиапарк. А сейчас у всех перевозчиков, которые войдут в «Росавиа», очень разнотипные самолеты, большинство из них еще советского производства и не очень эффективны. Стартовый заказ нужно делать у одного производителя. Проведя соревнование между претендентами, можно остановиться на одном бренде. Однотипный парк дает большие преимущества с точки зрения снижения эксплуатационных затрат, стоимости владения».

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов:
«Намерение приобрести самолеты можно прокомментировать как желание компании войти в число ведущих авиаперевозчиков не только страны, но и мира. «Росавиа» сейчас вполне может строить столь масштабные планы: ведь контракты еще не подписаны, сами поставки будут осуществляться несколько лет, а кризис вечным не будет. Планы в сторону уменьшения числа закупаемых воздушных судов могут быть пересмотрены, но вряд ли это произойдет сейчас, возможно, через несколько лет. Кроме того, общее число самолетов, вероятно, останется прежним, скорее могут быть пересмотрены качественные характеристики всего парка, то есть, например, будет меньше закуплено дальнемагистральных самолетов, а больше – среднемагистральных с увеличенной дальностью и ближнемагистральных».