Top.Mail.Ru
архив

Немилые местечки

13.01.201400:00

За границей очень ждали наших туристов на новогодние каникулы. И они приехали.

Но прибыло их не столько, сколько ждали. Итоговой статистики на момент подписания номера еще не было, но ориентиром могут служить результаты предновогоднего опроса, проведенного исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru в начале декабря 2013 г. По его результатам получается, что встретить 2014 г. год дома собирались 64% россиян. Более того, за прошедшие пять лет "новогодних домоседов" в РФ стало больше: в 2008 г. встречали праздник дома 56%. Что касается поездки на каникулы за пределы Родины, то ныне планировали ее совершить лишь 3%, а по некоторым другим оценкам, и меньше респондентов. При этом в категорию "За рубежом" попадала и Белоруссия. По данным телекомпании "Мир 24", тенденцию подтверждают и туроператоры, зафиксировавшие на рубеже 2013-2014 гг. снижение числа заказов на новогодние путевки. При этом и количество дней за границей, и стоимость поездки в целом имеют тенденцию к снижению. Наши соотечественники ведут себя сегодня расчетливей. Но есть и другая сторона вопроса: прежде милые местечки теряют привлекательность.

туризм, турбизнес

"Не надо обедать там, где есть меню на русском" - таково кредо, которому должен следовать россиянин в "старой" Европе. Слишком велики шансы того, что цены будут на 10-20% выше, а качество еды - на столько же ниже среднего. В этом году правило со всей очевидностью сработало и на французском Лазурном Берегу, и на Лигурийском побережье Италии. Правда в том, что сегодня, например, Ницца как место отдыха или постоянного проживания многих не устраивает. Раскрученность и многолетний наплыв приезжих привели к девальвации бренда, снижению комфортности пребывания в городе, почти уничтожению его аутентичности, падению качества обслуживания, продуктов, развлечений, шопинга. Похожая ситуация сложилась в Сан-Ремо, на Лигурийском побережье Италии.

Возможно, не в последнюю очередь поэтому так и норовят продаться россиянам квартиры в Ницце, прямо на Променаде-дез-Англез. На растяжках под окнами предлагающегося жилья слово "Продается" написано сначала по-русски, и крупно, и лишь второй строкой, и куда мельче, по-французски. Витрины агентств недвижимости пестрят предложениями: от 220 000 евро за 25-метровую студию до 500 000-750 000 евро за квартиру с 2-4 комнатами или 1,5-3 млн евро за виллу с хорошим участком.

Практически сошли на нет даже покупки роскошных вилл миллиардерами, все больше усилий требуют и их продажи, даже со значительным дисконтом. Никто не знает, по каким именно причинам, но не состоялась сделка по продаже знаменитой виллы короля Леопольда в Вильфранш-сюр-Мер, неподалеку от Ниццы. Говорят, ее хотел приобрести Михаил Прохоров, отложивший покупку. Также можно услышать, что от своей виллы на мысе Антиб намерен избавиться Роман Абрамович.

На русских рассчитывают и там, где до сих пор их было не так много. "Я двадцать лет проработала в представительстве крупной международной фармацевтической компании на Мальте, - рассказывает хозяйка апартаментов в Валетте. - Но после реструктуризации офис закрыли, а мне предложили переехать. Сдергивать с места семью не решилась, пришлось заняться собственным делом. Кредит взяла. У нас многие сейчас так". Как "так"? В складчину с партнером или на кредит приобретается полуразваленный дом на две-четыре квартиры в старой части города, проводится по мере сил его реставрация-модернизация, а дальше собственность или выставляется на продажу, или сдается в аренду по апартаментам. Аренда 2-комнатных апартаментов с кухней - примерно 70-80 евро в сутки плюс Wi-Fi и трансфер из и в аэропорт. На продажу квартиры выставляются за 500 000 евро. Расчет - на иностранцев. На русских? Да, хорошо бы. Только делать на Мальте в приобретенных за 500 000 евро апартаментах совершенно нечего. Пляжный отдых там так себе, уровень комфорта - на 4 по 10-балльной шкале, достопримечательности милы, но их немного. Что там прекрасно, так это незамутненный английский, сохранившийся со времен британских колонизаторов, и доброжелательность островитян. Ну еще местный специалитет - кролики, которых готовят во множестве вариантов. Но, согласитесь, за полмиллиона евро хотелось бы большего.


В гостях у сказки

К числу мест со сказочной репутацией, безусловно, относится Мальта, остров-государство, ассоциирующееся у нас прежде всего с рыцарями. Они на Мальте и впрямь в наличии, все больше в виде сувениров, хотя относящие себя к потомкам тех самых рыцарей есть и в реальности. На Мальте вообще стараются лелеять прошлое, в первую очередь видя в нем товар. Настоящее же не радует. Живут люди скромно, исторический центр столицы - Валетты - почти наполовину состоит из палаццо в руинах.

Об итальянском Сан-Ремо такого не скажешь, хотя жилье в старом городе комфортным и изысканным тоже не назовешь. Зато все живописно. Город туристически раскручен донельзя, и русское присутствие в нем - не сиюминутное, а, можно сказать, вековое - ощущается везде. Вплоть до церкви, входящей в туристический список must see. Пальмы на фоне православных куполов - нечастое и по-своему захватывающее зрелище.

Что касается моря и пляжа, то в мире есть местечки, более подходящие для пляжного отдыха. Северная оконечность Средиземноморья - Лигурийское побережье Италии, французская Ривьера - идеальное место отдыха, честно говоря, только при наличии в собственном распоряжении виллы и яхты. Ну и места для ее стоянки.