Top.Mail.Ru
бизнес

Павел Абросимов, Major: «Сельское хозяйство в России пока недооценено»

Павел Абросимов и Михаил Бахтиаров из Major сделали ставку на сельское хозяйство. Фото: пресс-служба Major Павел Абросимов и Михаил Бахтиаров из Major сделали ставку на сельское хозяйство. Фото: пресс-служба Major

Павел Абросимов — один из учредителей и совладелец холдинга Major. Эта компания управляет одним из старейших и крупнейших в России бизнесов по продаже легковых автомобилей, а с 2017 года развивает сельскохозяйственное направление. Первым проектом стала органическая ферма под названием «М2» в Подмосковье, а в этом году компания объявила о намерении инвестировать в развитие аналогичного проекта в Тульской области. В интервью журналу «Компания» Павел Абросимов рассказал о планах по развитию агроподразделения холдинга и о будущем органического сельского хозяйства в стране.

На ПМЭФ в этом году ваша компания подписала с руководством Тульской области соглашение об инвестировании в региональный АПК. Как продвигается проект?

— В соответствии с планом сейчас строим элеваторный комплекс мощностью 100 тысяч тонн единовременного хранения в Ефремовском районе, он будет введен полностью в строй в конце 2022 года. Мы строим его не в чистом поле — расширяем уже имеющиеся в хозяйстве «Возрождение» мощности. Благодаря новому строительству объем хранения зерна будет удвоен, до 200 тысяч тонн. Мы приняли для себя решение развивать производство зерна, причем именно по системе органического земледелия. Здесь есть свои технологии и ограничения, например, недопустимо использование синтетических удобрений или агрессивных пестицидов. Поэтому при выборе земли мы обращали внимание на здоровье почвы. Только такая земля может дать здоровую и качественную, насыщенную полезными нутриентами продукцию.

Не скрою, во многом это для нас амбициозный проект. По сравнению с ведущими агрохолдингами наши нынешние наделы совсем небольшие. Но именно в области органического земледелия он в настоящее время станет России одним из самых крупных. Речь идет примерно о 15–16 тысячах гектаров посевов. Будем выращивать пшеницу, ячмень и еще ряд культур. Порядка 5 тысяч гектаров пойдут под другие направления растениеводства и садоводства.

Кому будете продавать органическое зерно? Поставлять в Европу?

— Нам зерновые такого качества нужны самим прежде всего. И для хлеба, и для кормовых целей. У нас в Подмосковье большое молочное и мясное поголовье, в ближайшие годы животноводческое подразделение создадим и в Тульской области. Возможно, что-то из зернового урожая будем продавать. Но, думаю, прежде всего на российском рынке.

Насколько выгодно выращивать в системе органического земледелия зерно? На какой урожай можно рассчитывать?

— Вот и посмотрим (смеется). Мы, разумеется, изучали вопрос. Эксперты отмечают, что урожайность будет не ниже средней в регионе (средняя урожайность пшеницы в Тульской области 40 ц/га, а в России — примерно 30 ц/га — прим. ред.), но может быть и выше. Наше первое хозяйство консультирует и проверяет немецкая сертифицирующая организация. И в Германии, где развито органическое земледелие, средняя урожайность составляет примерно 50 ц/га. Для достижения такого результата очень важен грамотный подход к обработке почвы. Плюс влияет климат. Учитывая климатические катаклизмы, этот фактор может сыграть и в плюс, и в минус.

Общие инвестиции в хозяйство в Ефремовской районе составят 1,6 млрд рублей, планы не изменились?

— Да, все верно. Может быть, чуть больше с учетом инфляции.

Сколько всего начиная с 2016 года сама компания Major или вы и другие совладельцы компании инвестировали в агробизнес?

— С учетом начала инвестиционного цикла в Тульской области общая сумма — это около 5 млрд рублей.

А кроме зерна, что перспективно для органического земледелия?

— В Подмосковье мы выращиваем все основные виды овощей — огурцы, томаты, капусту, например, а также разные виды зелени. Объемы небольшие, все разлетается через наши фирменные магазины и онлайн-площадку. Если говорить о Тульской области, то здесь мы заложим еще и органические сады. Будут свои чистые яблоки и разные ягоды. Из них будем производить натуральные традиционные напитки — морсы, соки, всякие варенья.

