НЭП - новая экономика Путина
"Авторитарная политическая система душит частный бизнес и инновации. Отсутствует власть закона, на вымогательство и сбор ренты тратится куда больше сил, чем на производство. В результате экономический прогресс отставал от скорости накопления нефтяных доходов. Тем не менее Россия остается чувствительной к европейскому шарму. И всегда стремилась быть частью Европы. Руководство страны осознает, что за возвращение к изоляции советского типа придется заплатить изрядную цену", - рассуждал три года назад известный финансист Джордж Сорос. Но с тех пор многое изменилось. Соединенным Штатам прочат новую Великую депрессию, а европейской экономике развал на два лагеря - богатых и бедных. Пока западные бизнесмены в Давосе обсуждали, как спасать еврозону, премьер-министр Владимир Путин предложил свой экономический "рецепт" интеграции российского и зарубежного бизнеса. Из его программной статьи, опубликованной в "Ведомостях", можно сделать вывод об очевидном акценте на сокращение госвлияния в экономике и новую индустриализацию.
Новые старые приоритеты
Кризис показал, как глубоко Россия интегрирована сейчас в мировую экономику, зависима от нее. И зависима в основном за счет природных ресурсов. Больше четверти ВВП нашей страны - это результат продажи на глобальном рынке газа, нефти, металлов, леса или продуктов первого передела. Владимир Путин признает сырьевой характер экономики, зависимость от импорта и колебаний нефтяных цен. "Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, для России непозволительно. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе", - констатирует премьер.
Как выбраться из "ямы" технологической зависимости? Продолжающийся десятилетие сырьевой бум может продлиться еще пару лет, считает Джордж Сорос. А что дальше? "Россия обязана занять максимально значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелец постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах, - пишет Владимир Путин. - Нужно выбирать приоритеты". Среди них премьер называет такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии и нанотехнологии, плюс, разумеется, атомная промышленность и космос, где Россия сохраняет технологические преимущества.
Речь идет о новой промышленной политике? "Российский президент на первое место должен поставить вопрос модернизации экономики. Если в 2000 г. требовалось спасать страну от масштабного разворовывания, то сейчас необходимо делать ставку на индустриализацию, слезть с нефтяной иглы и развивать промышленность и инфраструктуру", - подчеркивает председатель совета директоров ГК "МИЦ" Андрей Рябинский.
Госконтроль
В прошлом десятилетии государство брало под крыло целые отрасли, объединяя активы в госкорпорации и вертикально интегрированные холдинги: "Ростехнологии", "Росатом", Объединенная авиастроительная и судостроительная корпорации и др. "Мы должны были собрать формально принадлежавшие государству разрозненно управляемые активы, часто потерявшие связь с научными и конструкторскими центрами", - объясняет Владимир Путин. "В тот период крайне важна была для сохранения предприятий роль государства, - вспоминает Андрей Рябинский. - В 1990-е годы шла волна рейдерских захватов компаний. Когда это стало касаться стратегически важных оборонных или градообразующих предприятий, государству необходимо было в это вмешаться. Тогда и появились "Ростехнологии", забравшие эти заводы себе". По его мнению, сейчас пора снижать долю государства в таких компаниях. Разработчики Стратегии-2020 подсчитали, что с 2004-го по 2007 г. доля государства в капитализации российского фондового рынка выросла с 24% до 40%. В 2004-2008 гг. госкомпании стали самыми активными участниками рынка слияний и поглощений. Премьер признает, что они набрали активов, но "большинство интегрированных структур не стали ни глобально конкурентоспособными, ни высоко капитализированными, ни даже устойчиво прибыльными". И обещает провести аудит каждого такого проекта. Что дальше?
Для каждой госкомпании сейчас есть план реорганизации. На данный момент из семи госкорпораций только ГК "Роснано" стала акционерным обществом. "Олимпстрой" будет работать до конца 2014 г., Фонд реформирования ЖКХ может быть ликвидирован в 2012 - 2013 гг., а "Ростехнологии" и "Автодор" предлагается преобразовать в открытые акционерные общества. "Росатом" пока остается в своем прежнем статусе. "Это работа не одного дня, но и тянуть ее до бесконечности мы не можем. Считаю возможным до 2016 г. снизить долю участия государства в некоторых сырьевых и завершить процесс выхода из капитала крупных несырьевых компаний, которые не относятся к естественным монополиям и оборонному комплексу", - пишет Владимир Путин.
Включить зеленый
Развитые страны работают на принципах технологической кооперации. Мировые автомобильные гиганты уже давно кооперируются на нескольких континентах: Peugeot-Citroen, Renault-Nissan, индийский концерн Tata приобрел британские автокомпании Land Rover и Jaguar, а китайский Geely - шведскую торговую марку Volvo. Самолеты Airbus - это совместное детище нескольких европейских государств. Их взаимная зависимость укрепляет экономическую и политическую стабильность. К России при этом отношение несколько иное.
С одной стороны, ее уже включили в систему международной кооперации: осваивать арктический шельф "Роснефть" будет с крупнейшей нефтегазовой корпорацией планеты - американской ExxonMobil, успешно работает СП Bombardier Transportation и ОАО "РЖД", более 60% выручки ВСМПО-АВИСМА получает от поставок титана мировым производителям самолетов и комплектующих - это крупнейший поставщик титана для EADS и второй для Boeing. А совместное предприятие Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и итальянской Saipem рассчитывает получить заказы на $28,3 млрд, в том числе от нефтегазовых, химических и атомных компаний. С другой стороны, мировые корпорации - разработчики и владельцы передовых технологий - стремятся не допускать потребителей этих технологий к тому, что можно назвать "технологическим ядром". "Это не только опытные разработки - это и полный цикл обслуживания технологий, - отмечает Владимир Путин. - Как только речь заходила о технологических комплексах полного цикла - пусть даже в автомобильной промышленности, - наши западные партнеры немедленно включали красный свет".
