Top.Mail.Ru
архив

Нарисованный мир

Фото: 123rf/Legion-media Фото: 123rf/Legion-media

Три года назад группа независимых американских художников из The Daily Cross Hatch объявила публичную акцию "Читайте комиксы на людях" (Read Comics in Public) и с тех пор ежегодно призывает соотечественников всех возрастов и социальных слоев "не стесняться публично читать комиксы" хотя бы один день в году (условно выбранная дата - 28 августа).

Даже в США, стране, с которой традиционно связывают развитие индустрии комиксов, чтение "рассказов в картинках" в последние годы считается уделом подростков и компьютерных гиков. Однако исторически комиксы - совсем не низкий жанр. Они внесли существенный вклад в создание массовой культуры, став глобальным явлением.

Первые комиксы появились еще в Старом Свете, причем, если принимать в расчет картинки с высказываниями изображенных людей, то как минимум в XIII веке. Сюжеты, понятное дело, были библейскими, а речь тогда отображалась на свитках, флагах или лентах рядом с нарисованными персонажами.

"Отцом" же современного комикса принято считать швейцарца Родольфа Тепфера, в 1827 г. придумавшего и нарисовавшего светскую историю "Приключения Обадайи Олдбака". 40-страничную брошюру с картинками и небольшими текстовыми вставками о незадачливом господине, который влюбляется в полную даму и пытается покончить с собой из-за безответной любви разными, но равно неудачными способами, опубликовали вначале в Женеве на французском языке. Очень быстро комикс стал популярным и в соседних странах: во времена несовершенства авторского права историю переводили на другие языки и, не стесняясь, из года в год копировали сюжет по всей Западной Европе, а в начале 1840-х на английском языке с героями-американцами комикс вышел в США.

В 1865 г. немецкий карикатурист Вильгельм Буш, работавший в газете Fliegende Blutter, придумал полный нравоучений комикс для детей "Макс и Мориц" о двух несовершеннолетних сорванцах, затем легший в основу популярных американских газетных комиксов с героями-детьми.

Конкурентное преимущество

Когда в 1883 г. Джозеф Пулитцер - венгерский иммигрант, трудоголик-репортер, заработавший таки состояние на газетном бизнесе, - купил издание The New York World, дела шли отлично: тиражи за несколько лет выросли с 15 000 до 600 000 экземпляров. Однако в середине 1890-х ситуация кардинально изменилась. В игру вступил Уильям Рэндольф Херст, уже владевший газетами на Западном побережье США, а в 1895 г. выкупивший ежедневную The New York Journal. Пикантности и остроты противостоянию придавало то, что приобретенное Херстом издание было основано Альбертом Пулитцером, младшим братом Джозефа: Херст выкупил не слишком прибыльную на тот момент газету у следующего владельца. В битве за внимание читателя в ход пошли все средства, включая приукрашенные новости и придуманные сенсации. А еще комиксы. К тому моменту они, печатаясь поначалу в воскресных выпусках газет, стали выходить и по будням, а американские читатели в отсутствие других развлечений находили незатейливый юмор в картинках довольно забавным. Комиксы были своеобразным эквивалентом современных телесериалов - в них действовали сквозные герои, и "продолжение следовало".

Херст уже опробовал этот жанр в своей газете в Сан-Франциско, но в Нью-Йорке именно Джозеф Пулитцер первым начал разрабатывать сию золотую жилу. Точнее, желтую, по цвету ночной рубашки главного персонажа - Желтого Малыша (The Yellow Kid). В 1895 г. этот комикс придумал карикатурист The New York World Ричард Аутколт. Здесь впервые появились характерные для жанра облачка с текстом, но самым главным отличительным признаком стало использование цвета в газете - желтая рубашка выделялась на черно-белом фоне. Собственно, благодаря именно этому персонажу возникло выражение "желтая пресса", то есть СМИ, которые пишут легко, просто и броско, ориентируясь на сенсации.

