Top.Mail.Ru
архив

Оператор-призрак

В конце осени – начале зимы на московском сотовом рынке должно, наконец, состояться явление «компании-призрака» – третьего московского оператора GSM «Соник Дуо». Однако даже после того как компания начнет подключать московских абонентов, скорого передела столичного рынка ожидать не стоит. За прошедший год тактические задачи новой компании несколько изменились. Если раньше «Соник Дуо» рассматривалась в качестве самостоятельного конкурента московских сотовых операторов – компаний МТС и «Вымпелком», – то теперь она выступает как составная часть национального проекта «Мегафон». Соответственно одним из приоритетов «Соник Дуо» на первом этапе становится работа по роуминговому обслуживанию абонентов «Мегафона».

 

«Соник Дуо» пока не называет точную дату начала подключения новых абонентов. Опытно-коммерческая эксплуатация сети компании уже идет – с сентября этого года «Соник Дуо» приступила к обслуживанию абонентов-роумеров. По данным самой компании, с начала запуска сети в сентябре этого года «Соник Дуо» приняла 50 тыс. «гостей», из которых 39 тыс. – абоненты региональных сетей «Мегафона» (федеральный проект петербургского телекоммуникационного холдинга «Телекоминвест»). Большая часть абонентов-роумеров – это клиенты петербургского мобильного оператора «Северо-Западный GSM». По словам генерального директора «Соник Дуо» Алексея Ничипоренко, около 90% всего роумерского трафика «Соник Дуо» приходится на абонентов «Мегафона». Питерские абоненты приносят компании более 80% всех доходов – сказывается большой пассажиропоток между двумя столицами.

По оценкам специалистов «Соник Дуо», сегодня доля их компании на московском рынке роуминговых абонентов составляет 8%. В ближайшей перспективе компания рассчитывает увеличить ее до 25%.

 

Осенний марафон

По заявлению директора по маркетингу «Соник Дуо» Сергея Бешева, его компания начнет подключение собственных абонентов не позднее конца 2001года. Специалисты считают, что для этого компании необходимо иметь минимум 300 действующих базовых станций. К сегодняшнему дню «Соник Дуо» уже ввела в строй более 200 станций, запуская каждую неделю от 15 до 20 новых объектов. Простые подсчеты показывают, что москвичи смогут избавиться от «монополии» МТС и «Вымпелкома» лишь в конце ноября – начале декабря. По данным директора службы информации «Соник Дуо» Романа Проколова, к этому времени зона обслуживания «Соник Дуо» будет включать в себя всю Москву, крупнейшие автомагистрали, аэропорты, а также некоторые города ближайшего Подмосковья. При этом на первом этапе в Москве не будет гарантирован прием в так называемом deepindoor – полуподвальных помещениях и больших зданиях с массивными стенами.

Однако географический охват территории – еще не все. «Для запуска сети необходимо не только определенное количество действующих базовых станций – нужна еще и уверенная готовность всей системы. Важно наладить процесс обслуживания абонентов, работу биллинговой системы», – заявил в интервью «Ко» Алексей Ничипоренко.

 

«Соник Дуо» стала «Мегафоном»

В мировой практике приход третьего оператора обычно означает передел рынка в пользу новичка. При этом «пришелец» занимается не столько завоеванием новых абонентов, никогда ранее не пользовавшихся услугами мобильной связи, сколько «перетягиванием» их у других операторов. Такая стратегия наиболее выгодна в силу ряда причин: во-первых, действующие абоненты – потребители подготовленные, они привыкли платить за мобильную связь и пользоваться дополнительными услугами; во-вторых, в клиентской базе первых двух операторов всегда найдется достаточно потребителей, недовольных качеством обслуживания и готовых при первой же возможности сменить оператора. Московский рынок в этом смысле исключением не является. «Мы видим, что на рынке ощущается определенный дефицит качества, и надеемся благодаря высококачественным услугам привлечь новых абонентов», – говорит Ничипоренко. По словам Романа Проколова, через три года его компания намерена контролировать порядка 15 –20% московского рынка.

Однако в ближайшее время существенного передела рынка ждать не приходится – «Соник Дуо» упустила слишком много времени. «Степень проникновения сотовой связи в Московском регионе резко возросла. Очевидно, что быстрого передела московского рынка не будет», – говорит Ничипоренко.

