Top.Mail.Ru
архив

Новая кавказская война

Петербургский холдинг «Телекоминвест» сделал первый шаг на пути к развитию своего амбициозного всероссийского проекта «Мегафон». В начале августа началась коммерческая эксплуатация сети компании «Мобиком-Кавказ», входящей в состав проекта «Мегафон GSM». Таким образом, Северный Кавказ стал первым «зарубежным», после «базового» Северо-Западного, рабочим регионом для питерского холдинга. «Телекоминвест» имеет доступ в 5 из 7 федеральных округов, у него нет лицензий GSM только в Центральном и Уральском регионах. Однако региональный бизнес легким быть не обещает: местные компании чувствуют себя достаточно уверенно, а два других национальных оператора – МТС и «Вымпелком» – проявляют к регионам ничуть не меньший интерес.

Разговоры в бархатном сезоне

Сегодня на Северном Кавказе у «Мегафона» работают более 100 базовых станций. Строительство сети продолжается, в среднем запускается по 2 новые станции в день. «Первую очередь» сети планируется закончить в октябре 2001 года, всего в строй вступят 200 базовых станций. Инвестиции в строительство кавказского участка «Мегафона» должны составить $30 млн. Сетью «Мегафон» охвачены все крупные города южной лицензионной зоны – Краснодар, Ставрополь, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, курорты Черноморского побережья и главные автодороги. Почему «направлением первого удара» стал именно Кавказ? Представители петербургского холдинга называют несколько причин. По словам пресс-секретаря «Телекоминвеста» Алексея Ионова, во-первых, в этом регионе были быстрее решены организационные проблемы. Во-вторых, руководство холдинга стремилось запустить сеть еще до окончания курортного сезона. Пик сезона на Черноморском побережье приходится на август, после чего наступает так называемый бархатный сезон. Главным конкурентом «Мегафона» в регионе выступает краснодарская «Кубань GSM», четвертый оператор в России по размеру абонентской базы. Ионов считает, что сравнивать две компании вообще не стоит. «Действие лицензии «Кубань GSM» ограничивается Краснодарским краем, а наша лицензия распространяется на весь регион. Важная особенность южных регионов: они тесно взаимосвязаны друг с другом. Абоненты активно перемещаются внутри региона и вынуждены прибегать к услуге роуминга, что очень недешево. У нас же единая сеть, исключающая необходимый роуминг. Другое преимущество – «Кубань» развивалась эволюционно, а мы сразу планируем целую сеть», – говорит Алексей. В течение двух лет «Мегафон» надеется завоевать на Кавказе не менее трети рынка. При этом, по утверждению представителей «Телекоминвеста», демпинг и ценовые войны исключены, тарифы «Мегафона» будут сопоставимы с тарифами конкурентов. Приток новых абонентов планируется обеспечивать за счет качества работы сети и предложения уникальных услуг, в частности, уже упомянутого внутрисетевого роуминга. В самой «Кубань GSM» действия «Мегафона» паники не вызывают. По словам заместителя генерального директора компании «Кубань GSM» по коммерческим вопросам Сергея Ласкавого, усиление конкуренции, конечно, добавит его компании хлопот, но серьезной угрозы для своего бизнеса в действиях петербуржцев «Кубань GSM» не видит. «Говорить о результатах рано, кто выиграет – покажет время. Пока реальных подключений у «Мегафона» нет, их офис закрыт. По местным СМИ идет реклама «Мегафона», но эта реклама в основном имиджевая. Что касается названных преимуществ, в частности, внутрисетевого роуминга, то по нашему опыту спрос на такую услугу невелик. Для абонентов гораздо важнее местная связь. Около ¾ наших абонентов работают на условии предоплаты, а этот план вообще не подразумевает роуминга. Кроме того, внутрирегиональный роуминг не столь интересен: жители Краснодара гораздо чаще ездят в Москву, чем в Ставрополь или Ростов», – считает Сергей.

