Top.Mail.Ru
бизнес

Перспективный прорыв вниз: почему терпят крах революционные стартапы

Инновационный транспорт от Илона Маска Hyperloop — перемещение в капсулах по трубам — сам «вылетел в трубу», не справившись с окупаемостью. Фото: 123rf / Legion-Media Инновационный транспорт от Илона Маска Hyperloop — перемещение в капсулах по трубам — сам «вылетел в трубу», не справившись с окупаемостью. Фото: 123rf / Legion-Media

Конечно, нормой является то, что не всем стартапам удается достичь результата — на каждый прорывной проект непременно приходится сотня нереализованных. И заваливших проекты известных бизнесменов тоже хватает, в том числе и тех, кто, казалось бы, должен мыслить на десять шагов вперед. Разбираемся, как они появились, почему исчезли и что заставляет инвесторов иногда поверить даже в «пустышки».  

Бизнес-революционеры наших дней Илон Маск, Ричард Брэнсон, Павел Дуров и многие другие, вошедшие в разряд живых «идолов» нового поколения, привычно воспринимаются как сверхпроницательные люди, чье любое начинание приводит к 100‑процентному успеху. «Делай как Маск, думай как Маск, вкладывайся в проекты Маска и станешь миллиардером» — этот слоган можно было бы повесить в комнату каждого начинающего стартапера. Но увы. Все из вышеперечисленных и, безусловно, уважаемых людей промахнулись в разных проектах, переоценив свои амбиции, внешнюю среду, а иногда и просто здравый смысл.

Hyperloop, превратившийся в мем

Основанный Илоном Маском и уже ставший именем нарицательным стартап объявил о своем закрытии в декабре 2023 года. Сейчас название проекта стало уже чем-то нарицательным, как Нью-Васюки Остапа Бендера. Если хочешь пошутить на тему бизнеса, достаточно сказать: «А еще мы построим свой гиперлуп», и все сразу поймут иронию, несбыточность и бессмысленность при всей его масштабности. Hyperloop представлял собой концепцию инновационного транспорта — систему пассажирских и грузовых капсул, перемещающихся по трубам низкого давления на очень высоких скоростях. Согласно замыслу, такие вакуумные поезда могли бы разгоняться до 1200 км в час и превосходили бы по скорости перемещения даже самолеты. По задумке тоннели, по которым двигались бы капсулы Hyperloop, первым делом должны были связать Лос-Анджелес и Сан-Франциско — такая поездка заняла бы всего 30 минут в то время, как перелет между этими мегаполисами занимает не менее полутора часов.

Революционную концепцию Маск предложил и начал развивать в 2013 году, а главным инвестором проекта с 2017‑го был Ричард Брэнсон и его Virgin Group. Разработкой тоннелей занималась непосредственно Hyperloop One, которая смогла привлечь более $450 млн инвестиций, построила тестовый участок своей транспортной системы и в 2020 году провела испытания с пассажирами на борту.

Однако реализация столь амбициозных концепций не только очень дорого обходится, но и сталкивается с рядом серьезных препятствий. Для Hyperloop камнем преткновения стали не только деньги, но и вопросы безопасности, а также бюрократические проблемы, которые так и не позволили воплотить идею в жизнь.

Стартап Маска закрылся, не успев выиграть ни одного контракта на строительство «гиперлупа». Оказалось, что городские власти пока не готовы рисковать, предоставляя территорию и финансирование для тестирования хоть и прорывной, но все еще ненадежной технологии. Помимо вопросов безопасности, сомнительной оставалась сама целесообразность столь сложного проекта. Строительство и обслуживание тоннелей стоит дорого, а их экономическую выгоду основатели Hyperloop доказать не смогли. Собственно, встал вопрос об окупаемости: зачем буквально закапывать в землю десятки миллиардов, если технология позволяет ежесуточно перевозить небольшое количество людей и машин.

Неудача Hyperloop One выявила проблемы воплощения футуристических концепций в реальность, однако разработкой сверхскоростных тоннелей все еще продолжают заниматься другие компании, включая The Boring Company все того же Маска. 

