Top.Mail.Ru
архив

Нашествие мутантов

 

Снизившийся спрос на мобильные телефоны серьезно подпортил финансовые результаты производителям сотовых «трубок». Чтобы вновь привлечь внимание потребителя, ведущие компании занимаются разработкой новых комбинированных устройств – таких, например, как гибрид карманного компьютера и телефона.

 

2001 год оказался для производителей мобильных телефонов весьма неблагоприятным. Вместо запланированных 420 млн мобильных телефонов во всем мире было продано 395 млн «трубок». Ведущие производители телекоммуникационного оборудования объявили о завершении года с убытками. Исключение составили лишь финская Nokia и немецкая Siemens, однако большая часть бизнеса Siemens не связана с мобильной связью.

В поисках выхода производители и операторы обращаются к новым технологиям и услугам. Некоторые из их новинок – в частности, WAP (доступ в Интернет с мобильного телефона) – оказались мало привлекательными с коммерческой точки зрения. Тогда производители стали создавать комбинированные устройства, совмещая сотовые телефоны с музыкальными проигрывателями, фотокамерами, а также карманными персональными компьютерами (КПК, английское сокращение – PDA).

 

Мичуринцы-связисты

 «На рынке существует отдельная ниша для гибридных устройств. Этот сектор будет расти по мере приближения к сетям третьего поколения. Универсальное решение «из одних рук» очень привлекательно для потребителя», – говорит директор департамента российского отделения Siemens Сергей Яковлев.

Разработкой и продвижением устройств-гибридов (их еще называют смартфонами. – Прим. «Ко») занимаются практически все ведущие производители. Nokia уже выпустила на рынок три модели «коммуникаторов» – устройств, совмещающих функции КПК и мобильного телефона. Свои модели предлагают Motorola, Siemens, Mitsubishi (продает мобильные телефоны под торговой маркой Trium), Sagem, Samsung и другие.

«Создание комбинированных устройств – заметная тенденция на рынке электроники. Компании стремятся создавать устройства, совмещающие в себе различные функции», – отмечает руководитель отдела телекоммуникаций российского представительства Samsung Дмитрий Кузнецов.

По словам менеджера российского отделения Motorola Андрея Быченко, эта тенденция проявилась уже несколько лет назад. «Первопроходцами можно назвать компании, которые разработали устройства типа «персональный секретарь», – Microsoft, Symbian и Palm. К их опыту присматривались и фирмы – изготовители сотовых телефонов. Они предполагали, что с помощью коммуникатора пользователю можно будет продать не только «время на линии», но и дополнительный сервис. Старт гонке коммуникаторов был дан в 1997 году, когда Microsoft начала переговоры с фирмами – изготовителями сотовых трубок, предложив им в качестве операционной системы Windows CE», – говорит Андрей Быченко.

Фальстарт

Насколько блестящи перспективы, открывающиеся перед гибридными устройствами, – вопрос спорный. «Отзывы пользователей о смартфонах разнятся. Пессимисты утверждают, что смартфоны неудобны: для телефона они слишком громоздки, для компьютера – недостаточно функциональны. Оптимисты же придерживаются той точки зрения, что универсальные аппараты, объединяющие в себе функции нескольких устройств, способны значительно облегчить жизнь пользователям», – говорит Кузнецов.

В Nokia объемами продаж новых устройств довольны. «В Европе продажи «коммуникатора» даже превзошли наши прогнозы, – говорит директор московского филиала Nokia Раймо Ниукканен. – Наших «коммуникаторов» было продано больше, чем любой отдельно взятой модели КПК. Тем не менее мы признаем, что гибридные аппараты – узкоспециальный продукт, и настоящего бума ожидать не будем».

Продавцы сотовых телефонов считают, что время «мутантов» еще не пришло, но следить за новинками все равно необходимо. Говорит управляющий московской дилерской компанией «Евросеть» Евгений Чичваркин*: «Делать масштабный бизнес на смартфонах еще рановато. Мы продаем различные модели гибридных устройств, но большой прибыли они нам не приносят. Наиболее выгодными для розничного бизнеса сегодня являются недорогие и простые аппараты – например, модели Motorola m-серии. Спрос на комбинированные устройства – дело будущего. Если говорить образно, то за исключением высокотехнологичного сотового рынка Японии весь остальной мир сегодня пребывает на стадии паровых машин. Настоящий бум на смартфоны начнется в Европе года через два, а у нас – не раньше чем через три-четыре года. Но за развитием технологий мы следим внимательно. Если упустить момент, когда «гибриды» станут хитом продаж, то догонять конкурентов будет поздно. А настоящим хитом комбинированные устройства станут тогда, когда они смогут передавать видео, музыку и т.д. – притом в цвете и на русском языке. Вот тогда смартфоны будут раскупаться, как горячие пирожки».

