Top.Mail.Ru
архив

Петербург исправляет ошибки Москвы

Петербургский холдинг «Телекоминвест» в конце прошлого и начале нынешнего года запустил серию принципиально новых для российской связи проектов. В Санкт-Петербурге готовится телевизионное вещание в цифровом формате. После ввода в строй проекта «Петербург Транзит Телеком» резко увеличены мощности петербургской городской телефонной сети. «Телекоминвест» быстро развивает федеральную сеть стандарта GSM (торговая марка «МегаФон»). В этом году «МегаФон» охватит пять из семи федеральных округов – за исключением Уральского и Центрального. Генеральный директор «Телекоминвеста» Александр Няго в интервью «Ко» заявил, что планирует подвести первые итоги проекта «МегаФон» в конце 2001 года. Это фактически означает, что до конца года «Телекоминвест» намерен выйти на московский рынок. Александр Няго говорит, что своими инвестициями «Телекоминвест» исправляет ошибки прошлого, когда в результате неправильной лицензионной политики Минсвязи России лицензии доставались кому ни попадя.

 

«Ко»: Александр Николаевич, в феврале входящая в холдинг «Телекоминвест» компания «ТелеМедиум» начала в Санкт-Петербурге пробное телевизионное вещание на цифровом канале. Означает ли это, что «Телекоминвест» вышел в новый для себя сектор медиа-бизнеса?

 

Александр Няго: Есть современная технология Digital Video Broadcasting Terrestrial (DVB-T), позволяющая передавать телевизионную информацию с высоким качеством. Эта технология встроена в новые телевизоры, которые выпускаются в развитых странах. В России также готовятся к выпуску телевизоры со встроенной DVB-T технологией. Старые телевизоры тоже в состоянии принимать сигнал в стандарте DVB-T, но для этого им потребуется специальная приставка. Мы сейчас строим систему, способную доводить сигнал с телевизионной вышки в Санкт-Петербурге до зрителей. Кстати, цифровой передатчик, который мы установили на телебашне, – российского производства. Эта система в состоянии поддерживать до семи телевизионных каналов. Запущен пилотный проект. Свою студию «ТелеМедиум» открывать не будет, по крайней мере пока. Мы не собираемся становиться медиа-магнатами, нам просто интересна новая технология. На этом этапе мы решаем чисто технические задачи: во-первых, необходимо добиться качественной телевизионной «картинки», во-вторых, уточнить зону покрытия. В-третьих, посмотреть телевизионные приемные устройства в работе.

 

«Ко»: Вы охватываете сетью «МегаФон» пять федеральных округов из семи. Неохваченным остался Урал. Какова ситуация с GSM-лицензией на Урале?

 

А.Н.: Мы не собирались получать дополнительные лицензии, запуская проект «МегаФон». Количество операторов в регионах определяет Министерство связи, и нам не кажется правильным обращаться в Минсвязи с просьбой выдать еще одну лицензию на укрупненный регион. Поэтому мы сейчас пытаемся найти в регионах России тех операторов, которые получили лицензии, но не развивали сети. Такие операторы есть – у одних не хватает денег на развитие сетей, другие специально получили лицензии, чтобы потом их продать. Мы ведем переговоры с этими операторами с целью купить их бизнес. В том числе и на Урале.

 

«Ко»: Вы развиваете проект «МегаФон» стремительными темпами: на организацию тендера на поставку оборудования для Северо-Кавказского региона вам потребовалось два месяца. Куда вы спешите? Вы ожидаете сотовый бум в регионах в ближайшем будущем?

 

А.Н.: Быстрый темп для нас привычен. Так получилось, что время моей работы в «Северо-Западном GSM» пришлось на период стремительного роста этой компании: в 1996 году мы взяли три кредита, причем один у ЕБРР на $40 млн – это можно было записывать в книгу рекордов. Мы сегодня действительно быстро продвигаемся в регионы, потому что нет уверенности, что российская экономика позволит нам так же быстро продвигаться завтра. Вспомним 1998 год. Все компании «Телекоминвеста» благополучно пережили финансовый кризис, ни одна из них не погибла. Хотя обороты упали – на докризисный уровень мы вышли только сейчас. Это был очень серьезный удар. Россия, к сожалению, подвержена таким коллизиям. У нас нет уверенности, что они не повторятся. Сегодня экономическая ситуация в стране позволяет нам активно развивать бизнес, и мы хотим построить сети в тех регионах, на освоение которых у нас есть средства и силы. Чем больше абонентская база у компании, тем она устойчивее к стрессам. Понятно, что региональные компании будут окупаться долго, но мы тем не менее считаем, что в России необходимо развивать стандарт GSM. Нужно готовить страну к переходу на цифровую связь, к третьему поколению мобильной связи.