Недосягаемая орбита Ричарда Брэнсона

В апреле 2023 года Virgin Orbit, специализирующаяся на запуске малых спутников, подала заявление о банкротстве. Капитализация компании, которая в 2021 году оценивалась почти в $4 млрд, сегодня не доходит даже до $30 млн. Падение компании началось из-за топливного фильтра, который сначала похоронил 9 космических спутников, а затем и саму компанию бизнесмена.

Основанный в 2017 году стартап Брэнсона продвигал гибкий и альтернативный подход к запуску небольших спутников на орбиту. В отличие от конкурентов, он предлагал запуск ракеты с земли на самолете-носителе (эта технология известна как «воздушный старт»). Главное преимущество такого подхода — мобильность, поскольку запуск с самолета позволяет легко менять стартовые площадки.

С 2020 года Virgin Orbit выполнила шесть миссий — четыре из них были успешными. Однако две неудачи привели к падению акций компании, что сделало невозможным получение дополнительного финансирования. В частности, провалились переговоры с техасским инвестором Мэтью Брауном о вложении $200 млн. Поддерживать проект в дальнейшем отказался в том числе и сам Брэнсон, который ранее уже инвестировал в компанию более $1 млрд.

Virgin Orbit не смогла достичь рентабельности: компания проводила слишком мало запусков, необходимых для получения достаточного дохода. Учитывая расходы компании примерно в $50 млн в квартал, ей нужно было не менее десяти миссий в год, чтобы побороть проблемы с ликвидностью и выйти на прибыль. Но в 2022 году она выполнила только два запуска.

В итоге проект Брэнсона не смог выйти на нужную орбиту и при всей харизматичности своего основателя уже вряд ли взлетит. Но зато в рамках другого своего смежного проекта сам бизнесмен слетал в космос. И свозил туда всех желающих (и имеющих лишние миллионы долларов).

Virgin OrbitСтартап космических грузовых перевозок Virgin Orbit от харизматичного Ричарда Брэнсона уже вряд ли когда-нибудь взлетит. Фото: Gene Blevins / Zumapress.com / Global Look Press

Мы работаем, Адам Нойманн зарабатывает

Злополучная сеть коворкингов WeWork, возникшая в годы финансового бума, сегодня известна в основном благодаря двум вещам — поведению своего эксцентричного основателя Адама Нойманна и быстрому краху на фоне некогда огромной оценки. Всего за несколько лет WeWork превратилась из смелого стартапа в проект всемирного масштаба стоимостью $47 млрд и также быстро проделала путь в компании-банкроты. Проект, основанный в 2010 году, взял за идею зарождающуюся тогда концепцию совместного рабочего пространства, агрессивно скупал помещения по всему миру и сдавал их в краткосрочную аренду.

В своей маркетинговой кампании WeWork чрезмерно полагался на своего харизматичного руководителя. С одной стороны, самоуверенность Нойманна и его принцип «сделай или умри» во многом помогали очаровывать инвесторов и привлекать серьезные деньги, в том числе из Японии и Саудовской Аравии. Одним из главных очарованных им инвесторов был глава конгломерата Softbank Масаеси Сон, который за все время вложил в проект не менее $18,5 млрд.

Щедрые инвестиции позволяли стартапу расширяться с головокружительной скоростью: на момент подачи на банкротство WeWork была глобальной империей с примерно 800 офисами в более чем 100 городах мира. В 2014 году стартап признали самым быстрорастущим арендатором офисных площадей в Нью-Йорке.

Однако неудачная попытка WeWork выйти на IPO в 2019 году обнажила серьезные проблемы компании, связанные с неэффективным управлением, и растущую финансовую дыру. Стартап оказался крайне убыточным: в 2018 году его убытки составили $1,6 млрд при выручке в $1,8 млрд. Это был первый негативный сигнал для инвесторов, а после начала пандемии и последовавшего за ней кризиса привлекать финансирование стартапу стало еще сложнее. Спрос на офисы катастрофически упал, и компании пришлось сокращать количество площадей, которые были основой ее бизнес-модели. Имея неподъемные обязательства по аренде на сумму около $10 млрд, WeWork пыталась избавиться от неэффективных активов, но к концу 2022 года у компании не осталось вариантов, кроме как подать на банкротство.