Через год после того, как он придумал Желтого Малыша, Ричард Аутколт перешел на работу к Херсту: переманивание перспективных кадров уже тогда являлось средством конкурентной борьбы. Права на название комикса отсудить у экс-работодателя автору не удалось, хотя сам графический образ в 1897 г. был признан Министерством финансов США, курировавшим тогда вопросы авторских прав, не подлежащим регистрации. Через несколько лет Джозеф Пулитцер отплатил Херсту той же монетой, переманив из The Journal карикатуриста Рудольфа Диркса, автора другого популярного газетного комикса про пару "отвязных" детей - Katzenjammer Kids (в вольном переводе - "обморочные ребята"). Впрочем, по слухам, Уильям Херст сам спровоцировал уход Диркса, пригрозив ему увольнением, когда художник заболел и не смог выйти на работу. Диркс как создатель комиксов пошел дальше и, кроме текста в облачных выносках, придумал другие графические знаки, ставшие классикой: звездочки, обозначавшие боль от ударов, и изображение распиливания бревен в качестве символа храпа. К тому же этот комикс уже был четырехцветным. События с Katzenjammer Kids развивались по похожему сценарию - персонажей автор мог использовать и дальше, а вот название осталось у прежнего работодателя, который, к слову, нанял замену карикатуристу. Диркс переименовал свое детище в "Капитан и ребята" (The Captain and the Kids), и в этой версии история стала в результате весьма успешным самостоятельным комиксом, выпускавшимся компанией United Feature Syndicate уже после смерти автора вплоть до 1979 г.

Триумфальное шествие

Популярность комиксов в США росла по мере их распространения в региональных изданиях. В 1902 г. Уильям Херст начал печатать одни и те же комиксы в разных газетах, часть из которых принадлежала ему, а остальные приобретали соответствующие лицензии. К 1908 г. истории в картинках, созданные авторами, работающими на медиамагната, публиковали 83 газеты в 50 американских городах. Довольно быстро стало понятно, что заработать на комиксах можно не только благодаря газетным тиражам. Все тот же Ричард Аутколт в 1902 г. создал новый детский образ Бастера Брауна, ребенка из семьи среднего класса, который, как и все предыдущие персонажи комиксов начала XX века, любит розыгрыши и дурацкие шалости. Комикс о Бастере Брауне стал выходить в газете The New York Herald, однако в этом случае Аутколт зарегистрировал своего персонажа и его имя как товарный знак, намереваясь заработать на мерчандайзинге. И эти планы осуществились. Бастер Браун рекламировал все подряд - часы, трикотаж, кофе, муку, пианино и многое другое. Рекламные контракты от компаний принесли автору персонажа только за первые три года $44 000. Позже Бастер Браун и вовсе дал имя производителю детской обуви The Brown Shoe Company, существующей до сих пор, а Аутколт только успевал получать дивиденды.

В 1920-е и 1930-е, кроме Бастера Брауна, на товарных этикетках в США стали появляться Krazy Kat, Barney Google, сиротка Энни и другие комические персонажи, знакомые американцам по газетным страницам. Производители игрушек были наиболее заинтересованы в контрактах с правообладателями комиксов. Рекламные фирмы, основываясь на результатах маркетинговых исследований, стали чаще использовать рекламу в стиле комиксов даже для консервативных брендов, прежде предпочитавших исключительно сдержанные текстовые объявления. Газетные комиксы вырезали и коллекционировали, но и это еще не все. Золотой век жанра наступил с появлением книжек-комиксов.

В 1933 г. типография Eastern Color Press из штата Коннектикут в качестве эксперимента решила напечатать брошюру из газетных комиксов, дабы загрузить простаивавшее оборудование. 8-страничную книжицу, озаглавленную "Парад комиксов", раздавали бесплатно. Через год компания выпустила вторую серию - "Знаменитые комиксы" - по 10 центов за штуку, и тираж тут же раскупили. Выпуски стали ежемесячными, а примеру Eastern Color Press последовали и другие.

Вариации без конца

Революцию же в индустрии, сделавшую из комиксов культ, совершили два подростка из Кливленда - Джерри Сигел и Джо Шустер, придумавшие в 1933 г. историю о Супермене. Поначалу издатели скептически отнеслись к герою со сверхспособностями, и продать свой комикс приятелям удалось лишь в 1938 г. компании National Allied Publications, ставшей вскоре DC Comics Inc. (одна из двух основных корпораций, выпускавших комиксы в США). Появление Супермена спровоцировало нашествие супергероев, которые с тех пор никогда не исчезали со страниц комиксов, и на них выросло не одно поколение американцев. Еще одной великолепной находкой DC Comics в конце 1930-х стал Бэтмен. Timely Comics, переименованная потом в Marvel Comics, в 1939 г. выпустила истории про андроида Человека-Факела, во время Второй мировой войны появился патриотичный Капитан Америка, а после целая толпа разнообразных мутантов, включая Людей Икс, Халка и Серебряного Серфера.

