Назад в кэш: НДС на эквайринг грозит ростом наличного оборота
Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press
Введение НДС на обслуживание безналичных платежей станет бременем не только для коммерческих банков, но и для их клиентов. Комиссии нелинейно вырастут, пользователи будут уходить в наличные расчеты, а государство начнет их ограничивать, ожидают финансисты. Это может стать дополнительным инструментом привлечения граждан к цифровому рублю.
На днях «Коммерсант» опубликовал выдержки из отзыва Национального совета финансового рынка (НСФР) на законопроект о поправках в Налоговый кодекс. Неназванные авторы законопроекта предлагают отменить льготный режим НДС (0%) на обслуживание платежей по банковским картам и «при осуществлении информационного и технологического взаимодействия (ИТВ) между участниками расчетов».
Что конкретно имеется в виду под ИТВ, издание не уточняет. Но из комментариев НСФР и представителей Национальной платежной ассоциации (НПА) следует, что речь идет обо всей экосистеме безналичных расчетов. Налогообложение коснется не только карт, но и платежей с помощью СПБ, QR-кодов, биометрии, NFC и Bluetooth, опасаются в Сбербанке.
В случае принятия поправок, НДС на обслуживание любого из этих платежей составит 22%. В НПА предлагают увеличивать налог хотя бы поэтапно, ограничив его 10% в 2026 году. Иначе это вызовет «одномоментный рост стоимости на 22% осуществления всех видов розничных платежей в экономике», цитирует издание отзыв на законопроект.
В большинстве случаев российский бизнес не взимает плату за эквайринг, СБП, NFC, QR-платежи напрямую с покупателя. С банком или платежной системой за проведение безналичных транзакций расплачивается сам бизнес. Но реально комиссия банка заложена бизнесом в стоимость товара или услуги. После введения НДС размер комиссии повысится на 22%. Соответственно, несколько вырастет и стоимость товаров и услуг.
Сейчас для малого и среднего бизнеса комиссии коммерческих банков за платежи по картам, в том числе с использованием NFC, составляют от 0,95% до 2,5% суммы транзакции. Крупные ритейлеры могут получать ставки от 1% и ниже благодаря большому обороту. Комиссии для бизнеса за платежи по СБП, в том числе с использованием QR и биометрии, составляют 0,4–0,7% от суммы платежа: это регламентировано Центробанком. Для некоторых категорий платежей (например, за социально значимые услуги) возможны скидки. Комиссии за интернет-эквайринг и онлайн-платежи составляют в среднем 1,3–2,3%. Переводы через СБП для частных лиц в пределах 100 000 руб./мес. обычно бесплатны.
Нулевой НДС для банковских операций действует с 2006 года, он стимулировал быстрое развитие безналичных платежей. Сегодня их доля в розничном обороте близка к 90%, для государства они прозрачны. Отмена налоговых льгот может развернуть этот тренд вспять, предупреждают в НСФР.
Василий Солодков, директор Банковской школы НИУ ВШЭ, считает НДС на безналичные платежи в целом довольно парадоксальным явлением. «НДС — это налог на добавленную стоимость. Когда вы осуществляете какой-то платеж, то никакой новой стоимости не создается», — заметил он в беседе с «Компанией».
Проблема подобных новаций, по его словам, состоит в необходимости пополнить бюджет. «Но надо думать над тем, каким образом сокращать расходную часть, а не увеличивать доходную. Потому что темпы роста экономики близки к нулю. Инфляция, если ее мерить по «Индексу оливье» (изменение стоимости набора продуктов для приготовления этого салата. — Прим. ред.), колеблется от 25% до 35%, и мы видим тренд к ее ускорению», — отмечает эксперт.
Потенциальные потери для банков в случае введения НДС оценивают в десятки миллиардов рублей ежегодно. И они обязательно скажутся на комиссиях для розничных клиентов, говорит президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян.
«Не думаю, что это большая радость для простого пользователя, — комментирует он "Компании" законодательную новацию. — Потому что на самом деле попытки со всего взять комиссии, налоги и какие-то сборы будут способствовать тому, что люди будут стараться уйти опять в наличный оборот. Мы от этого уходили, прекрасную создали систему платежную. Она не только может конкурировать с международными, она во многих случаях опережает их. Люди активно ею пользуются, и это толкает их еще больше уходить от наличности. Это очень позитивно для экономики и в целом для страны. Любые обратные действия приведут к тому, что люди будут стараться опять при любом удобном случае уходить в кэш».
С прогнозом согласен и Василий Солодков. «Если у вас растут затраты, покрывать их можно только за счет конечного пользователя, других способов еще не придумано», — говорит он. Линейной зависимости между НДС на платежи и комиссиями банков, скорее всего, не будет, считает эксперт: учитывая конкуренцию между банками, комиссии будут меньше банковских издержек на обслуживание платежа. Тем не менее, для населения это станет стимулом уходить от безналичных платежей в наличные. «А дальше государство начнет бороться с наличным оборотом», — прогнозирует Солодков.
Он также не исключает, что рост комиссий коммерческих банков станет инструментом продвижения цифрового рубля. Сейчас население относится к этому новшеству настороженно: около 40% россиян не видят преимуществ в использовании цифрового рубля, 51% не хотят его использовать.
Вместе с тем, для граждан переводы и платежи в цифровых рублях бесплатны, а для бизнеса действуют невысокие комиссии по единым тарифам Банка России, который выступает непосредственным оператором платежей. Если комиссии коммерческих банков на безналичные платежи вырастут, пользователи могут в ряде случаев предпочесть платежи в цифровых рублях.
Еще по теме
