Top.Mail.Ru
бизнес

Провал криптовалютной революции ценой 1,7 млрд $

Павел Дуров. Фото ТАСС Павел Дуров. Фото ТАСС

Павел Дуров объявил о закрытии криптовалютного проекта. Работа над блокчейн-платформой Telegram Open Network прекращена из-за того, что федеральный судья Южного округа Нью-Йорка Кевин Кастел подтвердил запрет на выпуск новой криптовалюты Gram, признав ценной бумагой не только альткоин, но и всю схему.

Проект, собравший у инвесторов 1,7 млрд долларов, имеет перед ними бледный вид и, возможно, снова вскоре предстанет в суде — уже по искам от партнеров. Среди тех, кто поверил в технологическую звезду Павла Дурова, были основатель Qiwi Сергей Солонин, инвестировавший 17 млн долларов, и Давид Якобашвили, поддержавший проект 10 млн долларов; 20 млн долларов вложил в TON IT-инвестор Юрий Мильнер. Михаил Фридман из «Альфа-Групп» отказывался признавать участие в ICO, ему приписывали вложения в TON в размере 5 млн долларов. Роман Абрамович самого факта вложения не отрицал, но сумму в 300 млн долларов не подтверждал.

После эмоционального поста самого фаундера в Telegram, где Павел Дуров объяснил, почему ему не дали провести революцию, к вопросу «Продаст ли Дуров мессенджер, чтобы рассчитаться с инвесторами» добавился еще один — «Кому именно он его продаст?». В числе потенциальных покупателей — Алишер Усманов, который ранее отрицал какие-либо инвестиции в этот криптовалютный проект.

«Компания» узнала у экспертов, какое значение имеет создание и провал TON и какие выходы из ситуации возможны. 

Олег Сальманов, главный редактор Telegram-канала «Нецифровая экономика»:

— Проект TON изначально был крайне амбициозен с технологической точки зрения — по сути, он обещал настоящий прорыв в технологиях распределенных систем. И ближе к дедлайну всё чаще ходили слухи, что именно технологически с задачей справиться не удалось. Косвенно то, как Дуров закрывает проект, говорит именно об этом: никакой особой интеллектуальной собственности в нем не накопилось, не слышно о каких-либо полученных патентах (а они стоили бы весьма крупные суммы). Иначе Дуров, думаю, во избежание будущих исков предложил бы инвесторам доли в компании — держателе интеллектуальной собственности.

Таким образом, для отрасли это значит, что технологические барьеры остались непройденными. И виноват тут не SEC и не Дуров — просто не получилось.

Сомневаюсь, что возврат долгов инвесторам чреват для Дурова прощанием с контрольным пакетом Telegram. Но думаю, что кто-то из крупных инвесторов уже ведет с ним переговоры о выкупе не менее чем блокирующего пакета.

Принимая во внимание смягчение риторики и предпринимаемые в последнее время шаги к снятию блокировки, я бы предположил, что покупателем может стать кто-то из российских инвесторов, близких к Кремлю, а доля станет залогом некоторой лояльности Telegram, как это уже было со «Вконтакте». Я не удивлюсь, если и сейчас покупателем доли станут структуры, связанные с Усмановым.

Леонид Делицын, аналитик ГК «Финам»:

— В IT сложилось убеждение, что государство практически никогда не создает препятствий для развития новых проектов, даже подрывающих бизнес традиционных игроков рынка. Теперь надежды тех, кто верил, что государство (в данном случае — американское) будет поощрять любые технологии, лишь бы они были новыми, не оправдались. Теперь инвесторы снова будут принимать во внимание риск вмешательства государства, как и в других отраслях.

Очевидным преимуществом проекта была колоссальная аудитория Telegram. Если считать достойным тот аналог, который придет с сопоставимой аудиторией, то это платежная система Facebook. Она уже разработана, но тоже не одобрена. Это, кстати, позволяет предположить, что придирки SEC к форме, в которой TON получил инвестиции, — это формальность, за которой скрывается твердое решение правительства не создавать сейчас потрясений в банковской отрасли.

Миллиардеры, вложившиеся в TON, отвели этому проекту меньше 1 % своего капитала. Того, кто рискнул одним процентом сбережений, чтобы вложиться в криптовалюты, вряд ли назовут безумцем. Правда, ни одна из них не может похвастаться такой аудиторией, которая есть у Telegram и Facebook.

