Неразменный биткойн

В 2025 году ЦБ и Минфин активно обсуждали возможность легализации покупки и продажи криптоактивов российскими компаниями. Годом ранее планировалось открыть в стране сразу две официальные криптобиржи — в Москве и Санкт-Петербурге, однако судьба этих планов все еще не определена, и новые комментарии официальных лиц ясности не добавляют. Между тем, по некоторым оценкам, триллионы рублей уходят за рубеж через биржи в Белоруссии и Киргизии.
Поле для экспериментов
В начале 2025 года в России активизировались разговоры о легализации торговли криптовалютами. В марте Банк России направил предложение в правительство разрешить «особо квалифицированным» инвесторам торговать цифровой валютой. К ним могут отнести граждан, чьи инвестиции в ценные бумаги и депозиты превышают 100 млн рублей или их доходы за год превысили 50 млн рублей. Кроме того, участниками ЭПР могут стать организации, которые являются квалифицированными инвесторами по закону — банки, брокеры, управляющие и страховые компании, НПФ. Заместитель министра финансов Иван Чебесков назвал предложение Центробанка еще одним шагом к легализации сделок с цифровыми валютами в стране.
В конце апреля министр финансов Антон Силуанов анонсировал, что Минфин России и Центробанк запустят криптобиржу для квалифицированных инвесторов. «Произойдет легализация криптоактивов, вывод из тени операций в крипте», — сказал Силуанов на коллегии Минфина РФ.
Остается открытым вопрос о том, как будут реализованы торги криптой с точки зрения инфраструктуры. В конце 2023 года с подачи главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова в этом качестве обсуждалась Санкт-Петербургская валютная биржа. Биржа специализировалась на торговле иностранными ценными бумагами, однако в начале ноября 2023 года ее внесли в список блокирующих санкций США, после чего все торги зарубежными активами были прекращены.
Сама биржа летом 2024 года информацию о планах заняться торговлей криптой опровергла. «Появившиеся в ряде СМИ сообщения о том, что Санкт-Петербургская валютная биржа планирует стать одной из площадок по торговле криптоактивами, не соответствует действительности. Утвержденная стратегия развития ориентирована на развитие собственных продуктов и сервисов на денежном и фондовом рынках и не предполагает предоставления каких-либо сервисов, связанных с криптовалютами», — говорится в официальном сообщении площадки.
Криптобиржу в Москве планировали создать на основе Мосбиржи или отдельно в рамках экспериментально-правового режима, и, скорее всего, будет выбран второй вариант. В марте текущего года на форуме Crypto Summit Иван Чебесков заявил, что изначально планировалось «рассмотреть текущую биржевую инфраструктуру», однако существующая финансовая система «на это не заточена, поэтому нужно делать в рамках эксперимента». Как будет выглядеть на практике подобный эксперимент и кто станет его участниками, официальные лица не уточняют.
Не навредить
После 2022 года криптовалюты стали важным инструментом для «параллельного импорта», в том числе товаров и технологий для всех отраслей промышленности. «Нельзя сказать, что крипта используется на постоянной основе, для расчетов с дружественными странами используются другие механизмы, но это по-прежнему выход, если нужно срочно что-то купить или оплатить. Различные посреднические структуры сильно удлинили цепочку поставок, поэтому если тебе нужна какая-то деталь „уже вчера“, ты, скорее всего, будешь использовать крипту, тем более если нужны какие-то товары из стран, активно вводящих и поддерживающих санкции», — говорит заместитель финансового директора металлургического холдинга.
По его мнению, инициативы ЦБ по открытию официальных криптобирж необязательно изменят ситуацию в лучшую сторону. «Смысл использования крипты — это в первую очередь обход санкций. И то, что данная сфера находится в „серой“ зоне, — это скорое плюс. При этом государство закрывает глаза на использование этих инструментов, потому что „серая“ зона — это лучше, чем целые отрасли промышленности, поставленные на паузу. Если появятся официальные площадки, логично будет как-то наказывать за использование неофициальных, но вопрос в том, не сыграет ли их прозрачность и официальный статус на руку тем, кто готовит новые санкции против нашей экономики», — рассуждает эксперт.
ЦБ пока обещает наказывать только за расчеты в крипте между резидентами. «Банк России по-прежнему не рассматривает криптовалюту в качестве платежного средства, поэтому предлагает одновременно (с введением ЭПР) ввести запрет на расчеты между резидентами по сделкам с криптовалютой вне ЭПР, а также установить ответственность за нарушение запрета», — говорится в сообщении регулятора.