 

«Ко»: «Телекоминвест» не скрывает своего намерения работать на рынке сотовой связи в Москве. Между тем в Москве в феврале имел место новый частотный скандал. Компания «Персональные коммуникации» («Сонет») жаловалась на то, что Минсвязи хочет отобрать у нее частоты в пользу компании «Соник Дуо». Считаете ли вы возможным выходить в этих условиях на московский рынок? Или вы планируете альянс с кем-либо из ныне действующих московских операторов?

 

А.Н.: Я уже сказал о нашем подходе к регионам России. Москва – это один из регионов. Мы не питаем иллюзий по поводу того, что нам дадут еще одну лицензию в Москве. «Телекоминвест» будет решать этот вопрос, сотрудничая с действующими московскими операторами. Говорить о планах в Москве пока рано, но это тот регион, где есть выбор. Мы не скрываем, что Москва нам интересна, поэтому будем изучать ситуацию на московском рынке.

 

«Ко»: В какой стадии находится проект «Петербург Транзит Телеком»?

 

А.Н.: Проект уже запущен. В январе компания приняла нагрузку от операторов. В этот проект «Телекоминвест» вложил $48 млн. Это очень полезная для города структура, поскольку в связи с развитием Интернета нагрузка на телефонную сеть постоянно растет. Есть примеры, когда в крупных зарубежных городах Интернет-трафик обваливал телефонную сеть. Мы готовим транзитную сеть, чтобы разгрузить петербургскую телефонную систему. Если бы не кризис 1998 года, «Петербургская телефонная сеть» завершила бы этот проект сама. Но поскольку тарифы ПТС контролируются антимонопольным ведомством, то они совершенно не соответствуют уровню затрат компании. В связи с чем проект со всеми обязательствами по платежам и был передан «Телекоминвесту». Нам пришлось очень многое закупить и изрядно потратиться на завершение работ по проекту. Система уже работает, но мы будем развивать ее и дальше – в сторону современных телекоммуникационных услуг, включая IP-телефонию. Этот проект позволяет ПТС успешнее решать проблемы с повременкой, внедрять современные системы биллинга. Кроме того, реализуя проект, мы даем городу дополнительную номерную емкость.

 

«Ко»: Вы говорили, что, прежде чем вывести «Телекоминвест» на биржу, нужно завершить некоторые проекты. Какие проекты вы имели в виду?

 

А.Н.: Речь шла о проекте «МегаФон» – мы о нем объявили и сейчас активно его развиваем. Первые итоги проекта «МегаФон» планируем подвести к концу 2001 года.

 

«Ко»: Принято считать, что Министерство связи и «Связьинвест» очень доверяют мнению менеджеров «Телекоминвеста». Они действительно консультируются с вами в отношении тарифной политики? Если да, то что вы им советуете?

 

А.Н.: Не думаю, что руководители крупных телефонных сетей нуждаются в моих советах. В ПТС, например, очень компетентные менеджеры. Эта компания, ведя диалог с антимонопольным министерством (министерство это, кстати, в соответствии со своим названием должно заниматься еще и поддержкой предпринимательства, но поддержка не очень чувствуется, к сожалению), будет бороться за то, чтобы бизнес ПТС не умер из-за неправильных тарифов. Что касается повременной оплаты, то, на мой взгляд, нам пора становиться цивилизованной страной. Повременная оплата – это элемент цивилизации, который, как показывает опыт городов, перешедших на повременку, весьма выгоден пенсионерам и малообеспеченным людям. Повременка невыгодна тем бизнесменам, которые привыкли делать бизнес, не очень вкладываясь в него, – так появляются диспетчеры на домашнем телефоне, занимающие линию сутками. Я – за повременку.

 

«Ко»: Как складываются отношения «Телекоминвеста» с Министерством связи? Министерство часто обвиняют в том, что оно открыто поддерживает ваши корпоративные интересы.