Аналитик компании J'son & Partners Антон Погребинский считает, что большого перетока абонентов в сеть третьего московского оператора GSM не произойдет: «Абонентская база действующих операторов – МТС и «Вымпелкома» – возросла настолько, что о серьезном переделе московского рынка в связи с началом работы «Соник Дуо» говорить не приходится. Зона покрытия «Соник Дуо» еще невелика, так что компании остается занимать определенные ниши – в том числе выполнять функции по обслуживанию роумеров. И в первую очередь абонентов сети «Мегафон». Впрочем, работа на роумеров и раньше была для «Соник Дуо» приоритетным направлением деятельности».

Один из экспертов в области мобильной связи так прокомментировал «Ко» последние новости от «Соник Дуо»: «За тот год, что компания готовилась к запуску, ее бизнес-задачи, видимо, изменились. Имеющийся у «Соник Дуо» частотный диапазон невелик, с ним трудно обеспечить полноценный охват. А для работы с роумерами годится и гораздо более скромная сеть: в первую очередь связью охватываются аэропорты, вокзалы, деловой и исторический центр города. «Спальные районы» для приезжих практически неинтересны, так что ставить «соты» в них можно не спеша. После вхождения в проект «Мегафон» приоритетом «Соник Дуо» – по крайней мере на первом этапе – стало обслуживание абонентов своей федеральной сети. Как долго продлится этот первый этап – сказать очень трудно».

Справедливость такой точки зрения подтверждается и тем фактом, что услуги «Соник Дуо» будут «раскручиваться» под торговой маркой «Мегафон» или «Мегафон-Москва», а сочетание «Соник Дуо» сохранится лишь как юридическое наименование компании. «Проект «Мегафон» строится как общероссийская сеть. На примере нашей компании можно наблюдать эффект синергии, то есть объединения усилий. Вместо одной маленькой московской компании мы становимся частью большой федеральной сети», –объясняет это решение Ничипоренко.

Симметричный ответ

В ходе ударного строительства своей сети «Соник Дуо» пошла на непривычный для российского бизнеса шаг, заключив союз со своим конкурентом – компанией «Вымпелком». Две компании рассматривают возможности совместного использования своих площадок для размещения передатчиков. «Это нормальная мировая практика. Операторы конкурируют в области услуг, но при этом успешно сотрудничают на профессиональном уровне в других сферах (например, в области инфраструктуры). Мы активно реализуем этот принцип и не только с коллегами из «Вымпелкома», – говорит Роман Проколов из «Соник Дуо».

По данным вице-президента «Вымпелкома» Николая Прянишникова, «Соник Дуо» уже арендует одну базовую станцию «Вымпелкома» в Подмосковье и ведет переговоры о возможном совместном использовании других площадей. «Подобное сотрудничество часто можно наблюдать на Западе – на одной вышке размещаются передатчики разных операторов, зачастую являющихся прямыми конкурентами. Мы считаем, что этот опыт мировых операторов позитивен. Обе компании в результате экономят на издержках, а в конечном счете выигрывает клиент. В нашем случае «Соник Дуо» экономит на строительстве вышки, а мы зарабатываем какие-то деньги на аренде. Если мы откажемся от сотрудничества, то конкуренты все равно поставят свою вышку, но мы уже ничего не заработаем. Однако масштабного сотрудничества все-таки не будет – существуют еще и проблемы безопасности. Никто не станет с охотой пускать конкурентов на свои стратегические объекты», – говорит Прянишников.

Другой конкурент «Соник Дуо» – крупнейшая московская сотовая компания МТС отказывается от сотрудничества наотрез. «Мы четко проводим грань между партнерами и конкурентами. Вопросы безопасности при этом стоят не на последнем месте», – говорит пресс-секретарь МТС Ева Прокофьева.

Сама МТС, пока «Мегафон» наращивает свое присутствие в Москве, продолжает разворачиваться в Санкт-Петербурге. Московская компания уже установила коммутатор на 100 тыс. номеров, смонтировала значительное количество базовых станций и ведет тестирование сети. По словам Евы Прокофьевой, запуск сети может состояться уже в ноябре этого года. Зона охвата будет включать в себя весь Петербург, аэропорт «Пулково» и крупнейшие автодороги – в том числе и международную трассу в Финляндию.

Еще по теме