Вообще, конечно, это интересная тема. Сейчас, с одной стороны, век высоких технологий. «Цифровизация», «инновации» — очень модные слова. И это правильно. Там, где можно помочь человеку облегчить тяжелый, монотонный труд, это нужно обязательно делать. Но, с другой стороны, когда мы думаем именно о продуктах питания, то, наоборот, хочется чего-то простого, проверенного, натурального. Разве не так? Мы наше сельскохозяйственное производство таким и задумали и будем сохранять этот подход.

А как так случилось, что вы столько лет занимались автомобилями, и тут — раз — сельское хозяйство?

— Это не так уж и удивительно. В холдинг Major входит много бизнесов, хотя, конечно, они в основном сопутствуют автомобильному. Наш и мой интерес, в частности, к сельскому хозяйству основан на двух «слонах». Первая причина — личная: нам захотелось производить для себя не только качественные, натуральные и вкусные продукты, но и прививать нашим детям заботу о природе, о доме в широком смысле этого слова. Вторая причина — мы видим в АПК хороший инвестиционный долгосрочный потенциал.

Но при органическом сельском хозяйстве почти все как в старину — ни современные эффективные удобрения нельзя, ни добавки, ни лекарства. Это же очень рискованно и наверняка сложно масштабировать. То есть это некая ниша?

— Можно использовать натуральные удобрения, например компост, можно отпугивать вредных насекомых с помощью полезных насекомых. И есть еще ряд разрешенных технологий, всяких подобных агрономических хитростей. Но вы правы, агрессивную химию нельзя. Предпочтительны также бережные технологии обработки почвы, когда не разрушается естественный микробиом почвы и сохраняются полезные вещества. Если по-простому, сама почва позволяет сельскохозяйственным культурам выживать. Для животноводства тоже есть свои правила. К примеру, обязательно свободное содержание, выгул на больших пространствах. Нельзя применять гормоны и антибиотики и так далее. Разрешена фитотерапия. Корма для животных также должны быть органического происхождения.

Если говорить о производстве продуктов, то как минимум 95% ингредиентов должны соответствовать органическим стандартам. Остальные 5% — хоть и не органические, но натуральные и одобренные к использованию. Так как наша ферма «М2» в Шульгино сертифицирована европейской организацией, то мы соблюдаем регламенты ЕС помимо российских требований.

В России, несмотря на большие площади залежных земель, пока органическим производством занимается совсем небольшая доля фермеров. Мало специалистов, не все знают технологию. Но тем не менее в последние годы процесс набирает обороты. И хозяйства развиваются постепенно, и на государственном уровне этот сегмент стали поддерживать. В 2020 году заработал закон об органическом хозяйстве, то есть эту нишу, как вы говорите, признали одним из национальных приоритетов в АПК. И это очень правильно. В долгосрочной перспективе развитие органического земледелия, как и восстановительного, уверен, станет важным преимуществом России.

А что такое восстановительное земледелие?

— Восстановительное сельское хозяйство предусматривает восстановление деградирующих почв с помощью разных методов, в том числе минеральных удобрений, которые не применяют в органике, и органических удобрений, и разных биологических средств, например на основе бактерий. То есть органическое и регенеративное виды земледелия основаны на разных принципах, но их объединяет бережное отношение к природе, окружающей среде. И мы видим по настроениям, что и тот, и другой подходы сейчас получают развитие. По крайней мере среди тех, кто смотрит за горизонт.

Какие основные события, тенденции 2021 года вы считаете в отрасли основными? Что ожидаете в 2022 году?

— Думаю, несмотря на общемировой рост цен на продовольствие, сельхозпроизводители остаются примерно на тех же позициях: эффективные предприятия усиливают свои позиции, неэффективные теряют. Но не надо забывать о важной социальной роли АПК на селе. Поэтому действующая государственная поддержка отрасли очень важна. При возможности ее надо развивать, адаптировать к меняющейся ситуации. Я сейчас говорю не о нашей ферме, а в целом об отрасли. За это время мы со многими ее участниками познакомились, узнали многие тонкие моменты, о которых ранее и не думали. И, между прочим, еще больше укрепились во мнении, что за сельским хозяйством будущее. В России этот сектор до сих пор по достоинству не оценен. Хотя, кстати, сейчас идет новая волна роста цен на земли сельхозназначения. Это, конечно, сигнал для инвесторов.

