Top.Mail.Ru
архив

Наши выбирают Wharton

За последние девять лет образование в западных бизнес-школах получили порядка 600 российских студентов. Большинство из них обучались в самых престижных школах. В менее известных заведениях такого рода иностранцев, как правило, меньше, чем резидентов. Соответственно и россияне учатся в них крайне редко.

 

Российские студенты при выборе бизнес-школы весьма разборчивы. Сначала они пытаются поступить в ведущие школы, и лишь в случае неудачи некоторые из россиян соглашаются учиться в заведениях с более низким рейтингом. Школы, вообще не входящие в рейтинги респектабельных учебных заведений, россияне, как правило, игнорируют.

Такое поведение наших студентов вполне понятно. Для России бизнес-образование – явление сравнительно новое, и у нас в стране известно пока не так много школ. Диплом школы бизнеса, незнакомой российским работодателям (пусть даже школа эта хороша), считается рискованным активом, вложения в который могут и не оправдаться.

Из всех американских школ бизнеса самая большая российская диаспора в Wharton. Ежегодно школа принимает 12 – 14 русскоязычных слушателей. По данным CLUMBA – ассоциации русскоговорящих выпускников ведущих бизнес-школ, – с 1992 по 2000 год из стен этой школы вышли более ста русскоговорящих студентов из России и стран СНГ. Популярны у наших студентов и другие американские школы – Harvard, LBS, Rochester и Columbia. Ежегодно в каждую из них поступают от 4 до 10 россиян.

В Европе наших больше всего во французской школе INSEAD. Туда каждый год поступают 11 – 15 россиян.

«Ежегодно 15 американских и 5 европейских ведущих школ бизнеса выпускают порядка 100 россиян», – говорит Андрей Гусев, управляющий координатор CLUMBA.

По словам Зои Зайцевой, исполнительного директора компании MBA Consult, каждая бизнес-школа имеет собственную квоту для представителей разных стран. Именно от величины квоты на иностранных студентов (в частности, на россиян) зависит, сколько иностранцев будет зачислено в ту или иную школу. К примеру, в США много школ, которые ориентируются прежде всего на американцев, а иностранных студентов берут весьма неохотно. Наиболее наглядный пример – школа Kellogg.

Очень мало русскоговорящих студентов и в таких школах бизнеса, как Yale, Carnegie Mellon, Berkeley (Haas) – от одного до четырех слушателей в год.

 

«Чужие» среди «своих»

Как показывает практика, большинству россиян, поступающих в бизнес-школы, безразлично, будут ли они учиться вместе с соотечественниками. Другое дело, что в момент подачи документов абитуриент пытается выяснить, существует ли в школе квота на россиян, какова она и сколько соотечественников уже зачислено в тот или иной класс. Идеальный вариант – поступать в школу бизнеса, в которой в течение предыдущих двух лет вообще не было представителей России. Но среди ведущих школ таких мало.

«Поступая в Harvard, я пытался узнать, какие студенты из России уже отучились в этой школе, – рассказывает Дмитрий Крылов, начальник отдела маркетинга концерна «Калина». – Мне хотелось пообщаться с бывшими студентами, узнать, что им дала программа в этой школе, каковы их карьерные достижения через несколько лет после выпуска».

«А я не особо задумывался о том, будут ли в моей школе учиться русские или нет», – говорит Вячеслав Иванов, директор корпоративных финансов компании Nikoil.

«Я выбирал себе школу бизнеса, в которой было бы как можно меньше русских, – признается Александр Ансимов, инженер по организации производства российского представительства компании Mars, выпускник школы Rochester. – Среди россиян, учащихся в бизнес-школах, много людей, которые получают бизнес-образование, чтобы эмигрировать. В профессиональном плане они мне были не очень интересны».

Есть среди слушателей бизнес-школ и такие, кто считает, что учиться вместе со «своими» гораздо легче, чем в окружении сплошных «чужаков». Мол, в случае чего соотечественники наверняка помогут.

Практика показывает, что в одних школах бизнеса русские вообще не общаются друг с другом, а в других – например, в INSEAD и LBS – дружат и постоянно общаются. Но только вне учебы. Когда дело касается занятий и образовательного процесса, действует правило «каждый сам за себя». К примеру, соотечественники не дают друг другу списывать или пользоваться конспектами и учебниками, которые в любой бизнес-школе стоят недешево. Все слушатели бизнес-школ, как мы уже рассказывали в одной из публикаций, живут, повинуясь законам жесткой конкуренции.

«Как правило, в бизнес-школе русские предпочитают общаться с иностранцами, – рассказывает Татьяна Лозанская, руководитель программ американской компании IFC. – Когда я училась в Stanford, со мной занимались еще трое россиян. С одной из российских девушек мы вместе снимали квартиру, а двое других держались особняком и старались даже не приближаться к нам. Всем своим видом они показывали, что приехали в Штаты для того, чтобы интегрироваться в западную культуру, а не «вариться» в своей собственной».

Зато по окончании бизнес-школ выпускники стараются наладить и поддерживать контакты с однокашниками-соотечественниками. Для такого общения в Москве даже создана ассоциация выпускников ведущих бизнес-школ – CLUMBA.

В целом же наличие студентов-соотечественников – малозначимый фактор при выборе бизнес-школы. Гораздо важнее другие критерии: наличие той или иной специализации, стоимость программы, размеры финансовой поддержки, трудоустройство и зарплата по окончании учебы. И, наконец, страна и местоположение самой школы.

ПЗ Число русскоязычных выпускников с 1992 по 2000 год

 

Школа

Выпускники

Wharton

102

 

INSEAD

70

 

Rochester

45

 

Harvard

42

 

Columbia

36

 

Michigan

31

 

Erasmus (Rotterdam)

30

 

London Business School

29

 

MIT (Sloan)

27

 

NYU (Stern)

25

 

Stanford

24

 

Chicago

23

 

Kellogg

17

 

IESE

14

 

Duke (Fuqua)

13

 

IMD

11

 

Dartmouth (Tuck)

10

 

Berkeley

9

 

Cornell

8

 

Darden

8

 

Carnegie Mellon

6

 

Yale

4

 

 

Источник: Ассоциация CLUMBA

Еще по теме