Обходной маневр
Количество людей, имеющих криптокошельки или покупающих такую валюту в России, измеряется миллионами, рассуждает Илья Иванинский, руководитель Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета, партнер-эксперт «Яков и партнеры». Криптовалюта в России уже является реальным работающим инструментом, например, в такой «болезненной» вещи, как международные платежи. «Ни для кого не секрет, что платежи по привычным каналам работают сложно, а цифровые валюты, например цифровой рубль, пока только на стадии внедрения. В этой ситуации бизнес, которому нужны реальные платежи, часто не имеет других способов, кроме как воспользоваться криптовалютой, находясь в „серой“ зоне», — сказал Иванинский.
В конце апреля идею создания официальных криптобирж активно поддержал «Сбер». Банк считает создание криптобиржи способом расширения инвестиционных возможностей инвесторов и возможностью диверсифицировать портфели на фоне увеличения интереса к цифровым активам, сказала «Ведомостям» руководитель брокерского бизнеса «Сбера» Аиша Кубезова. «Мы поддерживаем инициативы Центрального банка и Минфина по повышению прозрачности и безопасности операций, включая ограничение доступа к торгам для особо квалифицированных инвесторов с активами от 100 млн рублей», — говорится в комментарии.
Среди проблем, которые пока мешают развитию рынка криптовалют, эксперт отметила недостаточное регулирование и наличие правовых «серых» зон. Кубезова считает необходимым создание надежных механизмов защиты инвесторов, в том числе порядок верификации клиентов и активов.
Триллионы мимо кассы
Потенциальный объем торговли криптовалютой в РФ в 2024 году составил около 4,5 трлн рублей, и все эти операции происходят на зарубежных площадках. Отсутствие российских бирж вынуждает пользователей обращаться к иностранным сервисам, что увеличивает риски блокировки счетов, ограничения на вывод средств и создает проблемы с правовой защитой, рассуждает Андрей Стоянов, руководитель направления криптовалют и расчетов коллегии адвокатов Delcredere.
В 2024 году законодатель легализовал майнинг, расширил регулирование в отношении цифровых валют, а также создал правила налогообложения криптовалют. Однако вопросы купли-продажи и обмена цифровых валют по-прежнему остаются в «серой» зоне. Это ключевой барьер, который ограничивает полноценное развитие крипторынка в стране.
«Безусловно, официальные криптобиржи будут востребованы как трейдерами, так и майнерами, поскольку сегодня фактически отсутствует легальный шлюз для обмена цифровой валюты на фиат внутри страны. Более того, российские пользователи получат возможность безопасного обмена активов без необходимости использовать зарубежные платформы. Конечно, успех официальных бирж будет зависеть от условий регулирования. Чем прозрачнее и удобнее будут механизмы ввода, вывода и обмена средств, тем выше будет спрос. Но даже при умеренно жестких правилах российское криптосообщество, инвесторы и другие участники рынка, без сомнения, будут активно использовать эту возможность», — говорит Андрей Стоянов.
Для полноценной легализации криптовалют в России необходимо на законодательном уровне четко закрепить легальность операций с цифровыми валютами, считает он. Закон должен однозначно разрешать покупку, продажу, хранение, обмен, выпуск токенов, участие в стейкинге и использование в децентрализованных финансах (DeFi). На сегодняшний день эти действия не запрещены и, исходя из диспозитивного характера российского законодательства, формально разрешены. Однако отсутствие прямого указания порождает риски правовой неопределенности и возможности для злоупотреблений.
Во-вторых, необходимо регулирование обмена и купли-продажи криптовалют. Одним из ключевых барьеров на пути развития криптоиндустрии в России является отсутствие легальных механизмов для обмена цифровых валют на фиат и обратно. Это создает правовую неопределенность, отпугивает пользователей и ограничивает возможность масштабного использования криптоактивов в экономике. Введение четких правил обмена с участием лицензированных операторов позволит снизить риски и упростить доступ к криптовалютам для бизнеса и частных лиц.
В-третьих: необходима интеграция с традиционной финансовой системой. Для полноценного функционирования криптовалют в экономике необходимо выстроить мосты между цифровыми активами и традиционными финансовыми учреждениями. Это предполагает разработку правил взаимодействия банков, бирж и криптоплатформ в рамках российского законодательства.
«Отсутствие этих изменений тормозит развитие индустрии и приводит к значительным экономическим потерям в виде недополученных налогов и утечки капитала за рубеж», — резюмирует Андрей Стоянов.
Еще по теме





