Top.Mail.Ru
архив

Никто не заплачет

18.03.201300:00

контрафакт
У нас по таким поводам не то что голову пеплом не посыпают, а просто в голову не берут.

Лоран Спангеро и его братья в свое время основали и потом много лет поднимали французскую мясоперерабатывающую компанию Spanghero, которую по итогам расследования власти Франции прямо назвали виновной в том, что в мясных полуфабрикатах, маркированных как говяжьи, обнаружилась конина. Братья уже несколько лет, как отошли от дел, передав управление наемным менеджерам, но произошедшее восприняли как личную трагедию и все говорили и говорили с экрана об ответственности перед 360 работниками и своими детьми и внуками. Менеджмент устами гендиректора ожидаемо все отрицал и напирал на готовность к борьбе. Собственно, эта борьба развернулась сейчас по всей Западной Европе: скандал с кониной затронул десятки стран и компаний, и все стараются найти и пригвоздить к позорному столбу виновных, отведя подозрения от себя.


Накрыло не по-детски

В январе 2013 г. ирландский регулятор сообщил, что проверенные им гамбургеры, изготовленные вроде бы из говядины, содержат ДНК конины. В результате с прилавков изъяли более 10 млн единиц полуфабрикатов, а то, что поначалу было воспринято как прокол ирландского производителя Silvercrest Foods, покатилось волной по всей Западной Европе. Во-первых, потому что врать нехорошо, а в данном случае речь идет о фальсификации продуктов и этикеток на продуктах питания, что незаконно. А во-вторых, потому, что конину считают приемлемым для себя продуктом далеко не все, и к тому же при несанкционированном использовании лошадиного мяса нельзя быть уверенным в том, что имеешь дело с мясом от лошадей, коим при жизни не вводили потенциально канцерогенный для людей ветпрепарат фенилбутазон.

Вслед за властями Ирландии к делу подключились регуляторы Великобритании, Франции, Германии и других стран, за чем также воспоследовали разоблачения и изъятия полуфабрикатов из магазинов. Рядовые потребители следили за новостями с рынка, как за боевыми сводками: каждый день список компаний, чьи продукты могут оказаться не тем, за что себя выдают, рос: фастфуд Burger King, розничные сети Tesco, Auchan, Aldi, Monoprix, Carrefour, Tengelmann, Nestle и даже шведский мебельный ритейлер IKEA, в кафе которого в Европе обнаружились фрикадельки с кониной, а в России - сосиски. Торговля несла и продолжает нести репутационные и финансовые потери: продажи мясных полуфабрикатов предсказуемо пошли на убыль на десятки процентов.

Но на самом-то деле ритейлеры такие же пострадавшие. "Считаю, что сложившаяся ситуация - это вина только европейских контролирующих органов и производителей. Перекладывать все на продавцов, закупивших разрешенную, в том числе и российскими ветеринарами, продукцию, некорректно", - подчеркивает генеральный директор inFOLIO Research Group Олег Клепиков.

Кто же тогда виноват? Поставщики и производители? Среди так или иначе запятнанных производителей и переработчиков мясного сырья на данный момент числятся вполне "доброкачественные" предприятия с большими объемами бизнеса и хорошей репутацией. В частности, ABP Food Group (ирландская Silvercrest, с которой все началось, и йоркширская Dalepak - ее "дочки"), ирландская же Liffey Meats, Freeza Foods из Северной Ирландии, немецкий поставщик H.J. Schypke (субподрядчик бразильского подразделения JBS Toledo), французская Spanghero, шведская Gunnar Dafgard AB, австрийский производитель Landhof GesmbH-and-Co. KG.

Последний, кстати, поставлял сосиски, в которых опять-таки засветилось нелегальное лошадиное мясо вместо или вместе с заявленной на этикетках свининой, российским продуктовым сетям, в том числе и позиционирующим себя как элитные.


Мясной детектив

Вообще, по данным Guardian, на всем протяжении цепочки мясных поставок, грубо говоря, от пастбища до холодильника, имеется как минимум 450 потенциальных "точек входа", через которые в систему может проникнуть что-то недозволенное. Понятно, что при этом придется приложить некоторые усилия, что и заставляет специалистов говорить сегодня не о недосмотре или случайном сбое, а о системе панъевропейского обмана, практически мафиозного. Интрига с участием той же Spanghero, например, вырисовывается сейчас так. Производитель Comigel передал подряд на выпуск мясных полуфабрикатов люксембургской фабрике, а мясо ей поставляла Spanghero, закупившая сырье у голландского мясного трейдера Draap, контролировавшегося неким Йаном Фазеном, ныне уже осужденным за то, что выдавал конину за говядину. Draap, по данным западных источников, была зарегистрирована в 2008 г. на Кипре как офшор. Во время суда над Фазеном установлено, что с 2007 г. он поставлял французским производителям ввозившееся из Южной Африки и Мексики лошадиное мясо, маркировавшееся как голландская и немецкая говядина.

