Top.Mail.Ru
архив

Нефтяники газуют

В этом году почти всем крупным российским нефтяным компаниям перестали нравиться собственные названия. Вместо просто нефтяных они решили стать энергетическими. И дружно бросились в газовый бизнес. «Полные карманы» лицензий на разработку газовых месторождений сейчас у «ЛУКойла», «Роснефти», ЮКОСа и ТНК.

 

Самой успешной из «начинающих газовиков» оказалась «Роснефть», месяц назад подписавшая с «Газпромом» соглашение о совместном освоении пяти крупных месторождений Ямало-Ненецкого округа и шельфа Баренцева моря. «Дочки» «Газпрома» и «Роснефти» – «Росшельф» и «Роснефть-Пурнефтегаз» создали на пару совместное предприятие, которое будет осваивать Харампурское газоконденсатное, Вынгаяхинское газонефтяное, Етыпуровское нефтегазовое, Приразломное нефтяное и Штокмановское газоконденсатное месторождения. Самым серьезным из этих приобретений «Роснефти» является получение 50-процентного контроля над гигантским Штокмановским месторождением, одним из крупнейших в мире.

 

«Роснефть» и «росгаз»

По мнению главы «Роснефти» Сергея Богданчикова, к 2020 году его компания сможет добывать около 50 млрд куб. м газа в год. А уже в 2005 – 2007 годах «газовые» доходы компании должны по объему сравняться с нефтяными. Президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов даже пообещал в будущем выйти на уровень 100 млрд куб. м газа. Однако, судя по всему, большая часть газового бизнеса «ЛУКойла» будет вестись за рубежом – на азербайджанском месторождении Шах-Дениз и казахстанском Карачаганаке. Что касается российских газовых планов «ЛУКойла», то известно, что дочерняя компания нефтяного гиганта – «Арктикнефтегаз» разрабатывает одну скважину на Ямале. Кроме того, «ЛУКойл» приобрел контрольный пакет компании «Ямалгазодобыча». При этом, по сообщению «Страны.ру», компания Алекперова заключила с администрацией округа соглашение о том, что в ближайшие пять лет вложит в разработку газовых месторождений ЯНАО около $1 млрд. По всей видимости, «ЛУКойл» не оставляет и надежд присоединиться к проекту «Роснефти» и «Газпрома» по освоению Приразломного месторождения. По крайней мере в пресс-службе «ЛУКойла» сообщили, что переговоры о присоединении к СП еще одного участника продолжаются. (В «Роснефти» факта переговоров с «ЛУКойлом» не подтвердили, заявив, что увеличение количества участников СП если и возможно, то не за счет уменьшения доли самой «Роснефти».)

У «Роснефти» есть еще и своя потенциальная ниша на газовом рынке, где отсутствует монополия «газпромовской» инфраструктуры, – Дальний Восток. Газификацией Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев будет заниматься компания «Дальтрансгаз», контролируемая «Роснефтью» (ей принадлежит контрольный пакет) и областными администрациями. Сырьевой базой для газификации региона станет газ с шельфовых месторождений Сахалина, для транспортировки которого планируется построить около 1700 км магистральных трубопроводов. По сути дела, программа газификации представляет собой создание автономного регионального энергетического рынка, годовое потребление на котором в ближайшие 20 лет, как прогнозируется, вырастет примерно на 16,5 млрд куб. м (сейчас эти регионы потребляют около 3,6 млрд куб. м). Очевидно, что роль, которую будет играть компания, контролирующая такую систему в этих регионах, не снилась ни олигархам, ни РАО «ЕЭС».

 

Угольный интерес

«Энергетическая» диверсификация нефтяных компаний распространилась не только на газовую отрасль. Например, «Роснефть» решила заняться углем. В апреле Сергей Богданчиков договорился с администрациями Сахалинской области и Хабаровского края об участии в региональном угольном бизнесе. «Роснефть» планирует заключить соглашение с хабаровской компанией «Ургалуголь» с объемом добычи примерно 3 млн тонн в год и «Угольной корпорацией Сахалина» (4 млн тонн). В перспективе «Роснефть» намерена увеличить объемы ежегодной добычи угля до 30 – 40 млн тонн. А этот показатель уже сопоставим с объемами добычи крупнейших угледобывающих предприятий Кузбасса.

 

Компания ЮКОС, по заявлению ее главы Михаила Ходорковского*, хочет выйти на уровень газодобычи в 15 млрд куб. м. Пока что у ЮКОСа есть доля в газовой компании Urengoil, владеющей лицензией на Яро-Яхинское месторождение в ЯНАО, и лицензии на разработку месторождений с высоким содержанием газа в Эвенкии, доставшиеся Ходорковскому вместе с покупкой Восточно-Сибирской нефтегазовой компании.

Тюменская нефтяная компания в содружестве с ВР участвует в газовом проекте «РУСИА Петролеум» (запасы – 1,4 млрд куб. м газа) и совместно с «Итерой» недавно получила полный контроль над действующим газодобывающим предприятием «Роспан». Объемы добычи «Роспана» в этом году неизвестны: попав в круговерть скандалов вокруг своего предприятия, менеджеры «Роспана» забыли составить отчетность. По данным ТНК, в 2000 году «Роспан» добывал примерно 1 млрд куб. м газа, но в этом году объем добычи, видимо, будет значительно меньше – процесс банкротства росту производства не очень-то способствует. 