После краха компании критики стали говорить, что WeWork сильно забегала вперед: давала много обещаний, стремительно завоевывала новые регионы и скупала ненужные активы — и все это задолго до того, как выйти на точку безубыточности.

В итоге харизма основателя, нарочито и демонстративно распиваемый алкоголь в офисе, употребление наркотиков, вечеринки и общая эксцентричность не помогли. Не помогли и имидж «пророка», «второго Стива Джобса», построение собственной бизнес-секты и желание стать первым триллионером и «президентом всего мира». Но приятным результатом для нас будет ожидаемый в этом году сериал с характерным названием «Не сработало» с Джаредом Лето и Энн Хэтэуэй в главных ролях.

WeWorkОснователю всемирной сети коворкингов WeWork Адаму Нойманну не помогли ни его связи и тусовки со звездами, ни дружелюбные пространства — сеть была хронически убыточна и обанкротилась. Фото: Cfoto / Keystone Press Agency / Global Look Press

Gram превращается в тon, и опять появляется Gram

В мае 2020 года Павел Дуров объявил об окончательном закрытии проекта TON, который должен был полностью перевернуть представления людей об онлайн-платежах и способствовать строительству децентрализованного Интернета. Проект представлял собой большую экосистему, а ключевым его сервисом должна была стать платежная платформа на базе блокчейна TON с криптовалютой Gram. По мнению основателей, она была способна стать заменой Visa и Mastercard, а архитектура блокчейна обеспечила бы беспрецедентную скорость транзакций — миллионы операций в секунду.

В 2018 году казалось, что у проекта Дурова большое будущее. К нему было приковано огромное внимание, как и ко всем криптовалютам в то время, и даже выстроилась очередь из желающих проспонсировать Gram. Среди инвесторов проекта назывались глобальные венчурные фонды вроде Sequoia Capital и Benchmark, а также Юрий Мильнер, Роман Абрамович, Сергей Солонин и другие миллиардеры. В общей сложности проектом было собрано около $1,7 млрд.

Дуров обещал инвесторам феноменальную окупаемость вложений (якобы прибыль в десятки раз должна была превышать инвестиции), но блокчейн-платформа не смогла справиться с натиском регуляторов США. Сначала Комиссия по ценным бумагам (SEC) признала токены Gram ценными бумагами, что значительно осложнило их выпуск, а затем это решение подтвердил и суд.

После этого основателю Telegram ничего не оставалось, как закрыть проект. Причем в его провале предприниматель винил несправедливость суда, а инвесторы — самого Дурова. Предприниматель остался должен им $1,2 млрд. Американским инвесторам он предложил вернуть 72 % вложений, а инвесторам из других стран нужно было либо согласиться на ту же долю, либо предоставить Telegram деньги в кредит и получить 110 % в течение года. Такие условия устроили не всех, часть инвесторов TON потребовала от Дурова компенсировать их убытки, исчислявшиеся десятками миллионов. В частности, фонд Da Vinci Capital требует вернуть $20 млн.

Однако один из инвесторов TON подобный иск уже проиграл — это компания Zotobi Management Limited Игоря Чуприна, который вложил в проект Дурова $1 млн. В итоге блокчейн-революции под предводительством Павла Дурова не произошло. Второго биткойна не появилось, а мы имеем в крипообороте TON, к которому сам Telegram формально отношения не имеет и пока по большому счету является внутренней валютой в этом мессенджере.

