Top.Mail.Ru
архив

Народ в помощь СМИ

К процессу окончательного формирования телевидения и печатных изданий в правильном направлении подключилась, наконец, и РПЦ. На проходившем в Москве международном фестивале православных СМИ управляющий делами Московской патриархии митрополит Климент предложил создавать зрительские и читательские жюри, мнение которых учитывалось бы при выдаче лицензий СМИ. Пояснив при этом, что речь идет не о цензуре, а о нетерпимости к «нравственной глухоте».

Нет ничего правильнее и эффективнее, чем подключение народных масс к решению различных вопросов в этой области. От «смерти троцкистским выродкам» до продажи водки с двух часов – все это проходило под грамотно организованное одобрение народных масс. Главная формальная мотивация брежневского периода, ставшая анекдотом – «по требованию трудящихся». С этой точки зрения отдавать вопрос о выдаче лицензий СМИ народному жюри вполне в русле советской традиции, и современная РПЦ действует достаточно логично. Другое дело, что самым полезным в этой идее может оказаться механизм формирования общественного жюри. Люди, входящие в его состав, будут отражать нужную власти точку зрения на то, кому стоит давать лицензию. Ну и конечно, не будут забыты и инициаторы – такой общественный лицензионный орган точно не обойдется без представителей Московской патриархии. Что вполне соответствует ее желаниям усилить свое влияние и присутствие в СМИ (в первую очередь на ТВ). О чем, собственно на том же форуме говорил и сам патриарх, заявивший, что России нужны общенациональная православная газета, телеканал и радиостанция. Нужны, отчего же не нужны. Но в общероссийском метровом диапазоне есть пока всего шесть каналов, из которых один (забранный у почившего ТВ-6) передан безо всяких реальных конкурсов каналу «Спорт». Благодаря чему можно часами наблюдать за элегантными мужчинами, вдумчиво бродящими вокруг бильярдного стола, или за каким-нибудь столь же зрелищным состязанием. Сделать еще один канал православным и один военным (надо ведь воспитывать патриотизм в том виде, в каком его себе представляют наши генералы) – и можно считать, что задача по построению ТВ, не беспокоящего граждан информацией и оценкой реально происходящих в стране событий, в целом выполнена.

Но остается еще одна, действительно серьезная проблема. Что, собственно, следует считать нравственным? Конечно, беспрерывная пальба, мордобитие, прочее насилие и выпивание мало способствуют созданию положительных примеров для телеаудитории. Но ведь и так называемое развлекательное телевидение – чудовищные ток-шоу, неописуемые юмористические программы и фабрики по производству фанерного музыкального сырья – напрочь лишают не только представления о минимальном вкусе и культуре, но и сильно затрудняют ответ на вопрос: а зачем для всего этого необходимо – и участникам и зрителям – даже среднее образование, не говоря о высшем? И до какой степени нравственной может считаться нация, у которой большая часть населения смотрит все это. Нравится ей это на самом деле, или телевизионные руководители умело навязывают свои представления о предпочтениях, – сейчас вопрос второй.

И насколько нравственным выглядит выходящая за все рамки приличий пропаганда героических деяний и речений высшего руководства, при все более возрастающем объеме лицемерного вранья, произносимого с экранов высокими чиновниками и политиками из победившей элиты либо из созданных Кремлем искусственных политических организаций.

Так что, начиная борьбу за нравственность в СМИ, хорошо бы определить, что это такое на сегодняшний день.

 

Еще по теме