В ожидании допуска

Как правило, свои лицензии на газовые месторождения нефтяники пока так и держат «в карманах» про запас, потому что не совсем ясно, когда же начнется долгожданная либерализация российского газового рынка. А именно – когда будут разработаны правила доступа независимых производителей к «трубе», которая до сих пор является имуществом «Газпрома», либерализованы внутренние цены на газ и дано право поставлять сырье на экспорт. Судя по всему, у независимых производителей газа наименьшие шансы выйти со своим топливом на зарубежные рынки. Например, в интервью «Прайм-ТАСС» вице-президент МГК «Итера» Геннадий Скиданов заявил, что «Газпром» заключил в Европе много долгосрочных контрактов, и потому для других россиян места на этом рынке не осталось. По словам Скиданова, его компания «сможет предложить свои услуги только после того, как в Европе увеличится спрос на газ». С либерализацией цен на внутреннем рынке сейчас тоже сложно. Например, в «Итере» рассказывают, что попробовали продавать газ по коммерческим ценам в Свердловской области. Надо сказать, что «Итера» через торговый дом «Уралсевергаз» практически контролирует поставки голубого топлива в этот регион, но даже это обстоятельство компании не помогло. Потребители отказались покупать сырье по ценам выше установленных ФЭК ($15 за 1000 куб. м).

Кроме того, у независимых производителей газа до сих пор нет никаких гарантий доступа к трубопроводам. Например, та же «Роснефть» более года безуспешно пыталась согласовать с «Газпромом» вариант транспортировки газа с Харампурского месторождения. Приемлемого варианта (в виде СП) «Роснефть» добилась, лишь когда «Газпром» возглавил Алексей Миллер. Соглашение о создании СП было подписано совсем недавно, причем окончательная схема допуска к сбыту, видимо, не утверждена. Поэтому пока неясно, будет ли сбытом газа заниматься сам «Газпром», расплачиваясь с «Роснефтью» деньгами, или же «Роснефть» получит отдельную квоту в газовой экспортной «трубе». Как бы там ни было, «Роснефти» удалось договориться с «Газпромом». Скорее всего, потому, что обе компании государственные. Остальные нефтяные компании по-прежнему находятся в ожидании либерализации газового рынка.

Например, по словам источника, близкого к ЮКОСу, эта компания сейчас не пытается разрабатывать месторождения с промышленным содержанием газа: «Чтобы подключиться к магистральном трубопроводу, надо прокладывать ветку, а стоит она дороже нефтяной на $20 млн – $30 млн за каждые 1000 км. Кто знает, через сколько лет мы получим доступ к трубе и на каких условиях». Кроме того, собеседник «Ко» весьма пессимистично смотрит на перспективу отделения от «Газпрома» транспортной составляющей: «При таком раскладе нефтяники вряд ли смогут в обозримом будущем добиться от «Газпрома» выгодного для себя тарифа». Мнение источника, близкого к ЮКОСу, в той или иной степени поддерживают и представители «ЛУКойла», ТНК и «Итеры». Во всех этих компаниях говорят, что судьба их предложений по реформе газового рынка была неизвестна, а сейчас они даже не знают, кто в «Газпроме» занимается разработкой проекта.

 

Кого спасет «Итера»

Не исключено, что частные нефтяные компании рассчитывают не на «Газпром», а на «Итеру», у которой есть связи практически на всех газовых рынках стран ближнего зарубежья. Кстати, при сохранении монополии «Газпрома» (и с учетом проблем сбыта на внутреннем и внешнем рынках) это самое зарубежье можно считать самым эффективным рынком сбыта. Не зря же «ЛУКойл», ТНК и ЮКОС заключили с «Итерой» соглашения о сотрудничестве. «ЛУКойл» до первого квартала будущего года собирается заключить контракты по освоению группы газовых месторождений в Узбекистане, а ЮКОС намеревается сотрудничать с командой Макарова в освоении месторождений Эвенкии. У ТНК пока только один совместный проект с «Итерой»: после долгих скандалов обе компании решили на пару управлять «Роспаном». Кроме того, с «Итерой» работают и госкомпании – «Зарубежнефть» в Туркмении и «Роснефть» в Казахстане.

Ситуацию же на внутреннем рынке пытается изменить губернатор Ямало-Ненецкого округа Юрий Неелов, который стремится объединить всех независимых производителей газа в регионе в лоббистскую организацию «Союзгаз». Единственным условием для участия в «Союзгазе» и работы на месторождениях округа Неелов поставил обязательную регистрацию газодобывающих «дочек» нефтяных компаний у себя в ЯНАО. По данным «Страны.ру», «Союзгаз» уже начал активно лоббировать создание бирж по торговле газом на федеральном и региональном уровнях.

* Признан в России иностранным агентом.

Еще по теме