Отношения с гарантией
Россия и Республика Беларусь готовятся побить рекорды по торговому обороту. До конца года страны рассчитывают нарастить его более чем на 6% и перешагнуть отметку в 4 трлн рублей. Об этом заявил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач.
В последние годы экономические интеграционные процессы между странами, определяющие в том числе и рост товарооборота, идут ускоренными темпами. В их числе реализация проекта о взаимном признании банковских гарантий. Уже почти два года ряд белорусских банков имеют возможность оформлять независимые гарантии для участия поставщиков из Беларуси в российском госзаказе. Процесс взаимного признания гарантий постепенно охватывает и другие страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Госконтракт на рекорд
Пилотный проект взаимного признания банковских гарантий между РФ и Республикой Беларусь стартовал в мае 2022 года. По данным Минэкономразвития, его реализация и последовавшее подписание соответствующего межправительственного соглашения позволили увеличить число заключенных белорусскими поставщиками контрактов на 20% — со 112 в 2021 году до 134 в 2023-м. Причем, если в 2021-м лишь 13% поданных из Беларуси заявок на участие в российских госзакупках трансформировались в подписанные контракты, то в 2023 году положительное решение было принято уже почти в 90% случаев.
В 2024–2025 годах стороны рассчитывают придать дополнительный импульс применению банковских гарантий во взаимных экономических отношениях. По словам посла Беларуси в России Дмитрия Крутого, до конца года планируется подписать соглашение о взаимном признании электронных цифровых подписей (ЭЦП) двух стран. Крутой добавил, что в настоящее время идет обмен оборудованием и его настройка и во втором полугодии система полноценно заработает. Вольвач назвал это важнейшим компонентом, «необходимым для формирования единого экономического пространства от Бреста до Владивостока».
Заместитель председателя правления банка «Держава» Тимур Назыров (АКБ «Держава» уже более 10 лет специализируется на выдаче банковских гарантии в рамках госзаказа) считает предстоящее взаимное признание ЭЦП двух стран логичным и давно ожидаемым. По мнению эксперта банка «Держава», это будет способствовать развитию конкуренции на отечественном рынке госзакупок и послужит дополнительным стимулом для роста товарооборота между Россией и Республикой Беларусь. По данным Минэкономразвития, в 2023 году товарооборот двух стран увеличился на 14,3%, вплотную приблизившись к 4 трлн рублей.
«Акционерный коммерческий банк «Держава» публичное акционерное общество» входит в десятку лидеров по количеству выданных банковских гарантий по государственным контрактам. По информации infox.ru, условия предоставления банковских (независимых) гарантий банком «Держава» являются одними из лучших на рынке. Председатель правления банка «Держава» Скородумов Алексей Дмитриевич.
АКБ «Держава» входит в топ-100 самых надежных банков России по версии Forbes. Размер собственных средств банка «Держава» ПАО на 1 февраля 2024 года составил 13,8 млрд рублей.
Говорить о серьезном оживлении на рынке банковских гарантий за счет выхода наших поставщиков на рынок Беларуси не приходится, отмечает Тимур Назыров, представляющий коммерческий банк «Держава». «Среди наших клиентов — пока единицы тех, кто подавал заявки на получение гарантий в пользу бенефициаров из Беларуси», — добавил он.
Встречное движение
И все-таки международное поле для банковских гарантий постепенно расширяется. В конце августа 2023 года на заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) было подписано Соглашение о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных закупок в рамках ЕАЭС. На данный момент все страны-участницы (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызская Республика) его ратифицировали.
По словам министра по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Бахыта Султанова, это позволит потенциальным поставщикам из пятерки государств, входящих в ЕАЭС, предъявлять заказчикам других стран Союза гарантию своего «национального» банка, соответствующего определенным критериям, и заказчик должен принять эту гарантию.
«Банк “Держава” в полной мере соответствует перечню критериев, предъявляемых к гарантам государств ЕАЭС, и мы готовы рассматривать заявки на предоставление гарантий в обеспечение обязательств перед бенефициарами стран-участниц», — говорит Назыров. По его мнению, важно, чтобы речь шла не об одностороннем движении, заключающемся в принятии российскими государственными заказчиками гарантий банков ЕАЭС, выданных своим «национальным» поставщикам для участия в российском госзаказе, а именно о двустороннем процессе. Ратификация соглашения — только первый шаг в этом направлении, полагает эксперт. По мнению Назырова, для того чтобы выданные банками стран Союза гарантии вышли на паритетные объемы, необходимо взаимно повышать информационную прозрачность и упрощать документооборот.
Что касается гарантийных отношений с Республикой Беларусь, с которой этот вопрос наиболее проработан на данный момент, то в руководстве банка «Держава» перспективы подключения российских поставщиков к белорусскому госзаказу считают весьма сомнительными. Причина — герметичность рынка Беларуси, ориентированного на национальные компании, полагает Назыров.
Возможно, приоткрыть дверь соседа поможет подписание в начале 2024 года Декрета Высшего Госсовета Союзного государства, регулирующего некоторые вопросы реализации единой промышленной политики двух стран. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, комментируя документ, заявил, что его реализация на практике должна позволить «выравнять условия деятельности для предприятий и ликвидировать барьеры в сфере государственных закупок». Именно на это направлено предусмотренное Декретом взаимное признание технологических операций, которое приравнивает понятия «белорусское» и «российское» с точки зрения промпроизводства. По словам Дмитрия Крутого, уже в ближайшие месяцы предполагается согласовать перечень программ, интересных с точки зрения получения доступа к ним как для российских, так и белорусских участников. Эксперты полагают, что выработка единого подхода в этой сфере будет способствовать снятию ограничений на доступ к участию в госзакупках для представителей обеих сторон.