Ненужная свобода
Вступивший в силу Закон о валютном регулировании оказался на поверку далеко не столь либеральным, как ожидали российские банкиры. ЦБ намерен ужесточить контроль за валютными операциями как банков, так и их клиентов.
Закон о валютном регулировании и валютном контроле призван снять ограничения на движения капитала и тем самым принципиально повлиять на характер развития российского банковского сектора. Необходимость модернизации бесспорно устаревшего закона в редакции 1992 года была давно очевидна как для участников рынка, так и для регулирующих органов. Основным достижением документа принято считать отмену индивидуальных ограничений на валютные операции, возможность не репатриировать в Россию часть выручки, идущей на погашение кредитов за границей, а также установление максимального норматива обязательной продажи валютной выручки для экспортеров в размере 30%, который может пересматриваться лишь в сторону понижения.
Взлом открытой двери
Однако революции не произошло. В целом либеральный закон предусматривает наличие многочисленных инструкций ЦБ, которые могут существенно ужесточать контроль и регулирование валютных операций.
Именно эти нормативные акты и вызвали негативную реакцию у банковского сообщества. Дело в том, что ЦБ опубликовал несколько своих инструкций практически накануне 18 июня – дня вступления в силу закона. Поэтому ни банки, ни их клиенты не смогли подготовиться к новым правилам игры. Справедливости ради отметим, что ЦБ рекомендовал своим территориальным управлениям до 1 сентября не применять никаких санкций по отношениям к банкам, не исполняющим инструкций.
В нормативных документах Банка России предусматривается возможность ограничений на движения капитала – в частности, через механизм обязательного резервирования, который должен сохраниться до 2007 года. Но даже и после этого срока ожидается, что требования по обязательному возврату валютной выручки сохранятся. До 2007 года новый закон предоставляет право Центробанку и правительству «в чрезвычайных ситуациях» вводить беспроцентное резервирование на срок до года в объеме до 20% при ввозе капитала, а при вывозе – на два месяца, но в объеме 100% суммы валютной операции. Однако эти законодательные ограничения являются лишь незначительным сдерживающим фактором для развития трансграничных операций по сравнению с препятствиями структурного характера, связанными с относительно высоким уровнем рисков в российской банковской системе.
Преувеличенными выглядят опасения о возможном резком сокращении ресурсной базы российских банков в связи с предполагаемым разрешением открытия счетов предприятий и физических лиц в иностранных банках. Стоит признать, что и сейчас многие предприятия находят способы размещения своих средств за рубежом. Помимо этого западные банки зачастую просто не обладают необходимой инфраструктурой для обслуживания финансовых потоков российских компаний внутри страны, что потребует от них дополнительных затрат средств и времени.
Опыт стран Восточной Европы показал, что полное открытие границ отнюдь не привело к оттоку вкладов частных лиц, скорее наоборот. Следует учесть ряд технических и юридических сложностей, сопряженных с возможным переводом средств физическими лицами за границу. У большинства кредитных учреждений в западных странах существует очень высокий порог неснижаемого остатка по счетам нерезидентов, а также жесткие требования о предоставлении информации и возможных поручительств. Кроме того, туда просто нужно доехать, что не представляется очевидным в целях размещения, к примеру, $500.
Предполагаемое резервирование по иностранным заимствованиям в размере 3% в соответствии с новым законом может привести к удорожанию этого вида ресурсов для банков, но не должно принципиально повлиять на их кривую доходности из-за все еще незначительной доли в ресурсной базе и общей тенденции к снижению ставок. А также не исключено, что определенные формы заимствований и не подпадут под обязательное резервирование в связи с характером структуризации сделок.
Снятие ограничений на движения капитала не в коей мере не означает, что крупные компании будут потеряны для национальных банковских систем. Краткосрочное перекредитование, финансирование оборотных средств и зарплатные проекты останутся прерогативой национальных банков даже для крупнейших компаний. Необходимо признать, однако, что российские банки недостаточно конкурентоспособны на рынке инвестиционного кредитования крупных компаний. Впрочем, в данном контексте особенно актуальной является перспектива расширения работы отечественных банков с малым и средним бизнесом и населением – секторами, которые до сих пор недостаточно охвачены банковскими услугами. Снижение уровня концентрации на отдельных заемщиках – как результат развития работы с малым и средним бизнесом и населением – также должно привести к стабилизации финансового и коммерческого профиля российских банков.
ПЗ Переход границы
В условиях глобализации экономических процессов наблюдается все более активное взаимопроникновение финансовых систем различных стран. И здесь необходимо отметить, что процесс трансграничных финансовых операций, в частности трансграничного финансирования, не является угрозой для развития национальных банковских систем, а ведет к рациональному перераспределению финансовых ресурсов между экономическими субъектами и странами. Возможность привлечения трансграничного финансирования способствует развитию компаний и тем самым благоприятно сказывается на росте экономики страны в целом. Кроме того, и это особенно актуально для развивающихся стран, подобный подход снимает излишний груз на национальную банковскую систему, снижает уровень концентрации и высвобождает ресурсы для работы с малым и средним бизнесом и населением.