Ваш номер девятьсот двадцать восьмой

Свою экспансию на Кавказ «Мегафон» начал с новым руководством и новыми телефонными номерами. Пост генерального директора «Телекоминвеста» покинул Александр Няго. Ему предложили возглавить государственную компанию ТВЭЛ, занимающуюся добычей и переработкой ядерного топлива для АЭС. (Про новое назначение Александра Няго см. статью на стр. ???). Исполняющим обязанности генерального директора «Телекоминвеста» назначен Андрей Михаленко, ранее работавший заместителем гендиректора холдинга по организационному развитию. От всех официальных комментариев по поводу нового назначения представители «Телекоминвеста» отказываются, ссылаясь на то, что Михаленко только и.о., а последнее слово – за акционерами. Другое новшество – новые федеральные коды, которые получат абоненты «Мегафона». Эти коды два российских холдинга – «Система-Телеком» и «Телекоминвест» – получат согласно подписанному в начале августа указу министра связи РФ Леонида Реймана. За МТС закреплены коды с 911 по 918, а за компаниями «Телекоминвеста» с 921 по 928. При этом последняя цифра кода означает конкретный регион. Например, за центральным регионом закреплены 0 и 6, а за Северным Кавказом – 8. Выдача новых номеров уже идет: МТС в течение месяца подключает абонентов как с кодами 902, так и с кодами 910, а абоненты «Мобиком-Кавказ», заключившие контракт на федеральный номер, получат код 928. Свое решение о выдаче новых кодов Минсвязи объясняет заботой о будущем и многочисленными обращениями операторов с жалобами на нехватку номерной емкости. Ранее большинство абонентов сотовой связи получали федеральные номера с кодом 902. Нетрудно посчитать, что число всех возможных номеров ограничено десятью миллионами. Сейчас у одной только МТС абонентов около 2 млн. По мере продвижения в регионы крупнейшие компании столкнутся с острой нехваткой номеров. В стороне от «перекодировки» остался третий крупный сотовый оператор – «Вымпелком». Недавно эта компания получила номера с кодом 903 и, по мнению руководства «Вымпелкома», имеющихся номеров на ближайшее время компании хватит.

От инвесторов веет прохладой

Расширение сети «Мегафона» далеко не единственный эпизод в «битве за Кавказ». Сегодня региональное развитие стало одним из главнейших направлений работы крупных сотовых операторов. Главные конкуренты «Мегафона» не дремлют, и уже в декабре этого года в Ростове-на-Дону должна заработать сеть московской компании «Вымпелком-Р». В других городах южного региона – Краснодаре и Ставрополе – полномасштабный коммерческий запуск сетей «Вымпелкома» состоится не ранее первого квартала 2002 года, а пока они будут работать в опытном режиме. Третья крупная компания – МТС – лицензии на работу в Северо-Кавказском регионе не имеет, но ищет способ ее получить. По словам генерального директора «Вымпелкома-Р» Алексея Мищенко, Южный федеральный округ интересен для сотовых операторов еще и тем, что в последнее время там наблюдается прирост населения: «В эти районы идет большая миграция русскоязычного населения из бывших советских республик и из неблагополучных регионов Северного Кавказа». По словам председателя совета директоров «Вымпелкома-Р» Станислава Шекшни, ситуация в регионах сегодня напоминает московский рынок три года тому назад: «В регионах значительно меньше проникновение сотовой связи, мобильный телефон пока остается предметом роскоши, а не массовым товаром. Бизнес в регионах серьезно отличается от столичного: там достаточно высокий средний доход на одного абонента, гораздо слабей развита инфраструктура самой связи, значительно сильнее роль местных властей». По словам Шекшни, «Вымпелком» ставит своей задачей добиться капитализации в $2 млрд, и региональное развитие – один из важнейших инструментов для решения этой задачи. Однако инвесторы относятся к региональной экспансии с прохладцей, и, по мнению некоторых специалистов, достижение заветных $2 млрд – дело почти неосуществимое. Шекшня же утверждает, что цифра эта вполне реальна. «Мы исходили из того потенциального числа абонентов, которое компания сможет получить», – сказал он. Ситуацию комментирует консультант компании «Ренессанс-Капитал» Вячеслав Николаев: «Инвесторы всегда относятся прохладно к региональным проектам сотовых холдингов, причина тому – дороговизна региональных проектов. В среднесрочной перспективе региональные проекты сулят меньшую отдачу, и в результате возникает риск ухудшения финансовых показателей. Но в долгосрочной перспективе сотовым операторам совершенно необходимо развивать свой бизнес в регионах, потому что выжить могут только те компании, которые работают по всей стране. Преимуществ у больших компаний много: экономия на масштабах, внутренний роуминг, доступность сложных технологических решений».

Еще по теме