Неравные условия: налог на сверхприбыли вызвал вопросы у Минюста и РСПП
Правительственная комиссия одобрила законопроект о налоге на сверхприбыль прошлых лет. Документ планируют рассмотреть на ближайшем заседании кабмина.
Об этом в понедельник, 5 июня, сообщила пресс-служба Минфина. Тем не менее, на данном этапе законопроект продолжает вызывать бурное обсуждение среди представителей отрасли и профильных ведомств. В частности, по данным «Ведомостей», претензии возникли у Минюста.
Windfall tax
Подготовленный Минфином законопроект «О налоге на сверхприбыль прошлых лет» был одобрен на заседании правкомиссии по законопроектной деятельности. В новую редакцию документа внесли некоторые изменения. Изначально предполагалось, что от выплаты налога освободят нефтегазовую и угольную отрасли, а также предприятия малого и среднего бизнеса.
В новом варианте законопроекта предлагается также освободить от сбора пользователей режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Поправка включена в документ по просьбе Минсельхоза.
При этом свои предложения в Минфин направляли и другие ведомства. В частности, от налога просили освободить IT-сектор, медицинские и образовательные компании, резидентов ТОР и ТОСЭР, оборонные предприятия, а также сталеваров. Но эти поправки в Минфине вносить отказались, аргументировав это тем, что они «нарушают концепцию законопроекта».
В актуальной редакции проект закона о так называемом windfall tax предусматривает установление налоговой ставки в размере 10% от суммы, превышающей один миллиард рублей. Речь идет о разнице между прибылью, полученной за 2021–2022 годы, и аналогичным показателем за 2018–2019 годы.
Предприниматели, решившие оплатить сбор заранее (в период с 1 октября по 30 ноября), получат скидку: налоговая ставка будет уменьшена до 5%.
Налог против Конституции
Сложности с этим законопроектом возникли со стороны Минюста, сообщают «Ведомости», ссылаясь на материалы правкомиссии. Документ министерство по итогу согласовало, однако подчеркнуло в заключении, что имеет вопросы к тексту проекта закона.
В частности, в ведомстве обратили внимание на то, что конкретные основания для освобождения некоторых отраслей от налога, не были представлены. В Минюсте подчеркнули, что законодательством о налогах и сборах признается равенство налогоплательщиков.
«При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщиками к уплате налога. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными», – добавили в министерстве.
Ведомство указало и на дефекты механизма обеспечительного платежа. В Минюсте пояснили, что де-юре налог появится только в 2024 году, но за уменьшение ставки вдвое его предложили оплатить уже осенью 2023-го. При этом правовая природа обеспечительного платежа, порядок его внесения и возврата не определены. По мнению Минюста, такой подход нарушает принцип ясности налогообложения.
Отдельно в Минюсте указали на то, что признание налоговой базой сверхприбыли прошлых лет противоречит 57 статье Конституции РФ («Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют»).
«Выборочное определение организаций, освобождаемых от уплаты налога, не согласуется с основными началами законодательства о налогах и сборах, а также противоречит вытекающим из Конституции принципам равенства и справедливости», — заключили в ведомстве, добавив, что новый законопроект предполагает, что часть предприятий получит необоснованные преференции.
Однако позже в пресс-службе ведомства заявили, что замечаний к текущей версии документа не имеют. В министерстве подчеркнули, что все спорные моменты были урегулированы еще до рассмотрения законопроекта.
«Все замечания, высказанные Минюстом России, были урегулированы совместно с заинтересованными органами власти еще до рассмотрения законопроекта на правительственной комиссии по законопроектной деятельности. К текущей версии законопроекта у Минюста России замечаний нет», — цитирует представителя Минюста ТАСС.
Налог чрезвычайного характера
Между тем в отзыве Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве (имеется в распоряжении Forbes) внимание обращается на тот факт, что разовый платеж рискует превратить в регулярный. А это, в свою очередь, может привести к ухудшению делового климата и настроений инвесторов.
При этом в Налоговом кодексе с введением новой нормы появится такое понятие, как «налоги чрезвычайного характера». Сущность таких налогов, их цели и допустимые случаи введения кабмин не объяснил, добавили в Институте. Там полагают, что подобная неопределенность создает «риски произвольного отступления от сформировавшегося режима правового регулирования».
При этом Институт солидарен с Минюстом относительно того, что налогообложение, основанное на финансовых показателях 2019–2022 годов, не учитывает ухудшение платежеспособности некоторых представителей бизнеса, наблюдающееся в 2023-м. Все это, предполагают эксперты, увеличивает риски банкротства и ликвидации предприятий, которые не смогут справиться с налоговой нагрузкой.
Принципиально значимые детали
Остались вопросы к законопроекту и у бизнеса. В беседе с РБК президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин заявил, что организация поддерживает новые нормы, но просит доработать некоторые детали.
«Мы поддерживаем текущие базовые параметры расчета налога на сверхприбыль, изложенные в законопроекте, и считаем важным не менять их на дальнейших стадиях прохождения законопроекта», — подчеркнул он.
Шохин добавил, что у предпринимательского сообщества есть несколько предложений, которыми можно дополнить законопроект. В частности, доработки, по мнению бизнеса, требуют нормы, позволяющие снизить налоговую ставку до 5%. По мнению главы РСПП, они сформулированы нечетко, в результате чего возврат или зачет даже одной копейки приведет к повышению ставки до 10%.
Еще один аспект, вызывающий вопросы, — отсутствие норм, уточняющих, как обязательства по налогу на прибыль за 2018–2022 годы будут влиять на новый налог на сверхприбыль. Шохин пояснил, что в случае их увеличения налогоплательщиков могут обязать платить новый налог по ставке 10%. При этом снижение обязательств по налогу не предусматривает возвращение переплаченной суммы.
Глава РСПП отметил, что предложенные организацией изменения являются «принципиально значимыми для минимизации рисков бизнеса».
«Считаем важным урегулировать данные вопросы до внесения законопроекта в Государственную Думу», — заключил он.