Top.Mail.Ru
политика

Власти решили обложить налогом компании с оборотом выше 1 млрд руб.

Фото: Алексей Майшев / РИА Новости Фото: Алексей Майшев / РИА Новости

Одноразовый добровольный взнос бизнеса в госбюджет хотят распространить на компании с прибылью свыше одного миллиарда рублей. При этом платеж может быть оформлен как налоговый взнос, в таком случае он может стать обязательным. Мы узнали у аналитиков о потенциальных критериях отбора компаний для участия в инициативе и альтернативных вариантах пополнения госбюджета.

Откуда ветер дул?

Власти обсуждают вариант отражения разового взноса бизнеса в госбюджет в Налоговом кодексе как сбор. Уточняется, что решение может распространиться на компании с прибылью свыше одного миллиарда рублей, то есть на большинство членов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Одним из потенциальных критериев для отбора выступает среднее значение прибыли. Какой конкретно показатель планируется брать за основу (чистую или доналоговую прибыль) и за какой расчетный период (два последних года или только 2022-й) остается под вопросом.

«Если речь идет о windfall tax (налог на конъюнктурные сверхдоходы), о котором ранее говорил первый вице-премьер Андрей Белоусов, нужно понимать, откуда ветер дул. Говорим мы о прибыли, полученной на внутреннем рынке или за счет разницы курса валют», ― отметил в беседе с «Компанией» экономист и политолог, руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников.

Между тем опрошенные редакцией экономисты обратили внимание на снижение дохода российских компаний по отношению к прошлому году. Так, судя по данным за 9 месяцев 2022 года, зонированная прибыль (прибыль минус убыток) составила 20,2 триллиона рублей, что на 2,7% меньше аналогичного показателя за 2021 год, подчеркнул в разговоре с «Компанией» экономист и финансовый аналитик Александр Разуваев.

Также сейчас остро стоит вопрос, на какие отрасли распространится сбор. В период пандемии резко возросли прибыли металлургических компаний и производителей удобрений, но с них уже и так взимали дополнительные средства, добавил Масленников.

Ранее министр финансов Антон Силуанов исключил участие во взносе нефтегазового сектора, поскольку для этой отрасли действуют другие налоговые новации. Так, например, «Газпром» в 2023–2025 годах уже платит по 50 миллиардов рублей дополнительного НДПИ. Кроме того, ожидается, что изменение механизма расчета дисконта Urals к Brent при расчете нефтяных налогов и корректировки демпфера по бензину и дизелю приведут к тому, что нефтяные экспортеры смогут добавить дополнительно 600 миллиардов рублей в бюджет в текущем году.

Добровольно-принудительный взнос и его последствия

В РСПП отметили, что при условии закрепления разового взноса в качестве сбора в Налоговом кодексе мера будет носить универсальный характер, а следовательно взнос должны будут уплатить все компании, подходящие под установленные критерии. При этом это не обязательно будут одни и те же предприятия, считают экономисты.

Речь идет о том, чтобы изъять средства у компаний, а это не только крупные акционеры, но и миноритарии, которых достаточно много на Мосбирже, отмечает Разуваев. Учитывая, что в прошлом году и так наблюдалось падение на рынке акций, дивидендов держатели бумаг в этом году, скорее всего, не увидят, допускает эксперт.

«Мне крайне не нравится эта история. Она напоминает Византию перед падением. Они тоже и раскулачивали крупный бизнес напрямую, и вводили добровольные всякие выплаты, и налоги повышали», ― проводит историческую параллель Разуваев.

Аналитик Никита Кричевский, в свою очередь, не верит в принудительный характер сбора с бизнеса после внесения поправок в Налоговый кодекс. Речь все еще идет именно о «добровольном» взносе, в кодексе это может быть прописано через формулировку «вправе», отмечает он. При этом аналитик считает, что «когда другие платят, а ты не платишь ― это не очень хорошо».

Помимо условий сбора средств с бизнеса также ведется обсуждение способов компенсации взноса. Одним из возможных вариантов является списание Центробанком задолженности направивших в госбюджет добровольный взнос компаний перед государственными банками в сопоставимом размере. Однако здесь возникает вопрос об акционерах госбанков. «У того же “Сбера” и ВТБ много акционеров физлиц. Как тогда будут обстоять дела с дивидендами? Как им эти суммы компенсировать?» ― рассуждает Кричевский.

Еще одним возможным вариантом компенсации бизнесу за сбор служит создание целевого фонда для поддержки, например, венчурного капитала или технологических решений, допускает Масленников. Бизнес один раз отдал, но потом это возвращается в экономику «какими-то понятными расходами на ясные цели», добавил экономист.

Как спасти бюджет: добровольные взносы бизнеса, ОФЗ и ФНБ
Экономисты рассказали «Компании», откуда правительство планирует брать средства для финансирования дефицита бюджета
правительство России

Что, если не сбор?

Учитывая, что по итогу января дефицит бюджета уже превысил 1,7 триллиона рублей, вряд ли 300 миллиардов, которые планирует собрать с бизнеса Минфин, спасут ситуацию. Более эффективными и доступными способами покрытия дефицита госбюджета может стать продажа активов Фонда национального благосостояния (ФНБ), использование ОФЗ и частичная приватизация активов крупных игроков российского рынка, считают экономисты.

Можно продавать что угодно частным инвесторам через рыночные банки, например, РЖД или «Газпром нефть», предлагает решение Разуваев. В качестве успешного примера привлечения средств путем приватизации части активов аналитик приводит Positive Technologies. В конце сентября 2022 года компания в рамках вторичного размещения продала 932,6 тысячи акций (1,4% от общего объема) на сумму 938 миллионов рублей. Большую часть этих активов приобрели физлица, уточнил аналитик.

Между тем опрошенные эксперты исключают возможность принудительных покупок ОФЗ россиянами в качестве альтернативного способа покрытия дефицита госбюджета. При текущей доходности около 10% возрастает стоимость управления внутренним долгом, это прямой путь к увеличению бюджетного дефицита, поясняет Масленников.

Более вероятными кажутся инициативы, связанные с подоходным налогом. На горизонте ближайших трех лет можно предположить переход к прогрессивной шкале и повышение ставок для физических лиц с годовым доходом, превышающим определенный лимит. Также одной из мер, направленных на поиск дополнительных средств для финансирования дефицита госбюджета, является стимулирование инвестиционной активности в регионах.

В любом случае, провести добровольный разовый сбор с бизнеса корректно в рамках существующих корпоративных процедур достаточно затруднительно, поскольку его нужно будет как-то отражать в финансовой отчетности. Бизнесу потребуется принимать решение в рамках корпоративной процедуры, в том числе через голосование акционеров на общих собраниях.