ТелеграммопоклонникиВера в гений Павла Дурова пока не помогла его последователям стать миллиардерами. Фото: Valya Egorshin / Zumapress / Global Look Press

Капля крови и миллиарды долларов Элизабет Холмс

Взлет и падение «единорога» в области медицины Theranos были настолько громкими, а сюжет настолько кинематографичным, что даже легли в основу снимающегося в настоящее время сериала. Крушение компании Элизабет Холмс потрясло американскую техноиндустрию и подняло вопросы о должной осмотрительности инвесторов Кремниевой долины.

Холмс основала биотехнологический стартап в 2005 году и утверждала, что создала небольшое устройство, способное выявлять сотни болезней на основе всего нескольких капель крови. Чудо-технология якобы позволяла проводить анализы быстро и дешево.

На пике популярности прорывной стартап экспресс-анализов оценивали в $9 млрд, за десять лет существования он привлек более $900 млн инвестиций. Неудивительно, ведь Холмс была любимицей Кремниевой долины. Очаровывать инвесторов ей удавалось за счет красноречия, образа сильной бизнесвумен и уверенного продвижения своей «миссии» — перевернуть рынок диагностики. Элизабет Холмс в возрасте 31 года стала самой молодой женщиной-миллиардером: в 2015 году ее состояние оценивали в $4,5 млрд. Не последнюю роль в успехе сыграла черная водолазка, которую Холмс носила постоянно, подражая Стиву Джобсу. Восхождение Theranos сопровождалось полным отсутствием прозрачности и нежеланием ее руководства делиться доказательствами эффективности технологии. Ни инвесторы, ни партнеры, ни даже сотрудники компании не знали о том, как именно работала запатентованная ею система анализа крови. Например, этим был раздражен крупнейший клиент Theranos — американская сеть аптек Walgreens.

Такая секретность стартапа, возможно, и стала причиной пристального внимания журналистов, которое в 2015 году вылилось в серию разоблачительных статей в The Wall Street Journal. Выяснилось, что компания Холмс не использовала собственное изобретение для анализа крови (устройство Edison), а просто передавала анализы на диагностику реально действующим сторонним лабораториям. Сам же прибор Холмс показывал результат 50/50, то есть давал случайные показатели. Обвинения в сторону Холмс переросли в судебное разбирательство по делу о мошенничестве и обмане инвесторов. В ноябре 2022 года ее приговорили к 11 годам и трем месяцам тюрьмы.

После разоблачения Theranos популярным стало мнение, что ответственность за случившееся кроется в самой культуре Кремниевой долины, которая часто отдает предпочтение быстрому росту и привлекательным оценкам стартапов, а не доказательствам эффективности продукта. Но похоже, для инвесторов история Элизабет Холмс уроком не стала.

Элизабет Холмс, TheranosШумиха вокруг гениального стартапа Элизабет Холмс переросла в шумиху вокруг ее гениального мошенничества. Фото: Christopher Victorio / The Photo Access / Global Look Press

Nikola без Николы Теслы

Когда речь заходит об экологичном транспорте, первой на ум приходит Tesla. Почти в одиночку компании Илона Маска удалось произвести революцию в отрасли и сделать электрокары модным средством передвижения, запустив мировой тренд. Их популярность и огромный потенциал роста рынка способствовали появлению в индустрии множества последователей. К ним можно отнести многострадальный стартап Nikola Motor, который вплоть до недавнего времени считался многообещающим пионером в области грузовых автомобилей с нулевыми выбросами.

Nikola была основана в 2014 году Тревором Милтоном, который мечтал стать вторым Маском и представить миру первые водородные грузовики. Стартап отказался от использования электрического аккумулятора в пользу топливных элементов — электрохимических устройств, работающих на водороде. У компании были все шансы совершить еще один прорыв в автопроме: в 2016 году Милтон представил концепт грузовика Nikola One, а его серийное производство ожидалось к 2020 году.

Проект благополучно привлекал инвестиции, заключал контракты с крупными компаниями на производство топливных элементов и даже с большим успехом вышел на биржу NASDAQ. На максимуме капитализация Nikola достигала $30 млрд. Однако череда последовавших позже скандалов привела к небывалому обвалу акций.