В 2009 г. на покупку Opel, 100-процентно дочерней структуры американского автопроизводителя General Motors, претендовал российский Сбербанк, подготовивший совместное предложение в партнерстве с канадской Magna International. Сделка была одобрена советом директоров GM, однако вскоре американцы неожиданно передумали и объявили, что сами будут заниматься спасением Opel. Впоследствии из дипломатической переписки, опубликованной сайтом WikiLeaks, стало известно, что GM побоялась делиться с Россией технологиями и патентами Opel. Как преодолеть подобное отношение? Эксперты считают, что не следует покупать то, что не продается. Можно обратить внимание на другие проекты. "Владимиру Путину нравится, как работают в России западные автомобильные гиганты - практически у каждого из них свое производство, - отмечает глава совета директоров ОАО "Ростелеком" Иван Родионов. - Но подобные проекты можно реализовать и в других сферах. Например, в IT-секторе. Так можно привлечь в сектор новые технологии, а уже вслед потянутся частные инвесторы". Между прочим, хороший пример трансфера новейших технологий в Россию - венчурный фонд Tamir Fishman CIG, созданный при участии капитала РВК в партнерстве с израильской Mobix Wireless Solutions, который недавно инвестировал в стартап Mobix Chip LLC. Компания занимается в России разработкой микрочипа "Манта". Новую технологию предполагается использовать в "умных" бытовых и промышленных приборах учета электричества, тепла, воды и газа в РФ и в других государствах. Есть шанс, что вскоре в нашей стране появится глобальный центр прибыли от применения разрабатываемой технологии и встраивания отечественного разработчика в мировую технологическую цепочку. Планируется, что совместное предприятие станет головной компанией по созданию уникальных микросхем для всего мирового рынка.
Зарплата по инновациям
Стране требуется индустриализация, констатируют эксперты. Речь идет о новой экономике, основа которой не гиганты, а средние технологичные предприятия с высоким уровнем добавленной стоимости. "Необходимо создавать новые рабочие места в промышленности, - поясняет управляющий партнер Strategy Partners Александр Идрисов. - Это наиболее легкий путь быстрого перехода на высокотехнологичную экономику. Ведь инновации не могут существовать в вакууме, без промышленности".
Около пятидесяти компаний с государственным участием имеют инновационные программы развития. "Но и частные корпорации должны приучиться к тому, что 3-5% их валового дохода должно направляться в исследования и разработки", - уверен премьер. Как заставить компании вкладывать средства в науку? Посетив в конце января Тихвинский вагоностроительный завод, Владимир Путин провел заседание правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, где предложил жестко привязать зарплату руководителей госкомпаний и ведущих менеджеров к достижениям ключевых показателей инновационного развития. По его словам, в этом году крупнейшие компании с госучастием направят на свои инновационные программы порядка 950 млрд руб., а в следующем, 2013 г., внутренний спрос на инновации только за счет государственных компаний возрастет до 1,5 трлн руб. В Минэкономразвития уже предупреждают, что следующие два-три года будут для госкомпаний довольно трудными - жесткий мониторинг предполагает некоторое усиление административного давления.
Бизнес ждет
Премьер готов усиливать давление на госкомпании, параллельно "расчищая поле" для конкурентного бизнеса. "Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России, - пишет премьер. - Исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников. Все экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды". По его мнению, должна быть изменена идеология самого государственного контроля. Необходимы условия для деятельности добросовестных предпринимателей, несмотря на риски, связанные с их недобросовестным поведением. Показателен пример соседнего Казахстана. Сейчас эта страна в целом по условиям для бизнеса, согласно оценкам Всемирного банка, занимает 47-е место, тогда как Россия - 120-е.
Налоги на бизнес подниматься не будут, обещает премьер, но вместе с этим предлагает ввести "дополнительный налог на богатство, а точнее, на престижное потребление" - люксовые товары, дорогую недвижимость и автомобили. Бизнесмены с этим согласны, но полагают, что эти меры недостаточно решительны. "Надо революционно снизить налоги, - считает глава "Деловой России" Борис Титов. - Казахстан опережает Россию по благоприятности условий для ведения бизнеса, но и налоги в этом государстве в целом на 40% ниже, чем в России". "Деловая Россия" предлагает также амнистию предпринимателей по всем экономическим статьям Уголовного кодекса. "Под нее может попасть около 13 000 человек, - отмечает Борис Титов. - Из них в заключении находятся около 2000 человек. Остальные под условным сроком или по ним не закрыты судимости".
"Большинство тезисов программной статьи Владимира Путина очень правильные, - рассуждает Александр Идрисов. - Никакие реформы невозможны без изменений в предпринимательском климате, в первую очередь в условиях ведения бизнеса". "Задача статьи - показать бизнесу, что не планируется радикальных перемен и бояться нечего", - говорит Иван Родионов. "Программа, вероятно, будет дорабатываться, - считает основатель "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили. - Все ждут дальнейшей либерализации, снижения административных барьеров, искоренения коррупции и большей определенности".