Top.Mail.Ru
архив

Обрусевшая Spar

Знаковое слияние свершилось на прошлой неделе в отечественном ритейле. Компания DeltaCapitalManagement, управляющая фондом «США – Россия», объявила о слиянии SparRetail (владела лицензией на марку в Москве) с розничным подразделением холдинга «Марта» (в 2001 году приобрела субфраншизу на Spar). Теперь «Марта» владеет 79-процентным пакетом SparRetail, лицензией на марку и будет управлять всеми 11 магазинами сети. Финансовая сторона сделки не разглашается.

Выгоды «Марты» от слияния очевидны. Холдинг стал обладателем мастер-франшизы, что гарантирует стабильность работы под маркой Spar. Напомним, что в июне «Марта» подавала в центральный офис Spar заявку на мастер-франшизу в Татарстане, а ранее конфликтовала с гендиректором SparRetail Томасом Хорой. Он продержался в России всего пять месяцев, и причиной его отставки стал именно конфликт с «Мартой» – австриец не захотел вникать в особенности российского рынка.

Впрочем, не менее очевидны и выгоды DeltaCapital. «Марта» – крупный холдинг, владеющий мебельным и строительным бизнесом. После конфликта с Хорой руководство склонялось даже к мысли о разрыве отношений со Spar и поиске другого европейского партнера. За три года «Марта» открыла больше магазинов, чем SparRetail и обладает достаточными собственными ресурсами для быстрого наращивания сети (в 2002 году оборот Spar-Марта составил $80 млн). К тому же холдинг охотно кредитует банк «Зенит», вложивший только в розничное направление $35 млн. Теперь строить розничную сеть под маркой Spar «Марте» помогут и деньги «Импэксбанка», финансового партнера SparRetail. По словам Марии Гольдберг, пресс-атташе холдинга, до конца года планируется открыть еще четыре магазина (в том числе гипермаркет в Казани). «Марта» не намерена продавать кому-либо франшизу на Spar и будет единственным обладателем прав на марку в России, за исключением Среднего Поволжья, где владельцем мастер-франшизы является оптовая компания «Сладкая жизнь».

История с «Мартой» – пример конструктивного разрешения ситуации с франчайзером. Но если бы DeltaCapital не передала акции крупному холдингу, перспективы Spar в России были бы не столь очевидны. Об этом свидетельствуют другие примеры, в частности, судьба в России ресторанных марок, успешных на западе и не слишком заметных в Москве. Неудачным был старт Subway – первые питерские партнеры обманули франчайзера. Второе пришествие в 2000 году было более динамичным (сегодня шесть ресторанов в Москве, один – в Екатеринбурге). Американская компания Tricon долго выражала недовольство по поводу развития московского проекта PizzaHut и наконец дала франшизу на Москву еще и питерскому франчайзи «Пицца-Норд». Северяне собираются открыть в Москве до конца года восемь ресторанов (у московского франчайзи за три года открылось лишь три, поскольку соответствующие концепции места в столице найти непросто). Лишь недавно разрешился конфликт между двумя обладателями франшизы Sbarro, после чего марка стала развиваться более быстрыми темпами (сейчас 29 ресторанов). «Ошибки франчайзеров чаще всего в том, что они не учитывают специфики московского рынка, – говорит Родион Толпушов, управляющий партнер компании Consulting & Development. – Spar пришла в Россию, не проанализировав рынок, первый собственный магазин открыла в неудачном месте, настаивала на продаже товаров под собственной маркой, хотя Spar в России совершенно неизвестна. От продавца франшизы требуется соблюдение следующих условий: гарантированная поставка товаров, рекламная поддержка марки, четкая регламентация бизнес-процессов, обучение персонала и помощь в привлечении финансовых ресурсов».

Еще по теме