Нерегулируемый перекресток
Согласно обсуждаемому в Думе законопроекту «О валютном регулировании и валютном контроле», отказаться от системы валютного регулирования планируется к 1 января 2007 года. А некоторые эксперты торопят ЦБ, уверяя, что нынешняя система себя полностью изжила и либерализовать валютный рынок можно хоть сейчас.
В середине 1990-х один из топ-менеджеров Банка Латвии давал пресс-конференцию небольшой группе российских журналистов. «Выполняет ли ваш банк функции валютного контроля в республике?» – поинтересовался кто-то из коллег. «Вы знакомы с теорией Адама Смита? – парировал банкир. – Тогда должны знать, куда идут деньги: туда, где им комфортнее. Как же этот процесс отрегулируешь нормативными актами? Да никак! Вот поэтому у нас нет никаких ограничений на движение капитала, и никаких контрольных функций в этой сфере Банк Латвии не имеет…»
Гордость банкира из Латвии можно и понять, и приветствовать. Хотя в середине 1990-х Латвия никак не могла пожаловаться на отток капитала: напротив, деньги текли в республику, причем преимущественно от восточных соседей, так что Банку России приходилось спешно затыкать образующиеся валютные «дырки». Именно тогда российский ЦБ совместно с ГТК разрабатывал инструкции, призванные, в частности, обеспечить репатриацию валютной выручки экспортеров, а также призвать к ответу нечистоплотных импортеров. Прошло чуть более пяти лет, и в России заговорили о возможности отказа от системы валютного регулирования. Так, согласно обсуждаемому в Думе законопроекту «О валютном регулировании и валютном контроле», который одобрен правительством в ноябре 2002-го, отказаться от системы валютного регулирования планируется к 1 января 2007 года. А некоторые эксперты торопят ЦБ, уверяя, что нынешняя система себя полностью изжила и либерализовать валютный рынок можно хоть сейчас.
В чем суть планируемых нововведений? Требование по репатриации валютной выручки от экспортно-импортных операций в 180-дневный срок сохраняется, но объем обязательных продаж будет снижен с 50% до 30%. ЦБ наделяется правом требовать от российских резидентов предварительной регистрации при открытии зарубежных валютных счетов. К тому же в кризисных ситуациях и по согласованию с правительством Банк России сможет вводить ограничения на капитальные операции. Однако всем ограничениям должен прийти конец все в том же январе 2007-го.
Правда, после поступления законопроекта на обсуждение в профильные комитеты Думы в нем появились существенные изменения. Так, например, обязательное резервирование до 50% от суммы сделки на срок от двух до пяти лет (скажем, при расчетах за проведенные резидентом строительные или подрядные работы). Кроме того, в тексте законопроекта появилось положение, предписывающее российским держателям зарубежных счетов отчитываться о любом движении средств по счетам. Не то чтобы в обязательном порядке, но «в порядке, установленном правительством РФ по согласованию с Банком России». Здесь стоит оговориться: всевозможные «особые» и «специальные» меры, предусмотренные новым законопроектом, серьезно озадачили его критиков: это тот самый случай, когда дополнительные положения и инструкции могут наполнить неожиданным смыслом столь же расплывчатые формулировки.
Каковы шансы принятия Думой нынешнего законопроекта «О валютном регулировании и валютном контроле»? В каком виде – либеральном или не очень – может выйти документ из Госдумы? Какова стратегия Банка России в области валютного регулирования в целом? Эти и другие вопросы мы адресуем прежде всего ЦБ. Тем более что успехи, достигнутые в области валютной либерализации, наблюдатели связывают не только с объективными обстоятельствами (последствия кризиса 1998-го преодолены, похоже, полностью и окончательно), но и с субъективными причинами: без малого год назад в Банке России сменилось руководство, и нынешний ЦБ куда больше прежнего «заточен» на проведение банковской реформы.
Однако ЦБ хранит молчание. Ни заместитель председателя Банка России Валентин Мельников, ни первый зампред Андрей Козлов комментировать позицию ЦБ по этому вопросу не стали. Как передали «Ко» их коллеги, пока закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не будет принят (в той или иной форме), официальных комментариев с Неглинной ждать не следует.
Что ж, позиция чиновников в целом понятна. Хотя, как заметил в интервью «Ко» бывший первый заместитель председателя Банка России Сергей Алексашенко,* от ЦБ на валютном рынке мало что зависит: валютная либерализация давно уже идет своим чередом…
Из интервью «Ко-Банки» заместителя директора холдинговой компании «Интеррос», бывшего первого заместителя председателя Банка России Сергея Алексашенко.
«Ко»: Выступая на прошлой неделе на заседании экспертного совета при Комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы, вы, в частности, заявили, что нынешняя система валютного регулирования и валютного контроля себя изжила. Означает ли это, что ЦБ на практике утратил функции контролирующего органа на валютном рынке?
Сергей Алексашенко: Процесс этот идет уже давно. Имеющийся у участников рынка инструментарий позволяет проводить валютные операции в обход существующих ограничений. Современная финансовая техника много сложнее, нежели это представляется тем, кто разрабатывает законы.
Скажем, вывозить из страны можно до $10 000. Но кто помешает воспользоваться услугами American Express или вывезти куда более существенную сумму на пластиковой карточке?
Кто-то вспоминает в этой связи классическую систему валютного регулирования, существовавшую, к примеру, в Великобритании в 1960 - 1970 годах. Но мир тогда еще не был глобализован, а сегодня принятые в то время нормы и принципы утратили свою актуальность.
И еще одно обстоятельство: в силу исторически сложившегося внешнеторгового сальдо Россия является страной, вынужденной экспортировать капитал. При этом из-за множества препон процесс этот принимает непонятные формы, и мы перестаем понимать, как и куда уходит капитал.
Любопытно, что, мотивируя необходимость сохранения системы валютного регулирования, ее сторонники говорят и о стабилизации рубля, и о необходимости избежать лишних потрясений. А о прекращении оттока капитала никто, кажется, всерьез и не думает.
Таким образом, в нынешней ситуации ЦБ не в состоянии контролировать валютный рынок. И закон позволяет ему бездействовать.
«Ко»: Как вы оцениваете обсуждаемый в Думе законопроект «О валютном регулировании и валютном контроле»?
С.А.: Как компромиссный. В чем-то он весьма либерален. Скажем, разрешает россиянам приобретать недвижимость за рубежом, а нерезидентам – строиться и покупать недвижимость у нас в стране. Но мы не знаем, что будет представлять собой этот документ в итоговом варианте: по ряду позиций требуются дополнительные документы от правительства и от Банка России…
«Ко»: Противники валютной либерализации приводят в качестве одного из основных аргументов в пользу сохранения системы валютного контроля тот факт, что в текущем году России предстоят крупные выплаты по внешним долгам. Насколько правомерна такая «увязка»?
С.А.: Обжегшись на молоке, дуют на воду. Типичная чиновничья боязнь – «как бы чего не вышло». Почему с 1 января 2007 года отказаться от валютного регулирования можно, а с 1 января 2003-го – нельзя? Что такого может (или должно) произойти за эти четыре года?!
* признан в России иноагентом.