Опасная доставка: водители такси оказались аккуратнее курьеров

Водители такси в большинстве своем демонстрируют более высокий уровень вождения, чем принято считать. Об этом говорят результаты исследования компании Exodrive. Искусственный интеллект, встроенный в цифровую платформу мониторинга, в течение года анализировал езду более 11 тысяч таксистов в крупных городах страны.
Анализ охватил почти восемь миллионов километров пробега и более 44 миллиона дорожных событий — включались ускорения, торможения, повороты, мелкие ДТП... Оказалось, что медианный индекс качества вождения (скоринг) у таксистов составил 90,8 из 100. Доля таксистов с низкими оценками составила всего около 10%, а вот среди водителей доставщиков таких уже 45%. То есть исследование показало, что профилактикой ДТП и повышением качества вождения в первую очередь следует заниматься именно в сегменте внутригородской доставки.
Появление этой проблемы отнюдь не случайно. Онлайн-продажи одних только продуктов питания в России январе-марте увеличились более чем на 40%, достигнув 396 миллиарда рублей. Высокая частота заказов обостряет проблему дефицита кадров. Людей не хватает, и из-за высокой нагрузки имеющиеся специалисты физически не могут обеспечить доставку большего объема заказов. В отрасли ожидается острый дефицит курьеров, и вопросы качества вождения невольно отступают на второй план. Возможно, данные исследования заставят власти обратить внимание на назревающую проблему — пока он больше заняты регулированием рынка такси. В том числе и из соображений безопасности.
Между тем анализ с помощью ИИ показал, что ряд распространенных в обществе стереотипов весьма далеки от реальности. И речь не только о гораздо более высоком, нежели принято считать, качестве вождения таксистов в среднем. Исследование доказало, что умение управлять автомобилем мало зависит от национальности — вопреки расхожему мнению, что мигранты водят менее безопасным образом.
Лучшие показатели скоринга (91−100 баллов) отмечаются у водителей такси бизнес-класса, что связывают с внутренними стандартами отбора. Более высокие оценки характерны для водителей машин среднего и премиум-сегмента, включая Toyota Fortuner, Mercedes-Benz E-класс, Lexus LX570, Kia Optima.
Примечательно, что эти модели авто не включены в список автомобилей, разрешенных для работы в такси. В утвержденный российскими властями перечень попали в основном автомобили отечественной сборки: Lada Granta, Lada Vesta, Lada Aura, а также китайские Haval Jolion, Haval F7, Haval F7x, BAIC U5 Plus и Kaiyi E5. Эти автомобили станут задействовать при перевозке клиентов в эконом- и комфорт-классе. А вот при формировании парка для бизнес-класса и VIP-клиентов у таксопарков могут возникнуть трудности, поскольку машин высокого класса в стране не хватает. Эксперты уверены, что на фоне ограничения перечня допустимых моделей услуги такси могут подорожать. Не исключается, что затраты на покупку новых машин станут включать в стоимость поездок.
Вообще власти в последнее время уделяют весьма много внимания регулированию рынка такси — и не только на федеральном уровне. Так, накануне стало известно, что московских таксистов будут штрафовать в случае, если те не смогут пройти аттестацию на знание города; соответствующий закон подписал мэр Сергей Собянин. В рамках аттестации станут проверять знание расположения на территории столицы объектов транспортной инфраструктуры, объектов культурного наследия, медицинских организаций, образовательных организаций , спортивных сооружений, органов государственной власти и местного самоуправления, а также путей подъезда к ним. Помимо этого будет оцениваться знание правил перевозки пассажиров и багажа легковым такси, а также порядка действий в чрезвычайной ситуации. Если таксист не пройдет аттестацию, ему придется заплатить штраф в пять тысяч рублей.
Нагромождение все новых требований к такси получает ответ от отрасли. Сервисы такси, в которых работает много водителей на собственных автомобилях, стали отказываться от одноименного названия и переходить в другие виды перевозок. Так, один из крупнейших агрегаторов, «Максим», который аккумулирует до 70% легального рынка легковых перевозок в регионах, заявил о переходе на схему аренды машин с водителями. Она не подпадает под действие закона о такси. Причинами этого называется ужесточение контроля в регионах за медосмотром таксистов, дополнительные страховки перевозчиков ОСГОП, а также закон о локализации машин.
Еще по теме





