Top.Mail.Ru
архив

Остров сокровищ

Семья Бакарди, контролирующая компанию Bacardi-Martini, самая влиятельная в алкогольном бизнесе. Журнал Forbes оценивает ее активы в $2,5 млрд. Чтобы сколотить такое состояние, Бакарди прошли через холеру, банкротство, революцию и семейные распри. На очереди мировая рецессия и падение спроса на алкоголь.

 

Ром Bacardi, принадлежащий компании Bacardi-Martini, самый продаваемый в мире крепкий алкогольный напиток. В 2002 году, по данным исследовательского агентства Impact, население земли выпило 17,5 млн дал этого рома (1 дал = 10 л). Правда, в денежном выражении по итогам 2001 года Bacardi (объем розничных продаж $1,82 млрд) занимал второе место после водки Stolychnaya ($1,96 млрд).

Полтора века назад нынешнее сокровище было по-мужски грубым, жгучим самогоном. Ром производили на Кубе эмигранты из Старого Света. У истории Bacardi-Martini привкус того первобытного рома, с которого начал свое восхождение основатель компании дон Факундо Бакарди.

 

Где формула?

 

Будущий «изобретатель» современного рома Факундо Бакарди родился в 1814 году в испанском городе Ситжесе. Он был четвертым ребенком преуспевающего каменщика Хуана Бакарди. Со временем часть семьи эмигрировала на Кубу, которая была в то время испанской колонией. В пятнадцатилетнем возрасте туда отправился и Факундо. Он устроился в магазин своего брата Хосе Бакарди, торговавшего товарами из Испании. Амбициозный молодой человек дал себе слово начать собственное дело и экономил каждый песо.

Наконец в 1843 году Факундо Бакарди основал компанию Facundo Bacardi y Cia, открыл свой магазин и занялся торговлей алкоголем. Возможно, он так всю жизнь и приучал бы жителей Сантьяго-де-Куба к испанским винам, если бы не страшное землетрясение, разрушившее полгорода 21 августа 1852 года. Остатки строений через восемь дней уничтожил второй толчок. Затем в городе свирепствовала эпидемия холеры и унесла каждого десятого жителя (в том числе двух детей Бакарди). Тогда дон Факундо отвез семью на родину, в Испанию. По возвращении он нашел свой магазин разграбленным. У него не было ни денег, ни товара. Facundo Bacardi y Cia обанкротилась.

Потерпев неудачу, дон Факундо вернулся под крыло своего брата Хосе, который сумел сохранить бизнес, и занялся оптовой торговлей спиртным. В то время королевский испанский совет развития оказывал материальную поддержку разработкам новых технологий производства рома, и Факундо решил попробовать себя в химии. Он начал экспериментировать последовательно на всех стадиях превращения тростника в спиртное. Исследования привели его к революционному по тем временам открытию: ром становится гораздо лучше, если пропускать его через угольный фильтр. На то, чтобы прийти к этому очевидному на сегодняшний день выводу, Факундо Бакарди понадобилось десять лет.

С угольного фильтра началась новая страница в жизни Бакарди. В 1862 году Факундо и Хосе на паях с неизвестным французским виноторговцем основали компанию Bacardi y Compania. Они купили у своего поставщика рома Джона Нана алкогольный завод за 3500 песо. Факундо Бакарди начал производить новый ром по изобретенной им технологии. Его назвали Bacardicartablanca.

 

Полет мыши

 

Очень скоро дон Факундо столкнулся с проблемой. Ему надо было сделать свой напиток узнаваемым. Сложная задача для продукта, 99% потребителей которого не умеют читать. Единственный выход – запоминающаяся графика. Однажды жена дона Факундо – Амалия заметила в одном из помещений завода колонию летучих мышей, висевших на стропилах. Она предложила использовать изображение этого животного на этикетке рома. Так появилась эмблема Bacardi – летучая мышь в красном круге. Эффективная дистрибуция и бросающаяся в глаза торговая марка сделали свое дело. Брэнд быстро стал узнаваемым на Кубе.

В 1877 году руководство компанией перешло к сыну дона Факундо – Эмилио Бакарди. Он выступал на стороне Хосе Марти, известного борца за освобождение Кубы от испанского протектората, за что дважды побывал в ссылке. В 1898 году Куба – при помощи BacardiyCompania и других фирм, принадлежавших решительно настроенной буржуазии, – добилась независимости. Cubalibre, известный коктейль из рома Bacardi и Coca-Cola, родился именно в то время и явно способствовал популяризации крепкого напитка. Сам же Эмилио Бакарди был избран мэром Сантьяго, а в 1906 году стал сенатором Республики Куба.

В 1920-х годах в США был введен сухой закон. Популярность находящейся неподалеку «ромовой» Кубы взлетела среди американских туристов до небес. Новый попутный ветер подул в паруса BacardiyCompania.

В 1927 году компания вспомнила, что ром – напиток моряков. Она организовала Bacardi-trophy – регату на кубок Bacardi. Это был свежий маркетинговый ход. С тех пор парусные гонки стали проводиться ежегодно.

