Top.Mail.Ru
архив

О «пользе» кубышек

Общественность активно обсуждает очередную инициативу министра финансов Кудрина, который решил преобразовать Стабфонд в два фонда. Первый – это нефтяной фонд, а второй – фонд будущих поколений. Нефтяной фонд должен застраховать россиян от падения цен на нефть, то есть компенсировать возможные в этом случае потери. А средствами из второго фонда г-н Кудрин готов рискнуть, вложив их в самые ценные и самые надежные иностранные бумаги, для того чтобы будущие поколения жили на проценты от его мудрых инвестиций – когда они останутся без нефти, им будет что пожевать.

Идея сама по себе стара – она обсуждалась уже в рамках использования всего Стабфонда. Г-н Кудрин предлагает обособить средства обоих фондов и верстать бюджет так, будто у нас никаких нефтяных сверхдоходов нет. Таким образом он собирается выяснить степень зависимости российской экономики от нефти. Еще более конкретно: он хочет уменьшить долю нефтяных денег в расходах бюджета с 5% до 3%. Судите сами, идея грандиозная по своим масштабам: аж с 5% прямо-таки до 3%. Ведь доля нефтяных доходов расходной части бюджета совсем невелика, практически ничтожна. Очень мало инвестиционных программ финансируется за счет сверхдоходов от нефти – эти деньги немедленно изымаются и складываются в многочисленные кубышки. Россия, к радости г-на Кудрина, пока еще не инвестирует нефтяные деньги в свое развитие, хотя разговоры об этом уже идут.

Министр финансов как будто не догадывается, что лучший способ уберечь будущие поколения от падения нефтяных доходов (или вообще исчезновения нефти из природы и замены ее другими возобновляемыми видами топлива) – это не создание новых фондов, а развитие экономики. Перспектива жить за счет нефтяного фонда при развалившихся системах канализации, отопления и теплоснабжения не слишком обрадует будущие поколения, о которых заботится министр финансов. Весь пафос политики Минфина сводится к одному – любой ценой не дать использовать дополнительные доходы на развитие российской экономики. Г-н Кудрин мыслит шире и глубже: он понимает, что это вызовет инфляцию и расстройство финансов. Кстати, объем прямых зарубежных инвестиций в экономику Китая в 2006 году составляет $60 млрд. По теории Кудрина, Китай должен был давно лопнуть от инфляции. Ведь иностранные инвестиции ничем не отличаются от вложенных в экономику нефтяных доходов – эффект одинаковый. Если те вызывают инфляцию, то эти должны провоцировать ее ровно в той же степени. Но китайская экономика почему-то не лопается.

Страны, которые считаются полностью сырьевыми, например Арабские Эмираты, свои нефтяные сверхдоходы вкладывают в собственную экономику, создают грандиозные проекты в области недвижимости, туриндустрии, превращают пустыню в цветущие оазисы. Считается, что для будущих поколений арабов это полезнее, чем складывать деньги в кубышку. Но это же арабы – они не достигли степени развития г-на Кудрина, так же, как и китайцы, и иранцы… Если бы Иран все свои нефтяные доходы поместил в фонды и еще разместил бы их на счетах Соединенных Штатов, сейчас бы его прихлопнули как муху одним тощим американским волосатым пальцем.

Точнее всех смысл политики министра финансов определил Михаил Делягин: если нефтяные деньги будут вложены в развитие, то главным в экономике России станет ведомство, занимающееся стратегическими проектами. Оно будет управлять движением этих денег, а не министерство г-на Кудрина. А этого министр финансов никак не может допустить. Делягин прав, добавить особенно нечего.

 

Еще по теме