Наши марки
Афоризм: "Бизнес - это война" придуман не в России, а в Америке. Но войны, как известно, бывают разные. Большие, хорошо оснащенные армии стремятся победить врагов мощью своего оружия. Мобильные партизанские отряды берут хитростью и смекалкой. Производство подделок - очень хитрая индустрия.
Иностранцев обижают
Не секрет, что больше всего от подделок на территории России страдают иностранные компании. Просто им принадлежат самые узнаваемые торговые марки. Зарабатывают же на подделках в нашей стране в основном отечественные фирмы. Может быть, в этом кроется одна из причин того, что власти не спешат выступать в этой войне на стороне цивилизованного производителя?
Вот, например, пресловутая "Горбушка". С некоторых пор компакт-диски отечественных исполнителей на ней представлены в основном в лицензионном варианте, а иностранные музыканты большей частью в пиратском. Этот рынок имеет оборот в десятки миллионов долларов и худо-бедно, но приносит доходы московскому бюджету. На "Горбушке" работают сотни человек, преимущественно молодых. Не в обиду этим людям скажем, что многим из них, не будь "Горбушки", было бы непросто найти другую работу.
Тысячи других молодых людей приезжают на этот рынок в выходные дни и проводят там порой по несколько часов. Радиостанция "Максимум" проводит на "Горбушке" перманентный "музыкальный фестиваль" - бесплатные выступления популярных исполнителей под открытым небом. Опять же молодежи, у которой не хватает денег на платный культурный досуг, есть куда податься. Налицо "социальный фактор".
На удовлетворение спроса на пиратские компакт-диски работают несколько подмосковных предприятий (из Болгарии, как раньше, эту продукцию, по неофициальной информации, давно уже не возят). А значит, и где-нибудь в Зеленограде создаются дополнительные рабочие места.
Подытожим вышеизложенное. Если "Горбушка" работает - одни люди получают работу, другие (их работодатели) - высокорентабельное дело, третьи (потребители) - вполне качественную продукцию по цене на порядок ниже лицензионной. Бюджет получает налоги. Это одна чаша весов.
Если "Горбушку" закрывают - производители западной лицензионной продукции (несколько фирм) получают импульс к развитию своего российского бизнеса, а Россия - имидж страны, борющейся с пиратами. Это вторая чаша весов.
Допустим, вы чиновник правительства Москвы или Западного административного округа, на территории которого расположен рынок. Какая чаша весов в ваших глазах должна перевесить?
Ответ кажется очевидным. Поэтому "Горбушка" до сих пор существует.
Рынок у Дома культуры имени Горбунова - яркая иллюстрация российского парадокса. Лозунг "Остерегайтесь подделок!", бесспорно, правильный - кто поспорит, что государство должно оберегать граждан от "липы"? Но этот лозунг входит в прямое противоречие с другим: "Покупайте российское!"
Лучшие из худших
Итак, серьезная борьба с "паленой" продукцией нашим государственным мужам, как это ни парадоксально звучит, не нужна. Но имитацию этой борьбы чиновники научились использовать в своих корыстных интересах. В лучшем случае этот интерес заключается в дополнительном наполнении бюджета, в худшем - в создании еще одного повода наполнить собственные карманы.
"За последнее время все попытки государства провести хоть какую-то борьбу с подделками вызывают жесточайшую критику со стороны специалистов, - говорит Олег Комаровский, начальник пресс-службы службы Конфедерации обществ потребителей (КонфОП). - Пока все усилия сводятся к тому, что всякого рода постановлениями власти пытаются ввести обязательную маркировку товара. Но эффект от такого шага достигается прямо противоположный".
"Марочное" регулирование с некоторых пор стало любимым средством властей в их псевдоборьбе с подделками. "Проблема подделок не имеет простых решений, - считает Вадим Желнин, гендиректор ассоциации рекламодателей. - Некоторые региональные власти и даже федеральные органы прибегают к наиболее простым и вредным мерам. Я имею в виду обязательное маркирование товаров. Эти марки не способствуют борьбе с подделками, но они приводят к удорожанию товара. Сейчас появляются еще и региональные марки. В частности, в Кемеровской области власти обязывают клеить марки на все безалкогольные напитки. Так воздвигаются барьеры для движения товаров по территории России".
В мировой практике различные голографические значки и печати фирмы лепят на свой товар добровольно, чтобы защитить продукцию. И у нас есть такие примеры. Чиновники же поступают наоборот: обязывают компании навешивать маркировки. Если учесть тот факт, что товар проходит долгий путь - от вендора к дистрибутору, от дистрибутора к дилеру и т. д., - и на каждом этапе покупатель должен клеить очередную марку, можно себе представить, насколько возрастает цена такого товара.
"Московские власти ввели акцизную марку на видео- и аудиопродукцию, - рассказывает Виктор Алисов, заместитель гендиректора компании "Союз - Видео". - Каждая марка стоит 3,5 руб., и фирма, подобная нашей, должна заплатить в московскую казну около $100 тыс. в месяц. За эти деньги мы могли бы нанять милицию и они бы разогнали всех пиратов моментально".
Милицейские рейды - второй излюбленный ход властей в борьбе с подделками. Производителям "настоящих" товаров он нравится больше, чем марки. Но порой создается впечатление, что эти рейды преследуют не столько цель задушить бизнес производителей подделок, сколько какие-то другие задачи. Вернемся к нашей "Горбушке". На ее обитателей милиционеры наезжают регулярно. А не проще ли было бы накрыть зеленоградских производителей распространяемой на рынке продукции? Такая акция могла бы сломать "левый" аудиобизнес на корню. Но создается впечатление, что это пока не входит в планы милицейского начальства.
Тем не менее иностранные производители оценивают вклад милиции в борьбу с подделками выше, чем усилия любого другого российского органа власти (см. диаграмму). Можно себе представить, как же тогда работают эти другие органы.