В начале 1950-х, однако, звезда славы высоконравственных супергероев миновала зенит, и издателям пришлось задуматься о том, чем и как компенсировать падение продаж. Уильям Гейнс из EC Comics решил подогреть интерес читателей, предложив им хоррор-сюжеты ("Склеп ужаса"), а также истории с довольно откровенными сексуальными сценами. Идея оказалась плодотворной, такого рода продукция тут же вошла в моду. Но у всякой медали, как известно, две стороны. Оборотной стороной успеха комиксов стали обвинения в, как сказали бы сегодня, дебилизации молодежи. В частности, такой точки зрения придерживался психолог Фредерик Вертам, опубликовавший соответствующую статью в Reader's Digest и целую книгу на сию тему с красноречивым названием "Совращение малолетних". С этого в США началась антикомиксовая истерия.

В 1954 г. Уильяма Гейнса даже вызывали в сенатский подкомитет, занимавшийся проблемами подростковой преступности. Организации матерей по всей стране устраивали публичные акции сжигания комиксов, во многих городах их запретили к продаже, кое-где на витринах остались только детские комиксы по мотивам Уолта Диснея.

Отрасль в итоге не захирела, но изменилась. Супергерои по-прежнему в цене, но в них все-таки больше человеческого и человечного. А в начале 1990-х комиксы перекочевали на кино- и телеэкраны, превратившись из чтива в зрелище.

Как ни странно, в Европе, где, собственно, и зародился жанр, комиксы на киноэкраны попадали куда реже. Одной из самых знаменитых экранизаций французских комиксов был снятый на основе научно-фантастических комиксов Жан-Клода Фореста фильм 1968 г. "Барбарелла: Королева Галактики" с молодой Джейн Фондой. Другие французские комиксы 1960-х - серия о галлах Астериксе и Обеликсе - стали комедийными блокбастерами и компьютерной игрой совсем недавно, в начале 2000-х. В Бельгии в 1960-е выпустили несколько фильмов о юном репортере Тинтине - плоде фантазии бельгийского художника Эрже. В 2011 г. к съемкам приложил руку Стивен Спилберг, сняв по комиксу технологически прорывную 3D-анимационную ленту.

Но по популярности сравниться с американскими комиксами могут только японские. Первые японские комиксы манга, созданные в послевоенные годы художником Осаму Тэдзука под впечатлением американских анимационных героев с непомерно большими глазами (Микки Мауса, Гуфи и Бетти Буп), легко трансформировались в мультфильмы аниме, и с тех пор популярность тех и других лишь росла. И не только на их родине. С конца 1990-х 45% французского рынка комиксов занимала японская манга. В 2000-х не меньше 40 американских изданий стали публиковать японские комиксы. Причем рассчитанная в Японии прежде всего на детей и малообразованную молодежь, в Европе и США манга привлекает выпускников вузов от 30 и старше.


Хулиганье

Жанр комиксов всегда балансировал на грани хулиганства. Само слово "хулиганство", как считается, пришло в язык из комиксов. Персонажи по фамилии Houlihan украшали обложки английского сатирического журнала Nuggets еще в 1890-х. Эти "хулиганы" были семьей ирландских иммигрантов, они проживали в южном Лондоне и отличались несколько странноватым поведением. Семейство (муж, жена, дети и козел) пребывало в бедности, и глава семьи пытался любым способом заработать на жизнь, включая кривлянье на публике, сбор старья и т.д. Они также купались в море в шляпах, переодевались в клоунские наряды, ездили в тележке, запряженной козлом... Дерзкий, но находчивый ирландец, разумеется, с сильным акцентом, противопоставлялся "правильной" английской культуре. Образ Хулигана перекочевал потом и в американские комиксы: Happy Hooligan печатался в газетах Уильяма Херста с 1900 г. В Великобритании слово "хулиган" примерно тогда же начало использоваться для обозначения уличных банд и замелькало в докладах полицейских.