Top.Mail.Ru
архив

Острый угол

Авторы большинства штудий, посвященных основам информационных технологий, так или иначе упоминают знаменитый «треугольник Фреге». Треугольник этот позволил в свое время еще на берегу договориться о некоторых определениях, соотнеся с каждым объектом его сущность (денотат), смысл (концепт) и, наконец, его знаковое выражение. Но если с точки зрения математиков имена, знаки и объекты – вещи совершенно ясные и однозначно воспринимаемые, то в жизни все происходит по-другому.

Мы даем имена явлениям мира совершенно несообразными языковыми конструкциями, причем каждый так и норовит вложить в них свой, особый смысл. Отсюда постоянное ощущение вавилонского столпотворения. Красивые трехсимвольные конструкции, начертанные на знаменах электронной коммерции в конце девяностых годов, быстро обрели совершенно магическую власть сначала над инвесторами и финансистами, а затем и над американскими домохозяйками.

Все были уверены, что вкладывать деньги отныне следует вовсе не в акции промышленных гигантов, а в бумаги молодых и агрессивных Интернет-компаний, умело эксплуатирующих маркетинговый потенциал знаменитых B2C и B2B. Однако обрушился кризис дот-комов, и логика восторжествовала. Как мыльный пузырь ни именуй, с высокой долей вероятности он все равно лопнет.

Наиболее продвинутая часть нашей деловой публики давно и неплохо ориентируется в зарубежной системе именования высших корпоративных постов. Аббревиатура CEO однозначно ассоциировалась с должностью нашего генерального директора, а CFO – директора финансового. Правда, возникали сомнения по части COO. Но тут кто-то предложил считать эту конструкцию заменой нашему «исполнительному директору». И все успокоились. Под шумок основателю Microsoft Биллу Гейтсу простили даже изобретение совершенно уже невероятного CPAChiefSoftwareArchitect. А что, имеет полное право!

Тут бы и успокоиться. Однако с началом всемирной PR-кампании в поддержку информационных технологий, именовавшейся «Проблема 2000 года», на первое место выдвинулось малоизвестное в России словосочетание ChiefInformationOfficerCIO. Члены советов директоров тысяч российских компаний на всякий случай рассчитались на «первый-второй», но никакого CIO или хотя бы кого-то отдаленно похожего на него не обнаружили. Выход был один – снять наконец-то с начальника отдела автоматизации синий рабочий халат, в котором так удобно ковырять нутро сломавшейся персоналки, и, придав ему соответствующий статус, поручить оборону предприятия от техногенного кошмара.  

Как всегда спасло то, что никакой проблемы и никакого кошмара не случилось. Так, было кое-что по мелочи. Но ведь пугали-то тьмой египетской и чуть ли не ядерной зимой! В США и Европе еще немного поскакали вокруг CIO, враз растерявших имидж всесильных шаманов, да и принялись считать деньги. Нет, информационные технологии никто отменять не собирался. Но вот чрезмерных затрат на ИТ, особенно после преодоления рубежа тысячелетий, сегодня всем хочется избежать. От CIO требуют более точных обоснований бюджетов и внятной презентации итогов внедрения новых решений. Им даже предлагают бонусы за то, что они сами секвестируют бюджеты ИТ-служб (что изумило исследователей из McKinsey). И, наконец, появился совсем уже наглый тезис о том, что в перспективе CFO повсеместно разовьются до такой степени, что сделают существование CIO в качестве одной из высших позиций в корпоративных иерархиях просто бессмысленным. 

У нас интерес к CIO как одной из ключевых фигур в деле корпоративного строительства продолжает нарастать. И, похоже, недалек тот день, когда ежегодно на рынок труда будут выплескиваться тысячи специалистов, с точки зрения базовой спецификации полностью отвечающих требованиям, предъявляемым к зарубежным руководителям информационных служб. Все это похвально. Однако, наплодив армию программистов, мы так и не стали мировой кузницей компьютерного кода. Теперь важно не прогадать хотя бы с CIO.

