Top.Mail.Ru
архив

Napster: есть ли жизнь после смерти?

Возможное закрытие онлайновой музыкальной службы в ее бесплатном варианте ставит вопрос о целесообразности создания коммерческого варианта Napster, а также и других программ подобного рода.

 

Плохие новости

Впрошлом номере «Ко» сообщал о последних новостях в судебном процессе, который пять крупнейших звукозаписывающих компаний мира – Warner Music, Sony Music Group, EMI Recorded Music, Universal Music Group и Bertelsmann AG – затеяли против популярной бесплатной онлайновой службы обмена музыкальными файлами Napster. Для многомиллионной армии пользователей Napster, среди которых немало и наших соотечественников, эти новости, прямо скажем, неутешительны.

12 февраля 2001 года Девятый окружной апелляционный суд США подтвердил решение нижестоящего суда, вынесенное в июле 2000 года. Оно обязывает хозяев Napster следить за тем, чтобы ее пользователи не обменивались музыкальными композициями, защищенными копирайтом. И хотя нынешнее постановление несколько сужает границы ответственности компании Napster Inc. за незаконную деятельность ее пользователей, выполнить его можно, только закрыв Napster, так как эффективной технологии сортировки легальных и нелегальных файлов еще нет.

Конечно, владельцы Napster собираются еще побороться в вышестоящих судебных инстанциях, однако в целом новое решение суда было расценено наблюдателями как серьезное поражение Napster в борьбе против гигантов звукозаписи. 

Многие аналитики полагают, что в данной ситуации для Napster едва ли не единственной возможностью выжить является разработка платной версии программы, которая позволяла бы любителям музыки за разумную плату и на легальных основаниях скачивать на свои жесткие диски интересующие их композиции, в том числе и защищенные законами об авторском праве. Но даже если эти планы удастся осуществить, Napster уже не будет таким безоговорочным монополистом, как раньше. Свои идеи на этот счет есть и у других компаний. Не исключено, что собственные службы распространения файлов создадут те самые гиганты звукозаписи, которые пытаются сейчас задушить Napster.

 

Он новый, он другой…

Как только Napster набрал первый миллион пользователей, идея создания аналогичной, но уже платной службы стала волновать умы почти всех компаний, каким-либо образом связанных с распространением музыки в Интернете. До сей поры создать достойную коммерческую альтернативу Napster никому не удалось. Однако возможное закрытие Napster и появление реального судебного прецедента, на который в будущем смогут опираться суды, вынося решения по делам, касающимся спорных вопросов распространения информации в Интернете, делают эту проблему вновь актуальной.

Пока что большинство экспертов сходятся в том, что создать платную службу с таким же богатым выбором музыки, какой предлагает бесплатная версия Napster, невозможно. Это значит также, что не имеет смысла рассчитывать на столь же обширную клиентскую базу (по некоторым данным, до 50 млн человек), какую собрала под своими знаменами Napster всего за полтора года работы. Но побороться хотя бы за часть пользователей, которые за это время успели серьезно подсесть на наркотик под названием Napster, вполне реально.

Самым главным игроком на рынке распространения музыки в онлайне может стать все та же самая Napster, а точнее, ее коммерческая реинкарнация, которую специалисты Napster Inc. создают по заказу и на деньги своего недавнего врага – германской медиа-группы Bertelsmann AG.

Перспективы у нее есть. Резонно предположить, что какая-то часть нынешних пользователей Napster предпочтет сохранить верность полюбившейся службе, даже если она станет платной. Что они смогут получить за свои деньги? Не так уж и мало. Во-первых, в активе Napster уже есть довольно обширный архив музыкальных композиций, разрешенных к свободному копированию. (Многие молодые музыканты и артисты добровольно предоставляют свои записи  Napster в надежде на бесплатную раскрутку.) Во-вторых, в их распоряжении окажется богатая коллекция записей, права на которые принадлежат студии BMG, входящей в состав Bertelsmann AG. Тут уже речь идет не о молодых неизвестных исполнителях, а о звездах мировой величины. Добавим также, что Bertelsmann  сейчас ведет переговоры о приобретении британской звукозаписывающей компании EMI – еще одного истца против Napster. Если сделка состоится, то музыка EMI, вероятнее всего, также будет доступна подписчикам коммерческой версии Napster. Кроме того, Napster при посредничестве Bertelsmann уже заключила ряд договоров о сотрудничестве с несколькими менее влиятельными звукозаписывающими студиями.

