Top.Mail.Ru
архив

Перетягивание провода

Компании Ericsson, Siemens и Alcatel рискуют утратить лидерство на российском рынке цифровых АТС. Ихпозицииатакуют Huawei, Cisco Systems и Lucent Technologies. Темпы развития проводной связи в России невелики, наибольший рост в 2003 году ожидается в секторе мобильной связи.

 

Три компании стали лидерами на российском рынке оборудования для связи благодаря югославским партнерам, немецким кредитам и политике Минсвязи РФ.

Шведы освоили наш рынок с помощью хорватской компании «Никола Тесла». Советский Союз не производил собственного цифрового телефонного оборудования. Покупать цифровые станции в западных странах СССР не мог в связи с запретом Координационного комитета по экспортному контролю (CoCom). Единственное, на что могли рассчитывать советские связисты, это станции компании «Никола Тесла», которая, в свою очередь, работала по лицензии Ericsson.

Сначала Ericsson вела бизнес в России через «Теслу», а в 1995 году, купив хорватскую компанию, шведы стали работать в РФ напрямую.

Siemens и Alcatel проникли в Россию благодаря немецкому государственному экспортному агентству Hermes, которое в начале 1990-х стимулировало инвестиции в российскую экономику, выдавая кредиты германским компаниям, решившим работать в России. Этими кредитами воспользовались Siemens и немецкий филиал французской Alcatel.

 

Один – это мало, четыре – это много

Укреплению «троицы» помогло и Министерство связи РФ, которое в начале 1990-х возглавлял Владимир Булгак. Минсвязи ограничило число поставщиков оборудования, имеющих право работать в одном регионе. В секторе дальней связи в одном регионе могли действовать только два поставщика. В секторе местной связи – не более трех. Минсвязи ввело эти ограничения вовсе не из стремления лоббировать интересы конкретных производителей, а руководствуясь техническими и экономическими соображениями.

Ситуацию комментирует советник генерального директора холдинга «Связьинвест» Сергей Сергейчук: «Сеть, построенную на оборудовании разных производителей, сложно эксплуатировать: нет взаимозаменяемости устройств. Кроме того, нужно обучать персонал работе на АТС различного типа. Полагаться лишь на один тип оборудования тоже нельзя: в случае сбоя программного обеспечения встанет вся сеть. Если же в сети используется техника от двух поставщиков, то есть шанс, что часть сети продолжит работу даже после аварии. Экономическая причина для разумного самоограничения тесно связана с технической: иметь набор запчастей для устройств различных типов – дорогое удовольствие».

В результате весь отечественный рынок оборудования для дальней связи был поделен между тремя упомянутыми игроками, которые обеспечили себе присутствие в России на долгие годы вперед: даже если кто-то из них перестанет поставлять в нашу страну новое оборудование, он все равно сохранит присутствие на российском рынке, потому что цифровое телекоммуникационное оборудование требует обслуживания, а программное обеспечение – обновления. Сервисное обслуживание одного порта (емкость АТС принято считать в портах, при этом один порт обслуживает одну телефонную линию. Всего в России 29 млн телефонных линий и столько же портов. – Прим. «Ко») обходится в размере $2 млн – $4 млн в год. Один из членов «троицы» – компания Ericsson выбрала именно эту стратегию. Ericsson больше не участвует в поставках оборудования для «Связьинвеста», удовлетворившись обслуживанием и расширением уже установленных станций.

 

Местные бароны спутали карты

Российская дальняя связь находится под контролем одного монополиста – компании «Ростелеком», и поэтому требование Минсвязи ограничить число поставщиков в секторе дальней связи было выполнено в полной мере. Все сети международной и междугородной связи России собраны на оборудовании трех компаний – Ericsson, Siemens и Alcatel.

В местной связи ситуация иная. В свое время холдинг «Связьинвест» попытался выполнить требование Минсвязи, но сделать это ему не удалось. Местные акционеры телекоммуникационных компаний и менеджеры, стремившиеся к самостоятельности, не пожелали ограничивать свой выбор тремя производителями. А «Связьинвесту» не хватило сил, чтобы настоять на ограничениях. В результате в российскую местную связь проникли американская LucentTechnologies, словенская IskraTel, японская NEC, итальянская ItalTel. В некоторых регионах системы местной связи собраны на оборудовании семи, а то и девяти производителей.

Несмотря на успехи других компаний, Siemens, Alcatel и Ericsson успели завоевать прочные позиции и на рынке оборудования для местной связи. Они продали такое количество станций, что расширять сети за счет «чужой» аппаратуры неразумно с технологической точки зрения. «Над нами довлеет наследственность. В некоторых регионах было установлено большое количество оборудования одного типа. В сложившихся условиях отказываться от расширения станций этого типа можно только в случае, если поставщик вдруг резко поднимет цены», – говорит Сергейчук.

Что же касается альтернативных операторов связи, то они в отличие от государственных компаний вольны в выборе станций. По словам генерального директора «МТУ-Информ» Саида Алимбекова, при выборе поставщика его компания ориентируется лишь на характеристики самого оборудования: «Оно должно максимально удовлетворять требованиям оператора. У нас, например, используется аппаратура Nokia и NEC. Административных решений, ограничивающих выбор поставщика, нет. Достаточно, чтобы производитель имел сертификат Минсвязи РФ».