Да, инвесторы TON могут предпочесть стать акционерами Telegram. Для большинства из них, даже если в основном бизнесе сейчас возникли проблемы, несколько миллионов долларов эти проблемы всё равно не решат. А Telegram остается жизнестойким и растущим проектом.

Руслан Юсуфов, управляющий партнер Mindsmith:

— Похоже, государства пока не понимают, что делать с проектами, которые несут риски для мировой финансовой системы, и пытаются разными способами их блокировать. Даже несмотря на доступ к большим инвестициям, лучшим юристам и широкую поддержку среди крупных игроков, проекты с идеями криптоанархизма, как TON и Libra, сталкиваются с противодействием. Не спасает даже широкая поддержка бизнес-партнеров — крупные бренды выходят из проектов, как только видят риски для себя.

К теме TON и Gram всегда было привлечено много внимания, что стало благодатной почвой для мошенников еще со дня анонса проекта. Так, одни создавали мошеннические сайты для сбора денег пользователей, другие запускали кампании с «бесплатной раздачей Gram», которых даже не существовало.

Можно предположить, что на волне последних новостей вырастут различные клоны, для которых главной целью будет хайп, привлечение внимания инвесторов и немедленный заработок. Кроме этого, можно ожидать появления новых мошеннических схем с участием лжеюристов и различных «друзей Дурова», которые будут обещать инвесторам вернуть их деньги. Поэтому стоит быть особенно осторожными и под микроскопом рассматривать любые аффилированные с проектом инициативы.

Алексей Корнилов, CFA, ведущий аналитик «Открытие Брокер» по международным рынкам:

— Стало известно о прекращении блокчейн-проекта TON после того, как американский суд поддержал мнение SEC и признал Gram общедоступной ценной бумагой, требующей специальных разрешений. Наверное, из этого следует сделать вывод, что сфера крупномасштабных новых блокчейн-проектов представляет высокий риск для инвесторов. Ситуация не уникальна только для TON. Новые проекты уже сталкивались с сопротивлением со стороны регуляторов. Компания Facebook пыталась запустить криптовалюту Libra, но проект забуксовал после сопротивления регуляторов как в США, так и в Европе. Вероятно, страны действуют так из опасения непредсказуемых последствий от подобных проектов для денежной системы. Скорее всего, эпоха крупных частных блокчейн-проектов подошла к концу. И сегодня более реалистично ожидать появления цифровых аналогов уже существующих валют, которое будет проходить под эгидой государства. Китай, например, осуществляет пилотный проект по тестированию цифрового юаня. Среди участников этого проекта могут быть и американские McDonald’s и Starbucks.

Евгений Краснов, партнер Buzko Legal:

— Закрытие проекта TON после решения суда было ожидаемо. Для отрасли это значит, что использование чужих денег для реализации проектов не останется незамеченным регулятором, мандатом которого является защита инвесторов от рискованных вложений. Избежать карающей руки правосудия удастся лишь по-настоящему децентрализованным проектам, не обещающим и даже не намекающим на будущую прибыль своим пользователям.

Достойные аналоги на сегодняшний день — стэйблкойны, а в перспективе — электронные деньги, эмитируемые центральными банками крупнейших государств.

Алексей Кириенко, управляющий партнер Exante:

— Для индустрии в целом это лишний раз показывает важность децентрализации криптопроектов. Уже в 2019 году стало понятно, что у корпоративных централизованных блокчейнов, таких как Libra и Gram, возникли серьезные сложности с американским регулятором, появились проблемы у Ripple и Tether. Вряд ли в ближайшее время компании вновь решатся на запуск собственной криптовалюты, и единственный крупный централизованный проект, который имеет шанс добиться успеха, — это китайский криптоюань от центробанка Китая.

При этом по-настоящему децентрализованные проекты вроде биткойна фактически признаны основными экономиками, по крайней мере как биржевой товар, и доступны институциональным инвесторам.

Частичная продажа Telegram кажется реалистичным вариантом поиска недостающих средств. Тем не менее после неудачи с интеграцией собственной криптовалюты Павел по-прежнему может продолжить путь создания экосистемы на базе Telegram с интеграцией биткойна как платежной системы. Еще в 2018 году компания разрабатывала Telegram Passport, которая предназначалась для хранения личных данных пользователей и передавалась партнерам только с согласия пользователя.