Top.Mail.Ru
архив

Очередные задачи Владимира Путина

ВСТРЕЧА Владимира Путина с крупными бизнесменами должна была, как представляется, закрепить новые правила игры, предложенные президентом в начале своего правления. Правда, за прошедший год сколько-нибудь широкое распространение получило лишь одно правило, а точнее, слово – «равноудаленность». Первый год президентства Путина прошел под знаком разрушения правил ельцинской эпохи – вернее, даже не правил, а некой системы отношений крупного бизнеса и чиновничества, стихийным образом сформировавшейся и называемой «олигархической».

Путин провозгласил равноудаление бизнесменов от власти и тем самым сразу совершил ошибку. Необходимо прямо противоположное. Удалять надо власть от бизнеса. Начиная от все еще огромного числа государственных коммерческих компаний, пользующихся внерыночными преимуществами и убивающих конкуренцию, и заканчивая чиновниками, кормящимися при коммерческих компаниях. Показательно, например, что при возникновении подозрений в незаконном характере сделки между государством и частной компанией в 99% случаев претензии предъявляются лишь коммерсантам. Что в случае с «Норильским никелем», который был куплен ОНЭКСИМбанком ровно за те деньги, которые запросило государство, что в деле «Медиа-моста», руководитель которого Владимир Гусинский если и «завладел мошенническим путем средствами «Газпрома», то с разрешения и согласия руководства этой компании с большой государственной долей. Однако унтер-офицерская вдова сечь себя не желает, и президенту приходится подобно Кашпировскому заниматься то ли психотерапией, то ли гипнозом: «Не бойтесь, не бойтесь, чувство страха уходит, уходит, уходит…» Между тем пока что из страны уходят деньги. Участвовавший во встрече в Кремле глава холдинга «Интеррос» Владимир Потанин предложил использовать в качестве индикатора предпринимательских страхов величину оттока капиталов. Если посмотреть на динамику показателей валютного рынка (этой теме была посвящена большая статья в прошлом номере «Ко»), то окажется, что иллюзий никто не испытывает. Крупнейшие экспортеры прямо-таки распихивают валютную выручку по офф-шорным счетам.

Во взаимоотношениях государства и бизнеса не нужны сложные рецепты. Природа предпринимательства такова, что коммерсант всегда будет искать выгоду. И никакие уговоры, угрозы, обещания не заставят его делать что-то себе в убыток. Как написал классик, «за 300% прибыли капитал готов на любые преступления», и российская действительность последних лет это ярко продемонстрировала. Задачи президента, если он хочет конструктивных изменений в обществе и экономике, – создать такие правила, при которых самому злонамеренному и циничному бизнесмену будет невыгодно предлагать взятки чиновникам и называть нефть «нефтяной жидкостью»; рентабельность госзаказа будет не выше среднерыночной; стоимость использования бюджетных денег не будет в разы отличаться от банковских займов; держать сбережения и оборотные средства будет выгоднее в России, а не в Швейцарии, а убивать конкурента станет просто разорительно, потому что «много лет с конфискацией».

К сожалению, Владимир Путин пока не смог убедить общество в том, что он четко понимает необходимость именно таких правил игры. Есть основания предполагать, что президент еще не в состоянии повернуть работу госаппарата в этом направлении. Откровенный конфуз с попыткой изменить Уголовно-процессуальный кодекс, манипуляции высокопоставленных чиновников вокруг проблемы внешнего долга, чуть было не приведшие страну к новому дефолту, антидемократические уступки губернаторам – лишь самые наглядные примеры слабости президентской власти.

Владимиру Путину сейчас очень нужна поддержка. Найти ее он может у российских капиталистов, многие из которых созрели для игры «вдолгую» и сами не против того, чтобы их избавили от соблазна 300-процентной прибыли: не всем уже хочется идти «на любые преступления».

Еще один союзник Путина – международное сообщество. Задержание Павла Бородина и отзыв у президента «Сибирского алюминия» Олега Дерипаски (кивки представителей «Сибала» на уголовно преследуемого участника Давоса Джорджа Сороса неуместны: в убийстве человека и угрозах физической расправы пожилого финансиста никто не обвиняет) приглашения на Всемирный экономический форум – явления очень позитивные (да простят меня г-да Бородин и Дерипаска). Сформировавшейся при ельцинском режиме российской элите предлагается усвоить две вещи. Во-первых, жить «по понятиям» в цивилизованном обществе не получится, а во-вторых, от России никуда не деться. Кроме нашей Родины, мы никому не нужны.

Еще по теме