В результате, по данным аналитика компании ACM-Consulting Михаила Алексеева, Ericsson по объемам продаж оборудования в России начала отставать от американских CiscoSystems и LucentTechnologies: «Эти компании продают много оборудования для корпоративных сетей и для ведомственных проектов – таких, как сети «Транстелекома» или РАО «ЕЭС». Скоро Ericsson будет отставать от IskraTel и NEC – они поставляют городские и сельские станции для «Связьинвеста».

Первый заместитель главы российского представительства LucentTechnologies Сергей Приданцев так объясняет причину успеха своей компании: «Наша доля растет за счет того, что Lucent уделяет большое внимание построению мультисервисных сетей связи. Эти решения позволяют традиционным операторам предоставлять самые разнообразные услуги и конкурировать с альтернативными операторами на рынке фиксированной связи».

 

С русским акцентом

Чтобы усилить свои позиции на российском рынке, иностранные компании в течение второй половины 1990-х стремились получить статус российских производителей. Зарубежная компания, не обладающая этим статусом, может работать только в регионах, определенных Министерством связи РФ, тогда как вместе со статусом российского производителя иностранцы получают право продавать оборудование на всей территории России. По замыслу Минсвязи РФ, статус российского производителя должен помогать притоку новых технологий в Россию.

Получить статус смогли шесть компаний – Siemens, NEC, Alcatel, LucentTechnologies, Huawei, IskraTel. Эти компании создали собственные производства на территории РФ. Samsung и LG тоже попытались было стать российскими, но потерпели неудачу, не сумев составить портфель гарантированных заказов. Компании, входящие в холдинг «Связьинвест», отнеслись к новичкам прохладно. А вот ItalTel и Ericsson вообще не стали добиваться статуса российского поставщика.

Завершившийся летом 2002 года тендер «Связьинвеста» определил новых фаворитов. Ими стали Siemens, «NEC-Нева» и «ИскраУралТел». По утверждению Сергейчука, у этих компаний были наиболее привлекательные предложения по ценам и условиям поставки: «Технические характеристики оборудования различных производителей сегодня практически одинаковы. Мы проанализировали состояние предприятий связи: какая у них «наследственность», на каком оборудовании они хотят развиваться далее и т.д. Трем победителям конкурса мы дали гарантию закупок на три года вперед – с 2002-го по 2004-й. Остальные компании получили контракты только на 2002 год. В этом году мы объявим новый тендер, будем опять рассматривать предложения».

 

Китайская угроза

К российскому рынку испытывают интерес не только западные, но и азиатские производители. Китайская Huawei уже установила около 0,5 млн портов фиксированной связи (для сравнения: Siemens за 10 лет установила в России 2,4 млн портов). Российские связисты начали поговаривать о «китайском нашествии», но, по мнению директора по дистрибуции Huawei в странах СНГ Владимира Новикова, такой угрозы не существует: «Мировая экономическая ситуация позволяет компаниям из Юго-Восточной Азии (в том числе из Китая) иметь определенные конкурентные преимущества. За 15 лет существования Huawei накопила огромный технический и маркетинговый потенциал, и теперь мы готовы конкурировать на международном рынке с ведущими мировыми производителями».

Конкуренты считают, что успехи Huawei связаны с политикой китайского правительства. Руководитель московского офиса одной из западных компаний, пожелавший остаться неназванным, сообщил «Ко»: «Huawei отчаянно демпингует. Закрепиться на рынке России – это геополитическая задача, поставленная перед компанией правительством КНР. На внутренних линиях китайские связисты такого патриотизма не проявляют и предпочитают ставить западное оборудование. Так, например, китайский сотовый оператор China Unicom в большинстве провинций устанавливает оборудование Ericsson, Lucent Technologies, Nortel Networks, Samsung».

Генеральный директор российского департамента сетей связи и передачи информации Siemens Ян Менненг заявил, что у его компании есть что противопоставить китайским производителям: «Несмотря на все более заметное давление со стороны китайских компаний, мы чувствуем себя на российском рынке уверенно, как и на протяжении всех 150 лет работы в России».

 

Новый враг

По мнению аналитика Михаила Алексеева, на российском рынке оборудования для фиксированной связи в течение ближайших двух лет произойдут следующие изменения: «Siemens и Alcatel останутся в лидерах. Увеличатся продажи у «NEC-Невы» и Iskratel. А вот для Lucent и Nortel наступят плохие времена: рано или поздно завершатся амбициозные ведомственные проекты, подобные тем, что затеяло МПС. CiscoSystems будет стоять особняком: эта компания начнет экспансию в нетрадиционные для себя сферы – вроде строительства мультисервисных сетей».

Резкого увеличения спроса на АТС для местной связи в России не ожидается: для этого нужны десятки миллиардов долларов, а оперативно привлечь их «Связьинвест» не сможет. Кроме того, у фиксированной связи появился «неожиданный враг» в лице мобильной связи. «Мобильная связь в России будет расти быстрее проводной. В 2003 году мобильных абонентов в России станет больше, чем абонентов фиксированной связи. Люди просто перестанут покупать «провода», – полагает Михаил Алексеев.

Еще по теме