Поговаривают, впрочем, что конина, обнаруженная в мясных полуфабрикатах в последнее время, поставлялась Draap из Румынии. Румынские власти при этом заверяют, что здешняя конина экспортировалась на вполне законных основаниях, промаркированная надлежащим образом.

Экономический смысл аферы очевиден: говядина, тем более голландская и немецкая - это бренды, они и стоят соответственно. Говядина, в принципе, говорят эксперты, в два-три раза дороже конины, а если речь идет о мясе вообще выбракованных лошадей, то разница еще больше. Чтобы было понятно, о каких суммах может идти речь: в октябре 2012 г. биржевая стоимость говяжьей вырезки в США составила $4,11 за фунт, что на 30 центов больше, чем годом ранее. Стоимость фунта стандартного антрекота дошла до $6,75, и это на 43 цента выше показателя 2011 г. В 2013 г., по прогнозу Readybank, мировые цены на говядину поднимутся до рекордных значений.


Что не убивает, делает нас сильнее?

Вскрывшиеся на европейском рынке продовольствия фальсификации для многих стали, как водится, новой возможностью. Евроскептики получили в свои руки дополнительные аргументы плюс прекрасный пример чрезвычайной сложности организации надлежащего контроля на всем пространстве ЕС. Кроме того, многие в поисках изначально виновных в ситуации с готовностью показывают пальцем в первую очередь на "бедных кузин" старших европейских стран - на недавно вошедшие в ЕС государства Восточной Европы - и стараются на этом заработать политические и иные возможные дивиденды. В бизнесе тоже, конечно, есть выигравшие: те же поставщики и производители, со скандалом не связанные, к которым вполне могут перейти многие контракты. Не говоря уже о юристах, аудиторах, специалистах по маркетингу, рекламе и CRM и разработчиках технологических продуктов: на фоне скандала много говорят о необходимости ускоренного внедрений RFID-этикеток и прочих высокотехнологичных контрольных мер и софта для отслеживания цепочек поставок.

Ритейлеры, по большому счету ни в чем не виноватые, о покупателях позаботились и все положенные по канонам качественного менеджмента и двусторонних коммуникаций с потребителями шаги предприняли. В Nestle, например, заявили: "В качестве дополнительных мер мы планируем ввести новые тесты до возобновления производства продуктов в Европе".

Расследование между тем методично продолжается, и можно не сомневаться в том, что в конечном итоге ЕС извлечет уроки и примет меры. Россия при этом останется в стороне, хотя бы потому, что членом ЕС не является, да и скандалом затронута лишь по касательной. И в долгосрочной перспективе это плохо для российского потребителя, поскольку означает, что у нас в стране и в бизнесе все останется так, как есть, а Европа уйдет вперед, став после "прививки конины" сильнее. И удобнее для жизни.

Наши же регуляторы с видимым удовольствием "оттоптались" на вскрывшихся недостатках европейской системы контроля над качеством. Но ведь тесты на конину у нас провели после того (и то не сразу), как мясо лошадей в мясных полуфабрикатах выявили в Европе. Реального мониторинга качества поставок нет даже во вроде бы торгующих эксклюзивным товаром сетях. При этом под реальным мониторингом в данном случае подразумевается хотя бы чтение газет: в той самой российской элитной сети австрийские сосиски с кониной спокойно продавались как свиные, когда шум уже поднялся, и убрали их с прилавков только по требованию самих покупателей, заодно и проинформировавших менеджеров о происходящем. "Да? - удивились сотрудники одного из магазинов сети. - А мы только по письмам из головного офиса работаем, а никаких писем не было. Хотя потом нам скажут, что это мы сами виноваты, потому что письмо просмотрели". Нет нужды говорить о том, что письмо покупателя в компанию по этому поводу осталось без ответа, пресс-секретарь, кажется, больше бывает не на месте, чем на месте, а на сайте сети инцидент и вообще вся проблема не нашли никакого отражения. Никто, в общем, плакать не собирается.


Не съесть подделку!

Технологии фальсификации известных, качественных и востребованных продуктов питания отработаны давно и применяются массово. Защитники прав потребителей собрали внушительную коллекцию примеров технологий подделок. Известно, например, что в кофе добавляют не зафиксированный на этикетке куда более дешевый цикорий, а то и молотые желуди. Производители в разных странах экспериментируют с тростниковым сахаром: на полки магазинов настоящий тростниковый сахар попадает куда реже, чем можно было бы подумать, и часто вместо него мы покупаем обычный рафинад, подкрашенный тростниковым сиропом. "Существующие технологии определения состава продуктов очень дороги и не гарантируют стопроцентного контроля", - обобщает проблему Олег Клепиков из inFOLIO Research Group.


Еще по теме