Посреднические функции банковской системы, необходимые для эффективного накопления капитала, еще не получили достаточного развития в России. Кредиты нефинансовым предприятиям, предоставляемые отечественными банками, в конце 2003 года составляли всего 21% от ВВП. Хотя этот показатель за последние несколько лет постепенно увеличивается, банковские кредиты пока не стали основным источником финансирования для реального сектора экономики России. Только около 5% долгосрочных инвестиций в экономику России обеспечивается за счет кредитов отечественных банков. Рост такого рода кредитов кроме всего прочего сдерживается недостаточной дюрацией пассивов банков, в связи с чем доля долгосрочных кредитов (более трех лет) составляет менее 10% кредитов предприятиям. Собственные средства предприятий все еще являются основным инвестиционным источником в экономике.
В определенной степени потребность в кредитах предприятий удовлетворяется за счет привлечения денег на международных рынках капитала. В прошлом году стоимость займов для российских компаний снизилась до уровня LIBOR+2 – 3%, что на фоне укрепления рубля сделало их весьма привлекательными. По состоянию на конец 2003 года сальдо иностранных пассивов отечественных нефинансовых предприятий составило примерно $37,5 млрд против $16,4 млрд в 2000-м. Подобная динамика роста обязательств перед нерезидентами наблюдается и в банковском секторе, где сальдо иностранных пассивов выросло до почти $20 млрд в 2003 году против $8 млрд в 2000-м. Однако цифры официальной статистики несколько завышают уровень реального рыночного финансирования, так как включают внутригрупповые операции по переводу средств. В частности, выпуски корпоративных облигаций российских компаний на иностранных рынках в 2003 году составили $8,7 млрд. Это более чем вдвое больше $3,5 млрд в 2002 году.
Доля иностранных финансовых институтов в общем объеме кредитной задолженности некоторых российских компаний уже сейчас превышает 30% и будет продолжать возрастать. В то же время иностранные корпоративные заимствования в России сконцентрированы в нескольких крупных компаниях. Значительная доля иностранных корпоративных заимствований приходится на экспортоориентированные компании; эти заимствования предоставляются под обеспечение экспортной выручки. Именно крупные компании привлекают иностранное финансирование, что объясняется их более высокой инвестиционной привлекательностью и качеством раскрытия информации для инвесторов. Наличие кредитного рейтинга – немаловажный фактор при привлечении иностранных ресурсов.
Географическая экспансия через филиалы и дочерние банки – лишь одно из наиболее очевидных проявлений процесса проникновения банковских систем, однако далеко не единственное. Как показывает опыт стран Восточной Европы, в поисках новых источников доходов западные банки с готовностью инвестируют в банки развивающихся стран. Причем одними из решающих факторов при принятии инвестиционного решения становятся уровень кредитных рисков и качество корпоративного управления.
Инвесторов привлекает огромный потенциал расширения, что отличает молодые банковские секторы многих развивающихся стран. Более половины банковских активов в Польше, Чехии, Венгрии, Болгарии, Эстонии, Литве уже контролируется иностранными банками. Еще одним фактором, обусловившим интерес западных банков к банкам стран Центральной и Восточной Европы и Балкан, является относительно высокий уровень прибыли. На банковских рынках отдельных стран этого региона процентная маржа превышает 5 – 8%, а наиболее успешным банкам удается достичь показателей доходности капитала свыше 20%. Особенно привлекательно на фоне ситуации на собственных рынках некоторых банков-инвесторов выглядят перспективы более высоких темпов развития и доходности.
По сравнению со своими соседями в Центральной и Восточной Европе, где процесс привлечения прямых иностранных инвестиций все более активизируется, Россия представляет собой исключение из общего правила. Менее 8% совокупного банковского капитала страны контролируется западными инвесторами. При этом иностранцы ограничиваются главным образом открытием собственных дочерних отделений, воздерживаясь от прямых инвестиций в капитал существующих отечественных банков. Прогресс в таких областях, как прозрачность структуры собственности, корпоративное управление, продуманная стратегия рыночного позиционирования, диверсификация деятельности и укрепление структуры доходов, несомненно, окажет положительное влияние на приток прямых западных инвестиций в российский банковский сектор. Дополнительным стимулом для активизации этого процесса станут реальные шаги по проведению банковской реформы и снижение доли государственных банков на рынке.
Как показывает опыт многих банковских систем, в частности Восточной Европы и стран Балтии, трансграничные операции и географическая экспансия иностранных банков развиваются параллельно, а не взаимоисключают друг друга. Способность российских банков адекватно и своевременно адаптироваться к меняющимся рыночным условиям во многом определит потенциал их развития.