У «треугольника Фреге» довольно острые углы. Просто потому, что один и тот же объект может иметь несколько имен. С разным смыслом.

Еще по теме

архив
Вас не догонят
Скандал с правами на песни группы «Тату», громыхнувший на прошлой неделе, стал одним из самых долгожданных событий на культурной российской сцене. Как же так, удивлялись понимающие люди, уж скоро год, как две московские девочки соблазнили окружающий мир, устроив такое глобальное пип-шоу и заработав на этом для себя и для продюсирующих и звукозаписывающих дядей какое-то количество миллионов, а до сих пор никто не кинул предъяву на свою долю в бизнесе. Тем более что, как шептались те же понимающие люди, у Ивана Шаповалова, продюсера «Тату», с правами на девочек были напряги. Это у поражения находится один, реже два козла отпущения, а вот успех, тем более финансовый, всегда требует группы соавторов. Кто-то сказал «а», кто-то вовремя купил бутербродов, а кто-то вовремя разделил постель.И вот громыхнуло. Лена Кипер, соавтор двух главных хитов – «Нас не догонят» и «Я сошла с ума», собственно, и превративших «Тату» в золотых телочек, заявила, что ее авторские права ущемлены. Дело пошло в Тимирязевский народный суд и в прессу. В этой запутанной истории пусть действительно разбирается суд, а не пресса. По-человечески, гадая на костях успеха, можно допустить все что угодно. Нынешние правообладатели «Тату», одурев от успеха и денег, раздумали делиться (версия истца). Что ж, бывает. Очень по-человечески. Лена Кипер, запускающая собственный проект, решила сделать себе имя на «Тату», а заодно и – по возможности – подзаработать (версия ответчика). Тоже бывает и тоже выглядит достоверно – не корежит человеческую натуру.Это все и называется в шоу-бизнесе платой за успех. Что-то мне подсказывает, что нас еще ждет громкое продолжение истории «Тату». Девочки скоро подрастут и, наверное, выйдут замуж, народят милых детишек или как минимум станут регулярно попадать в таблоиды на пару с очередным (как это у них называется) бойфрендом. В любом случае придуманный для девочек образ не долгоиграющая пластинка. Гумбертианская трагедия состоит в том, что Лолита вырастает – неумолимо и быстро. Трудно представить «Тату», и через три-четыре года поющих про подростковый секс вдвоем и трудности взаимопонимания с родителями. Еще труднее – про тяжелую женскую долю, неверность любимого и про все то, что составляет основной репертуар российских эстрадных девушек от 23 до 53. Наклеенный на «Тату» облик потому и сработал настолько эффективно, что наклеен был идеально – не отлепишь до конца жизни. Даже если через пару лет кому-то из них вдруг захочется петь про женскую долю и рассказывать таблоидам, как Карабас Барабас заставлял играть в ролевые лесби-игры. Так верить, как сегодня, им уже не будут никогда. Свое главное в жизни признание они уже сделали.Это тоже плата за успех и куда более серьезная, чем дележ денег, зависть коллег и прочее театрализованное бизнес-шоу. Популярная фраза про то, что искусство требует жертв, к сожалению, абсолютно истинна. Другой вопрос – кто и что приносит в жертву. Это уже личный выбор каждого, с чем прощаться – с репутацией, здоровьем, семейной жизнью, материальным положением или с талантом.По некоторым – особо суровым – версиям, искусство еще требует и полной гибели всерьез, такой священной самоинквизиции: облить свои чувства, мысли, желания бензином и подпалиться на главной площади города на глазах у тысяч благодарных зрителей. Это, на мой взгляд, кокетство. Даже автор строк про полную гибель проснулся следующим утром, а не задохнулся ночью от идущей горлом поэзии. Тем не менее любой человек, живущий искусством, даже таким конвейерным его подразделением, как поп-музыка, должен иногда задумываться о завтрашнем дне, когда расплата может наступить не только в Тимирязевском нарсуде.
Вас не догонят