Финансовая фирма Hindenburg Research опубликовала разгромный доклад о том, как Nikola Motor построила весь свой бизнес на лжи. В частности, в нем утверждалось, что Тревор Милтон на протяжении десяти лет присваивал чужие идеи себе, а запатентованной технологии водородных топливных элементов и вовсе не существовало. Даже видео с демонстрацией прототипа грузовика Nikola One in Motion оказалось фейком: на самом деле автомобиль в ролике не ехал сам, а лишь катился с горки по инерции.

После обвинений в мошенничестве Милтон покинул компанию, а ее акции обвалились почти на 90 % относительно пика. В декабре 2023 года суд присяжных приговорил основателя компании к четырем годам тюрьмы за обман инвесторов. Обвинитель во время слушания заявил, что это дело послужит уроком всем, «кто быстро и беспечно играет с правдой, чтобы заставить инвесторов расстаться с деньгами». Сам Милтон в суде утверждал, что не сделал ничего плохого.

Nikola MotorСтартап в области электрических грузовиков Nikola оказался мошенничеством. Выяснилось, что в рекламном ролике для инвесторов концепт-модель просто скатили с горы. Фото: Nikola Motor Company

Есть ли пределы амбиций?

У всех упомянутых выше проектов прослеживаются две общие черты — харизматичный лидер и грандиозные планы вселенского масштаба. Это сочетание обещает большие перемены не только в пределах одной отрасли, но и для всего человечества в целом. И удивительно, что чем громче звучали подобные заявления, тем сильней в результате пострадали те, кто в эти идеи поверил.

«Становление всех этих стартапов во многом обусловлено харизмой их лидеров, нещадно эксплуатировавших образ великой американской мечты — истории становления гениев, в которых никто не верил. Такое впечатление, что инвесторы настолько желают первыми найти реальное воплощение этой мечты, что готовы закрывать глаза на все, даже имея на руках полные финансовые отчеты компаний, провоцируя тем самым появление проектов, ориентированных исключительно на громкие заявления», — говорит в беседе с журналом «Компания» президент Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна Юрий Припачкин.

Большие амбиции не всегда значат большие проблемы. По мнению Дмитрия Курина, директора по инновациям и инвестициям МТС и руководителя MTS StartUp Hub, как правило, они, напротив, только помогают основателям добиться своих целей.

«Возможно, причина была не в чрезмерных амбициях, а в стоимости денег. После 2022 года мы видим сильное сокращение сделок на венчурном рынке, наступила так называемая венчурная зима. Проекты закрываются, поскольку доступ к капиталу усложнился, деньги подорожали. Это связано с повышением ставки ФРС и переходом на консервативную модель инвестирования. Почти все стартапы столкнулись с кризисом ликвидности», — говорит Курин.

Собеседник объясняет, что большинству высокотехнологичных компаний часто требуется несколько лет научно-исследовательских работ, прежде чем станет очевиден результат. Все это время необходимо продолжать финансировать проект, а когда доступ к деньгам ограничен, возникает вопрос о том, как содержать команду и выплачивать зарплату. Еще один важный фактор успеха — появиться в нужное время. Для стартапа важно не только наличие инновационной идеи, но и готовность рынка эту идею принять, отмечает Андрей Ремесленников, партнер группы DV Consulting, спикер акселератора по искусственному интеллекту INNOACCELAI: «Сплошь и рядом встречаются сильные проекты, но с одной проблемой: рынок к ним не готов, ценность для потребителей пока не сформирована». Правда, все эти доводы не касаются откровенных мошенников.

Есть много примеров тому, как большие амбиции и глобальные цели в конечном счете могут вырастать в масштабные проекты и действительно менять мир — в том числе этим занимаются сегодня Илон Маск и Джефф Безос, считает Припачкин. Он также уверен, что громкие провалы многообещающих стартапов все-таки подействуют на инвесторов, которые часто поддаются на эмоциональные решения. Если они еще не потеряли последние деньги, то наверняка зареклись более рационально ими распоряжаться.