Top.Mail.Ru
архив

Новая Голландия

России предстоят три непростых месяца. До июля, когда в Петербурге пройдет встреча «Восьмерки».

Перед любым значительным событием главное в нем действующее лицо предстает самой уязвимой, зависимой от обстоятельств стороной. Это относится к концертам, защитам диссертаций, свадьбам, а уж к G8 – тем более.

Саакашвили может быть в отношении Южной Осетии агрессивнее обычного – ныне вовлеченность в любой конфликт России неудобна вдвойне. Вялый и нерешительный Ющенко позволяет себе играть с огнем на крымских маяках. Партнеры по переговорам о ВТО начинают выдвигать новые, а точнее – давно забытые старые требования. И так далее, и тому подобное.

Стоящему в уязвимой позиции всегда полезно дополнительно пощекотать нервы. Вдруг обнаруживается, что Москва якобы снабжала Хусейна разведданными об американских планах вторжения. Впрочем, тут же подчеркивается, что те карты и схемы были специально подготовленной дезинформацией. (Очень полезное уточнение, а то гнев общественности может обрушиться не столько на далекий Кремль, сколько на более близкий Пентагон.)

Сейчас и не придумать всех изобретений, которые пойдут в дело, чтобы напомнить Москве об Олимпиаде-80, подвергнутой бойкоту после ввода войск в Афганистан. И хотя всем понятно, что встреча в Петербурге все равно состоится и будет провозглашена его участниками немалым успехом, кремлевское руководство волнуется. Свидетельства? Да вот, к примеру, принятие пресловутого закона о неправительственных организациях. Практического смысла в нем нет никакого: и ранее власть имела достаточно способов прикрыть формальную деятельность неугодных; а тот, кто хотел получать много малопонятных денег за свою информационную, идеологическую, политическую активность, – и впредь не останется голодным. Таковы уж особенности русской жизни – и счастливые, и несчастливые одновременно – руководство страны знает о них не хуже граждан. Поэтому смысл принятия столь «шумного» закона – только в самом шуме, этим принятием производимом. Дескать, даже накануне петербургской встречи G8 мы не боимся закордонного гнева и порицания. Не на тех напали. Поэтому не надо новых провокаций.

Неизбежное усиление напряженности вокруг России перед саммитом можно было бы описать известной народной мудростью: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». Однако с самим шипучим напитком не все в порядке. Сегодня как никогда ясно, что все эти саммиты – только мощный PR, надувание щек при весьма посредственной игре. Оправданны ли риски?

По этому поводу уместна следующая аналогия. «Голландской болезнью» вызываются негативные последствия избыточного притока иностранной валюты, поступающей от сырьевого экспорта. России сейчас предстоит непомерный излишек внешнего внимания к себе, чаще всего, недружественного. Своего рода «информационная голландская болезнь» (кстати, тоже тесно связанная с энергоносителями).

Однако часто забывают, что укрепление курса собственной валюты несет не только негатив. Оно подрывает ценовую конкурентоспособность, но тем заставляет утроить внимание к производительности труда. Также нынешний девятый вал антироссийской риторики призван придать закалку нашей внешней и внутренней политике.

А ударять по Тбилиси всей мощью Ту-160 не следует, даже если бы встречи «Восьмерки» в Петербурге и не было. Нынешняя «лупа» внешнего внимания только поможет находить более эффективные пути противодействия нашим противникам.

 

Еще по теме