Top.Mail.Ru
расследования

Новичок на рынке антисептиков получил 1,3 млрд рублей

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Производитель средств для укладки волос «Прелесть», антистатика «Лира», дихлофоса и средств от комаров получил 1,3 млрд руб. на производство дезинфицирующего средства «Септима», способного бороться с коронавирусом SARS-CoV-2. Льготный кредит ГК «Арнест» предоставил Фонд развития промышленности Минпромторга РФ (далее — ФРП). Как выяснил журнал «Компания», антисептик впервые появился в ассортименте «Арнест» совсем недавно, зато глава компании Алексей Сагал давно держит четырех арабских лошадей, подаренных президенту РФ Владимиру Путину, на своем конном заводе.

«Прелесть» и новичок

ГК «Арнест» оказалась в числе компаний, получивших самый большой льготный кредит — на 1,3 млрд руб. в рамках программы «Противодействие эпидемическим заболеваниям».

Как сообщает ФРП, за счет выделенных денег ГК «Арнест» расширит производство дезинфицирующих аэрозолей и гелей-антисептиков «Септима» на своих предприятиях в Тульской области, Алтайском и Ставропольском краях. В 2020 году произведут более 33 млн единиц этих средств.

Ранее «Арнест» не выпускала «Септиму» и другие антисептики. Компания известна на рынке как крупный производитель парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии. Среди популярных брендов ГК «Арнест» — «Прелесть» (средства для волос), Symphony (освежители воздуха), Mosquitall (средства уничтожения насекомых и защиты от них), Mebelux (средства для домашней уборки) и другие. Бренд «Септима» появился в ассортименте компании, когда во всем мире уже бушевала эпидемия коронавируса.

Презентация «Септимы» состоялась в конце февраля. К продвижению был подключен административный ресурс. Глава города Невинномысска, где расположено одно из предприятий группы «Арнест», Михаил Миненков записал видео, в котором рекомендует обрабатывать «Септимой» воздух, поверхности и руки: «Новое средство ликвидирует до 99 % вирусов, бактерий и грибков… Правда крутая продукция, в сложных условиях коронавируса всем предлагаю». «Септиму» рекламировали даже школьники МБОУ СОШ № 4. «С "Септимой" — мы сила», — скандировали дети, размахивая баллончиками дезинфектора.

«Мы придумали "Септиму" задолго до эпидемии коронавируса, прошлой зимой, для борьбы с гриппом, ОРВИ. Она содержит спирт (около 80 %), который убивает все вирусы, — рассказывает представитель АО «Арнест». — Сейчас все стараются выпустить такие продукты — неважно, в каком виде — в виде аэрозолей, кремов или мазей. Среди производителей аэрозолей — мы в числе самых крупных».

В настоящее время дезинфектор «Септима» уже поступил в аптечные и торговые сети. Продается он и в интернет-магазинах «Озон», «Беру» и Wildberries. На сайте госзакупок нам не удалось обнаружить лоты с контрактами на «Септиму».

Тот факт, что ГК «Арнест» способна обеспечить выпуск антисептиков в сжатые сроки и в большом количестве, не вызывает сомнений. Однако не все участники рынка понимают, почему традиционные игроки сегмента антисептиков оказались обделены финансированием.

«До эпидемии коронавируса антисептики в России не пользовались активным спросом. Их производили не более десяти предприятий», — говорит коммерческий директор компании «ЭВИ Косметик Лаб» Михаил Бельман. «ЭВИ Косметик Лаб» выпускает антисептик Lafitel, один из наиболее востребованных на рынке. «На данный момент производство антисептиков в России стали налаживать даже те компании, которые, на первый взгляд, вообще мало отношения имеют к косметике и медицине», — продолжает Бельман.

По данным DSM Group, продажи антисептиков через аптечные сети выросли за последние почти четыре месяца (или 15 недель) с 2,3 до 7,1 млн упаковок. В денежном выражении рост составил 577 %. Речь идет о косметических антисептиках, здесь не учитываются средства для обеззараживания помещений. Среди крупных игроков рынка — Genel Inc (48,9 %), «Бентус лаборатории» (17,2 %), Reckitt Benckiser Healthcare (11,7 %), ПАО «Протек» (7,9 %), ОАО «Аромат» (4,9 %).

Лошади Путина

ГК «Арнест» — лидер в производстве парфюмерии, хозяйственно-бытовых товаров в аэрозольных баллончиках. Выручка группы не раскрывается. Выручка ее отдельных компаний в 2018 году: АО «Арнест» — 8,1 млрд руб., АО «Алтайвитамины» — 1,7 млрд руб., ООО «Аэрозоль Новомосковск» — 4 млрд руб., согласно «Контур.Фокус».

ОАО «Арнест» появилось на базе приватизированного «Невинномысского завода бытовой химии» в 1992 году. В 1998 году Алексей Сагал начал работать в ОАО «Арнест» и в том же году был избран членом совета директоров, а через год — председателем совета директоров ОАО «Арнест». В 2001 году этот завод перешел под контроль группы МДМ. В составе команды МДМ была жена Алексея Сагала Елена Сагал, которая возглавила предприятие в 2005 году. В 2009-м Елена ушла из гендиректоров «Арнеста», стала сенатором от Ставропольского края и оставалась им до 2012 года.

Алексей Сагал в настоящее время — президент ГК «Арнест». С 2011 года 92 % акций в АО «Арнест» — у номинального держателя НКО АО «Национальный расчетный депозитарий». Среди акционеров АО «Арнест» — председатель правления АО «Системный оператор Единой энергетической системы» Борис Аюев (доля не раскрывается). В 2007 году «Арнест» купил ООО «Аэрозоль Новомосковск». Осенью 2019-го один из акционеров «Арнеста» получил контрольный пакета акций в АО «Алтайвитамины».

прочитать весь текст

Впрочем, вполне возможно, что не только наличие подходящей производственной базы явилось причиной благосклонного отношения ФРП к ГК «Арнест». Президент группы Алексей Сагал через свой «Терский племенной конный завод № 169» имеет связи с самим президентом Владимиром Путиным. Дело в том, что именно здесь живет жеребец Сирдар, подаренный президенту России членом королевской семьи эмирата Абу-Даби шейхом Абу-Даби Мансуром ибн Зайд аль-Нахайяном в начале 2000-х.

«Терский племенной конный завод № 169» работает с прибылью, в 2018 году она составила 27,2 млн руб. Лошади конного завода участвуют в международных соревнованиях, получают призовые места. Также этот завод представляет Россию в конном клубе «Наследие», созданном шейхом Мансуром ибн Зайд аль-Нахайяном для популяризации лошадей арабской породы.

Коню Сирдару уже 22 года, а недавно тут появились еще три молодые титулованные лошади арабской породы президента Путина — один жеребец и две кобылы, рассказали «Ко» на «Терском племенном конном заводе». Другие детали не сообщили.

За разъяснениями мы обратились к пресс-секретарю Владимира Путина Дмитрию Пескову. Мы спросили о том, кто дарил арабских лошадей президенту и при каких обстоятельствах. Песков передал «Ко» через своего сотрудника, что ему ничего не известно о судьбе этих лошадей и даже о самом факте такого подарка.

Стали ли лошади президента тем счастливым билетом, который гарантировал компании «Арнест» столь важную в кризисный момент поддержку, — пока не известно. В любом случае «Септима» имеет все шансы встать в ряд с другими популярными брендами компании, стать для ГК «Арнест» чем-то вроде антисептика против кризиса — с кредитом в 1,3 млрд руб. нужно сильно постараться, чтобы получилось иначе.

Еще по теме