 

А.Н.: Министерство связи в любой стране играет роль регулятора. Министерство должно вырабатывать правила, после принятия которых отпала бы необходимость в лоббировании – все ведь детально прописано. Сегодня Минсвязи ведет совсем не ту частотную политику, которую хотел бы видеть «Телекоминвест». Продолжается практика выдачи маленьких полос частот маленьким компаниям в маленьких регионах. Я считаю, что эта политика ошибочна. Крупные операторы способны вложить крупные деньги и создать крупные сети. В России уже выдано более 70 лицензий GSM. «Телекоминвест» сейчас выкупает часть из них – точнее, доли в тех компаниях, которые нам нужны. Если распределение частотного спектра будет идти так же, как оно идет сегодня, нам придется бегать и выкупать частоты. Не могу сказать, что кто-то в «Телекоминвесте» занимается лоббированием, как не могу сказать и того, что нам кто-то сильно помогает в министерстве.

Мы ездим по России и выкупаем лицензии, исправляя ошибки прошлого. Эти ошибки были сделаны в то время, когда в России еще не знали, сколько будут стоить сети GSM. Некоторые хватали лицензии, думая, что связь может быть семейным бизнесом, но реальность оказалось совершено иной. Для сетей второго поколения нужны сотни миллионов долларов, а сети третьего поколения требуют миллиардов. Нынешняя практика выдачи частот – это просто разбазаривание частотного спектра. Многие из тех компаний, что получают частоты, в реальности заниматься телекоммуникационным бизнесом не смогут. В Минсвязи – море заявок, но кто из подавших заявки сможет вложить сотни миллионов долларов в этот бизнес? Я был бы просто счастлив, если бы существовала прозрачная процедура: подал заявку и в такой-то срок получил аргументированный ответ. Мы от министерства и ждем этих правил – по выдаче лицензий, по новым технологиям, по все остальным вопросам. «Телекоминвест» готов вместе с другими компаниями и ассоциациями операторов помогать Минсвязи в создании этих правил. Думаю, все мы облегченно вздохнем, когда эти правила будут разработаны.

 

Почта, телеграф, телефон...

Компания «ТелеМедиум» начала цифровое телевизионное вещание в формате Digital Video Broadcasting Terrestrial (DVBT) с санкт-петербургской телебашни 19 февраля. Директор компании «ТелеМедиум» Дмитрий Волобуев говорит, что для приема сигнала не нужна спутниковая тарелка – вполне достаточно «коробочки» (декодера стоимостью от $180 до $400 – в зависимости от компании-производителя) и обычной комнатной антенны. «Эту антенну мы приобрели на лотке за 50 рублей, тем не менее она устойчиво ловит сигнал», – показывает г-н Волобуев на работающий телевизор, принимающий «цифру». На Западе выпускается множество моделей телевизоров со встроенными декодерами. Например, в Великобритании предлагаются 29 моделей производства Philips, Panasonic, Sony, LG... «ТелеМедиум» планирует начать регулярное вещание осенью 2001 года. Отвечать на вопрос о том, какой контент будет передаваться по цифровому каналу, Дмитрий Волобуев отказался, сославшись на незавершенность бизнес-модели проекта: «Если передавать больше программ, то снижается качество вещания. Сейчас мы должны разобраться с пропускной способностью канала и лишь потом решать вопрос с контентом».

К реализации проекта «Петербург Транзит Телеком» холдинг «Телекоминвест» приступил в начале 2000 года. До этого проект вела компания «Петербургская телефонная сеть», однако завершить дело ПТС не сумела – помешал финансовый кризис 1998 года. Смысл проекта в том, чтобы увеличить пропускную способность действующей городской телефонной сети (нагрузка на нее будет увеличиваться по мере развития Интернета), расширить номерную емкость в Санкт-Петербурге и создать базу для новых сервисов. «Телекоминвест» вложил в проект $21 млн, а также привлек банковские кредиты и кредиты поставщиков оборудования на сумму $27 млн.

Что касается «МегаФона», то эту торговую марку «Телекоминвест» вывел на рынок в апреле-мае 2000 года. «МегаФон» – это федеральная сотовая связь стандарта GSM. Единого оператора у этой сети нет. Как объяснил директор по маркетингу «Телекоминвеста» Андрей Климов, в пяти из семи федеральных округов под торговой маркой «МегаФон» работают местные сотовые компании. В этих компаниях «Телекоминвесту» принадлежит контрольный пакет, благодаря чему холдинг имеет возможность влиять на ситуацию в регионах. Андрей Климов считает, что «МегаФон» – это «брэнд на вырост»: он может со временем выйти за пределы GSM. Число абонентов сети «МегаФон» авторы проекта не раскрывают.

Еще по теме