Точные данные о темпах роста продаж рома Bacardi компания не раскрывает. Похоже, они были высокими: завод в Сантьяго уже не успевал производить требуемое количество напитка. В 1931 году у BacardiyCompania появился завод в Мексике, а в 1935-м – в Пуэрто-Рико. В 1944 году, уже после отмены сухого закона, Бакарди высадили десант в США – открыли представительство и начали выстраивать дистрибуторскую сеть. Американский рынок был хорошей добычей для любого производителя спиртного. Сегодня там продается почти половина рома Bacardi.

 

Ветер перемен

 

До 1950-х годов дела Бакарди шли как нельзя лучше. Потом на горизонте начали сгущаться тучи. Политическая ситуация на Кубе становилась все более нестабильной. Росло недовольство проамериканским режимом Фульженцио Батисты. В условиях надвигающегося политического кризиса семья Бакарди не смогла как прежде придерживаться единой стратегии. Часть отпрысков дона Факундо выступали за Батисту, часть – за Фиделя Кастро. В это смутное предштормовое время руководство компании сделало один верный шаг – в 1959 году регистрация марки Bacardi была переведена на Багамские острова. В 1960-м наконец разразилась гроза: пришедший к власти режим Кастро национализировал имущество Бакарди (компания оценивает потери в $76 млн). Семья эмигрировала в США.

Права на торговые марки и две производственные площадки BacardiyCompania удалось сохранить. Тем не менее ей потребовались инвестиции, чтобы восстановить бизнес. Компания впервые за всю историю вышла на биржу – разместила 10% акций.

К концу 1970-х Bacardi стал самым продаваемым ромом в США. Дела удалось поправить, однако единства в разросшейся династии Бакарди больше не было. В 1977 году несколько членов семьи продали свои доли (в сумме 12%) канадскому производителю виски HiramWalker. В 1980-х семейные распри усилились. Тогда руководство приняло решение консолидировать акции, выкупив их у других держателей (в том числе те акции, что были проданы на бирже, и те, что достались HiramWalker).

Сложные родственные отношения оказались не единственным слабым местом BacardiyCompania. Кроме рома, никаких других раскрученных брэндов у нее не было. Этот недостаток был исправлен в 1992 году, когда компания купила крупнейшего в мире итальянского производителя вермутов MartiniandRossi. В результате образовалась компания Bacardi-Martini. Так семья Бакарди взяла курс на присоединение брэндов.

В 1996 году Bacardi-Martini возглавил Джордж Рейд, бывший до этого семейным юристом Бакарди. Он стал первым руководителем компании, не являвшимся членом семьи. Этот ход тоже был сделан в рамках новой брэндинговой политики: в 1997 году Bacardi-Martini купила права на ром HavanaClub у семьи Арчабала, также в свое время эмигрировавшей с Кубы. Компании требовался руководитель-юрист, поскольку правомочность покупки брэнда была сомнительной. Кубинское правительство считало, что марка HavanaClub принадлежит ему. Предвидя подобный поворот событий, оно еще за три года до сделки нашло влиятельного союзника. Кубинцы создали совместное предприятие HavanaClubHolding с другой крупной алкогольной компанией – французской PernodRicard. По договору французы владели исключительным правом продавать HavanaClub во всем мире.

За марку развязалась борьба. У кубинцев появился повод «укусить» Bacardi-Martini, которую они давно недолюбливали. Пропагандистская машина мятежного острова заработала на полную катушку. На семью Бакарди посыпались обвинения во всех смертных грехах: дескать, это она пролоббировала закон Хелмса – Бертона в 1996 году, в соответствии с которым США не признавали права на интеллектуальную собственность государств, угрожающих безопасности американских граждан; она готовила бомбардировщики для уничтожения кубинских промышленных предприятий; она собирается заказать убийство Фиделя Кастро…

Bacardi-Martini, разумеется, отвергает эти обвинения. Компании пока не удалось отстоять права на продажу HavanaClub по всему миру. Но она контролирует рынок США, а это не так уж мало.

В 1998 году портфель компании пополнился еще несколькими известными марками – виски Dewars, джином Bombay, амаретто DiSaronno.

В 2000 году канадская компания Seagram как раз выставила на аукцион свой портфель брэндов – коньяк Martell, виски Chivas Regal, ром Captain Morgan. Крупные алкогольные компании спешно начали создавать альянсы. Bacardi-Martini договорилась о совместных действиях с американским конкурентом Brown-Forman. Однако победить в этой гонке им не удалось. Портфель Seagram уплыл в руки Diageo и PernodRicard.

Сегодня Bacardi-Martini – четвертая в рейтинге крупнейших производителей алкогольной продукции. С каждым годом борьба за потребителя обостряется. Ром Bacardi и вермут Martini пока держат лидерство, но все же сбавляют скорость. На недавнем собрании акционеров снова обсуждалась возможность выхода на рынок ценных бумаг. В любом случае не так просто будет потопить компанию, которая сделала из тростникового самогона самый продаваемый в мире ром. Она ставит дополнительные паруса. Регата Bacardi продолжается.

Еще по теме