В идеале Napster было бы неплохо все же добиться мировой с обиженными на нее «тяжеловесами», чтобы максимально разнообразить предлагаемый ею контент. Но с этим пока трудно. Взяв под крыло опальную компанию, немцы пообещали, что начнут договариваться о сотрудничестве с другими гигантами звукозаписывающей индустрии о совместной разработке платной версии Napster, которая снимет проблемы копирайта. Однако никто из соратников Bertelsmann по крестовому походу против Napster пока что не присоединился к мирной инициативе немецкой компании. Тем не менее не так давно СЕО Bertelsmann Томас Миддельхофф подтвердил, что новый Napster будет представлен широкой публике не позднее июня – июля 2001 года.

 

AOL Time Warner готовит свой ответ Napster?

Комментируя миротворческие усилия Bertelsmann, представители AOL Time Warner откровенно заявили, что идея превратить Napster в коммерческий сервис не вызывает у них большого доверия. Возможно, этот скепсис связан с надеждами AOL на создание собственной онлайновой музыкальной службы. Опыт работы в смежных отраслях у нее уже имеется. Именно в недрах AOL была разработана программа WinAmp – один из самых популярных проигрывателей файлов в формате mp3, а также веб-радиостанция Spinner, позволяющая прослушивать музыку из Сети, не перекачивая ее на собственный компьютер.

Не менее важно и то, что у AOL уже есть 27 млн собственных подписчиков, которые хотя и жалуются подчас на дороговизну и неважное качество связи, предоставляемой компанией, но исправно платят за ее услуги каждый месяц. Это несомненное достижение позволяет «аольщикам» надеяться на то, что они смогут потребовать – а главное, получить – деньги и с пользователей потенциальной службы обмена файлами.

С оригинальными идеями в области технологии у специалистов AOL тоже все в порядке. Да и некоторый опыт по созданию бесплатных программ по свободному обмену информацией между пользователями Интернета уже есть.

Здесь необходим небольшой экскурс в не столь уж далекую историю Napster, в основе которого лежит технология peer-to-peer, хотя и остается наиболее популярным, но уже далеко не единственным программным обеспечением для обмена музыкальными файлами между пользователями Интернета. Есть и другие программы, в которых оригинальная идея Шона Феннинга получила дальнейшее развитие. Одна из самых распространенных – Gnutella, пользователям которой вообще не приходится подключаться к общему серверу, чтобы начать загрузку данных с жестких дисков компьютеров других пользователей. Информация, которую можно передавать таким образом, не ограничивается лишь музыкальными записями, поскольку Gnutella позволяет разыскивать файлы любых форматов – текстовые, аудио и видео. Вряд ли у программы такого рода возникнут судебные проблемы вроде тех, что свалились на Napster: обычно за ними не стоят конкретные компании, которые можно было бы привлечь к ответственности за поощрение пиратства. Они свободно распространяются по Сети, и контролировать этот процесс при всем желании невозможно. Если бесплатный Napster будет закрыт, значительная часть несознательных (по мнению рекорд-лейблов) пользователей просто переключится на этот софт и продолжит так же свободно обмениваться файлами, не особенно переживая по поводу законности или незаконности своих действий.

Так вот: хотя этот факт мало афишируется, джинна под названием Gnutella придумали и выпустили из бутылки в компании Nullsoft – «дочке» AOL, которая в тот момент уже находилась в процессе слияния с Time Warner – одной из тех компаний, что судятся сейчас с Napster. Специалисты из Nullsoft (они же, кстати, создали и WinAmp) легкомысленно разместили программу на своем сайте для свободного скачивания. Руководство AOL, осознав всю пикантность ситуации, отреагировало мгновенно, потребовав удалить «вредную» программу. Но дело уже было сделано. За тот день (всего один день!), что Gnutella находилась на сайте, ее успели скачать около 10 тыс. человек, а уже через них она попала к тысячам новых пользователей. Сегодня существует более 30 версий программы, и число ее приверженцев неуклонно растет.

Такой успех пусть и блудного, но все же законного детища AOL позволяет предположить, что ее специалистам вполне по силам создать жизнеспособную модель распространения музыки в Сети на платной основе. Этим же отчасти объясняется и жесткая позиция Time Warner по отношению к Napster: зачем ей лишний – да к тому же раскрученный – конкурент?!

…Napster пока еще работает. Но даже если службу придется закрыть, несколько десятков миллионов ее пользователей сиротами не останутся. Часть из них перейдет на бесплатный софт, менее уязвимый в юридическом отношении. А за души законопослушных меломанов, которые после расправы над Napster не пожелают больше пиратствовать, смогут побороться владельцы платных сервисов. Собственно, борьба уже началась.

Еще по теме