А как в условиях сложной экономической ситуации ведет себя спрос на органическую продукцию — на мясо, молоко, те же овощи?

— В последнее время наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, действительно потребители стараются экономить. Но с другой, фокус на здоровье на фоне пандемии стал драйвером спроса на продукты здорового питания, в том числе на органические. В результате спрос не падает, а даже растет. Наш онлайн-магазин очень динамично развивался последний год, выручка выросла в 1,7 раза. Рост мог быть и больше, но он ограничен нашими объемами производства. При этом в онлайн ушла часть трафика из наших офлайн-магазинов, так как отдельные точки в пандемию мы закрыли. Но ключевые магазины, где уже сформировалась своя постоянная аудитория, продолжают успешно работать.

Какие ожидания по выручке на 2022 год?

— Данный показатель будет во многом зависеть от прироста нашего производства на ферме. Серьезного расширения подмосковного производства мы не планируем на 2022 год. На площадку интернет-магазина, конечно, привлекаем продукты партнеров. Но делаем это осторожно. Нам важно, чтобы весь ассортимент соответствовал нашей общей экоконцепции. Резюмируя, скажу, что по выручке ориентируемся на динамику этого года.

А какие прогнозы по рентабельности? Сейчас аграрии отмечают резкое удорожание самых разных ресурсов.

— Мы не пользуемся синтетическими удобрениями, поэтому на нас этот фактор не влияет. Но, действительно, электроэнергия, топливо растут в цене. И во многом производители продуктов питания вынуждены работать в довольно жестких обстоятельствах: с одной стороны, себестоимость растет, с другой — платежеспособный спрос ограничен. Поэтому да, мы частично жертвуем маржой, чтобы сохранять доступность своей продукции. Но, если говорить именно о Major, то мы в нашем автомобильном бизнесе уже разные испытания проходили, поэтому и в аграрном чувствуем себя вполне уверенно. Тем более для нас это долгосрочная история. Даже если сейчас рентабельность будет меньше ожидаемой, для нас это некритично. Мы будем продолжать инвестировать в стратегические для нас проекты.

Какие еще направления вы рассматриваете?

— Мы рассматриваем на самом деле целый ряд направлений в АПК. Планируем расширение ассортимента, наращивание мощностей. Но, прежде чем принимать инвестиционные решения, мы внимательно изучаем детали. Повторюсь, что органическое сельское хозяйство требует соблюдения ряда условий, связанных с экологией местности, со здоровьем почвы. Плюс, разумеется, смотрим на экономические аспекты. В самое ближайшее время на сделки выходить, скорее всего, не будем, пока в приоритете — развитие нашего тульского дивизиона.

Вы, кстати, сказали, что там тоже будет животноводство? По аналогии с фермой «М2» в Московской области?

— Похоже. Прежде всего хотим развивать там производство сыров. Здесь есть большие возможности. На хорошие сыры спрос есть, он растет. Кроме того, будет относительно небольшой мясной дивизион. Но основной акцент будет сделан на растениеводстве.

И в завершение хотелось бы спросить об агротуризме. Ваша компания, насколько понимаю, уже делает первые шаги в этом направлении. Будете ли развивать его?

— Наш проект по экотуризму в Шульгино совсем небольшой, локальный. Мы его создавали с целью показать желающим красоту экологически чистого, живописного и очень спокойного района, где расположилась наша ферма. Это не турбизнес в классическом виде. Но само направление агротуризма, без сомнения, интересное. В нашей прекрасной и огромной стране он пока находится в зачаточном состоянии, и перспективы открываются огромные для отрасли, инвесторов и для самих туристов. Для себя мы каких-то решений не принимали. Пока присматриваемся, может быть, по аналогии с Шульгино сделаем похожую «деревеньку» для экотуризма в Тульской области, но это еще на уровне рассуждений. Пока наш приоритет — организация основного производства, обустройство нового предприятия.