 

О пользе воспитания

Несмотря на скептические отзывы потребителей и операторов разработчики не хотят отказываться от «мичуринских» проектов.

«Крупнейшие мировые производители считают, что важно не только следовать за спросом, но и создавать его. Потребителя нужно воспитывать, предлагая ему воспользоваться новыми устройствами и новыми услугами», – говорит Кузнецов.

«По прогнозам аналитиков, рынок будет расти быстрее всего на стыке телекоммуникаций и компьютерных технологий. Современный человек стремится к мобильности и независимости. Смартфоны позволяют ему оставаться вовлеченным в рабочий процесс, постоянно находиться на связи и пребывать в рабочем информационном поле независимо от местонахождения», – считает Сергей Яковлев.

Поскольку смартфоны не достигли пока должного уровня совершенства, производители стремятся наращивать обороты, усложняя и совершенствуя «обычные» телефоны. Инициативу производителей приветствуют операторы связи. В условиях жесткой конкуренции операторы могут увеличить доходы от одного абонента лишь за счет предложения всевозможных дополнительных услуг. Сегодня уже никого не удивишь телефоном со встроенным цифровым плейером. Все большей популярностью пользуется услуга по продаже мелодий для телефонов. На российском рынке такую услугу начали предлагать компания «Вымпелком» совместно с Nokia.

Стремясь «застолбить участки» на будущее, компании-производители действуют не только порознь, но и сообща. На прошлой неделе в Каннах на выставке 3GSM World Congress компании Microsoft, Intel и Texas Instruments заявили о совместных инициативах по разработке нового поколения сотовых телефонов и КПК с беспроводными возможностями. Американские компании надеются разработать единую платформу, которую производители мобильных телефонов и КПК будут брать за основу.

Другим заметным событием последних недель стало заключение альянса между ранее непримиримыми конкурентами – Nokia, Siemens, Sony и Ericsson. Эти компании объединили свои усилия для создания нового стандарта для передачи мультимедийных сообщений – MMS.

 

…И бесплатно покажет кино

MMS – глобальный стандарт, с помощью которого пользователи мобильных телефонов смогут отправлять и получать сообщения, содержащие текст, звук, графику, фотографии и даже небольшие видеоклипы. MMS имеет более широкие возможности по сравнению со своим предшественником – стандартом SMS, который позволяет передавать только тексты объемом до 160 символов.

Телефоны с поддержкой MMS будут иметь встроенный редактор, позволяющий создавать и редактировать мультимедийные сообщения. Подключив к аппарату цифровую камеру, пользователь сможет передавать изображения и создавать собственные открытки. Получившиеся сообщения можно отсылать на другой телефон, поддерживающий MMS, или по электронной почте. Первые продукты с применением технологии MMS появятся на рынке в 2002 году.

 

Во что превращается мобильный телефон

Гибрид мобильного телефона и КПК обычно называют смартфон (smartphone – «умный», «крутой» телефон). «Коммуникатор» – имя собственное. Так компания Nokia называет свои смартфоны – например, модель Nokia 9210 Communicator.

Эти аппараты совмещают в себе функции мобильного телефона и персонального цифрового помощника: они обеспечивают передачу электронной почты, работу с календарем и записной книжкой, работу с простыми приложениями и, разумеется, собственно телефонный разговор. Смартфоны используют операционные системы, на которых работают КПК. Сегодня картина примерно такова: Nokia, Ericsson, Motorola, Sony, Sanyo, Matsushita (торговая марка Panasonic), Philips разрабатывают продукты на базе Symbian; Siemens и Samsung – на основе Microsoft Windows CE; устройство, созданное на базе Palm, анонсировали Kyocera и Motorola.

По мнению аналитиков из Gartner Group, к  2003 году смартфоны займут около 10% на рынке сотовых телефонов, но вытеснить беспроводные КПК с полок магазинов они не смогут.


* признан в России иностранным агентом

Еще по теме