Top.Mail.Ru
архив

Не проиграть в рулетку

Одиночество продолжает сопровождать современного человека, несмотря на все существующие способы коммуникаций, не доступные нашим предкам. Именно оно обрекает на успех практически каждый сервис, который добавляет в жизнь возможности для общения.

 В этом, наверное, и таится секрет успеха нового сайта Chatroulette.com, созданного, по общепринятому мнению, московским школьником 17-ти лет Андреем Терновским. Правда, интернет-деятель Антон Носик утверждает, что, побывав в Киеве на семинаре, встретился с настоящим автором проекта, которым является известный "русскоязычный" венчурный инвестор. Назвать имя "серьезного бизнесмена" Носик не решился. Технари утверждают, что "поднять" такой сайт на коленке вполне возможно. Реализация не является слишком сложной, и нагрузки на серверы не столь высоки, так как используется схема peer-to-peer взаимодействия между пользователями. То есть данные передаются непосредственно с компьютера на компьютер, как в Skype, минуя сервер. Самое главное в этом проекте - идея, которая и сделала его столь популярным. Хотя версия о том, что школьник понадобился для PR, также звучит вполне правдоподобно.
   Суть "чат-рулетки" в том, что сервис позволяет пообщаться со случайным человеком посредством видеосвязи. При входе на интернет-страницу появляется окно, в котором транслируется картинка с камеры совершенно случайного собеседника. Если зрелище вам не понравилось, достаточно нажать на кнопку Next (следующий), и система выдаст вам новое лицо. Правда, вероятность увидеть там действительно интересного человека и даже просто лицо довольно низка. По большей части в "чат-рулетку" играют эксгибиционисты, демонстрирующие собственные гениталии. Однако людей это не смущает. По данным аналитической компании ComScore, всего за месяц, с января по февраль, аудитория проекта увеличилась с 944 000 до 3,9 млн человек. А по подсчетам Google Trends for Websites, в день на сайт заходят более 500 000 пользователей. Большая часть посетителей приходит на Chatroulette из США, Китая, Франции и Германии. Американцев там примерно 47%.
   Сервис был запущен в ноябре 2009-го, но истинную популярность обрел в 2010 году, после того как репортажи о Chatroulette сняли несколько американских телеканалов, а The New York Times и The Guardian напечатали о нем статьи. В феврале подавляющее большинство посетителей приходили на сайт через ввод названия сервиса в поисковиках. Вряд ли СМИ настолько заинтересовались бы проектом, если бы не легенда про очередного 17-летнего русского гения.
   Грамотный пиар сделал свое дело: проект привлек внимание венчурных инвесторов. Так, фонд Юрия Мильнера DST проявил к стартапу интерес. Андрей Терновский рассказывал немецкому изданию Spiegel, что DST делал предложение о покупке 10% проекта. Также рассматривают возможные сделки несколько американских инвестфондов, в частности Union Square Ventures.
   Сам автор "чат-рулетки" бросил учебу и отправился в США, где встречается с заинтересованными инвесторами. Он практически перестал отвечать на звонки и не любит общаться с российскими СМИ. По словам Терновского, идея сервиса пришла ему в голову внезапно. Просто захотелось пообщаться с новыми людьми. Программную часть он написал сам, а затраты на инфраструктуру ему помогли покрыть родственники.
   Александр Семенов, эксперт Центра венчурного предпринимательства МИРБИС, называет проект Терновского горячим: "Аудитория растет, значит, проект попал в тренд. Но для успешных инвестиций нужна стратегия развития и путь "выхода". Надо понять, кто купит долю инвестора, когда венчурный раунд будет завершен".
   Эксперт считает, что сейчас самое время делать "ангельские" инвестиции в "чат-рулетку" - можно вложить несколько сотен тысяч долларов на расширение пропускной способности и затем продать свою долю через 9 - 12 месяцев, пока сервис будет на волне популярности.
   Семенов считает, что, скорее всего, сервис станет дополнением к более традиционным сайтам знакомств. Тем более основной способ использования "чат-рулетки", который выбрали пользователи, именно в этом и заключается. Четвертое место по популярности в поисковиках занимает запрос Chatroulette girls - девочки из "чат-рулетки". А по данным системы интернет-статистики Alexa, ключевая аудитория сервиса - неженатые мужчины среднего возраста.
   "Возможно, что драйвером роста станет создание групп, чтобы случайного собеседника можно было найти внутри группы по интересам, по географической привязке", - рассуждает Александр Семенов. Самым большим минусом сервиса эксперт считает риск того, что спрос на него будет подвержен колебаниям моды. "Сервис останется модной игрушкой, не сможет завоевать прочной ниши в интернет-бизнесе, - объясняет Семенов. - Нужно создать для клиентов долгосрочную, не подверженную моде ценность".Эксперт приводит перспективный, но вместе с тем потенциально опасный сценарий развития проекта - широкомасштабное проникновение в этот сервис коммерции. То есть рекламные агенты будут искать случайных собеседников и "впаривать" им свои товары, появятся представители сетевого маркетинга. "При неумелом подходе к такой аудитории это может погубить сервис - люди будут отключаться от "чат-рулетки" в случае обилия рекламных обращений, - считает Семенов. - Должна быть продуманная политика относительно коммерческого использования "чат-рулетки" и укрепления ее репутации". В качестве вероятных способов монетизации эксперт называет возможность предоставления расширенного функционала за деньги, традиционную рекламу и виртуальные подарки вроде сердечек, поцелуев, цветов и т. д.
   "Андрею нужно достаточно быстро принимать решение о судьбе проекта, иначе не избежать клонирования, - уверен Александр Семенов. - В российском правовом поле "чистые" идеи защитить проблематично. Если появится западный сервис-клон, который к тому же станет расти очень быстро (не будет проблем с деньгами на сервера), тогда есть вероятность, что выйдет вперед именно последователь".