Top.Mail.Ru
рынки

Пхукет без туристов: как это выглядит

Вместо толп туристов на улицах таиландских курортов сейчас лишь стаи птиц. Фото: Сергей Коновалов Вместо толп туристов на улицах таиландских курортов сейчас лишь стаи птиц. Фото: Сергей Коновалов

Вымершие, как в постапокалиптическом фильме, улицы, закрытые ставни, брошенная посуда в ларьках, зияющая пустота торговых центров — так выглядят сейчас популярные до пандемии туристические районы Пхукета. Обитатели острова рассказали «Ко», как выживают в карантин местные тайцы и русские. Как ни странно, некоторые изменения им нравятся.

«Целые районы стоят закрытыми, — рассказывает русский путешественник Сергей Коновалов, посетивший пляжные поселки Пхукета неделю назад. — Мелкие ларьки брошены как есть: остались машины для попкорна, посуда. Закрыты магазины, обменники, аптеки. На отелях висят таблички: Business for Sale. Закрыты даже 7-Eleven (популярная в Таиланде франшиза магазинов шаговой доступности. — Ред.).

Пхукет коронавирусФото: Сергей Коновалов. Публикуется с разрешения автора

Карон, когда-то самый популярный пляж с хрустящим... нет, даже скрипящим песком. На всем пляже где-то вдали бродит один бедолага. Патонг — самый тусовочный район. Кафе и магазинчики — каждые 3 м. Были. Когда-то. Bangla Road — пешеходная улица баров и проституток, — где обычно не протолкнуться, где каждые пять метров зазывалы наперебой рекламируют свои заведения. Ныне 20 человек на всей улице, пустые бары и закрытые клубы».

Пхукет коронавирусФото: Сергей Коновалов. Публикуется с разрешения автора

Примерно так же выглядят сегодня все урбанизированные пляжные курорты Таиланда — Краби, Паттайя, Самуи. Если в 2019 году страну посетило 39,8 млн туристов, включая 1,5 млн россиян, то в 2021 году, по самым оптимистичным прогнозам, турпоток составит 25 млн человек, его восстановления ожидают не ранее 2025 года. По оценке Krung Thai Bank, отсутствие иностранных туристов обходится стране в 8 млрд батов (более 16 млрд руб.) ежедневно, за год потери составят 2,1 трлн батов.

На Пхукете туризм составляет 80% местной экономики. Как пишет Bangkok Post, отрасль приносила провинции 245 млрд батов в год, давая работу 323 тыс. человек. В этом году потери здесь оценивают в 160 млрд батов. Журнал «Компания» расспросил постоянно живущих на острове россиян о том, как Пхукет переживает туристический локдаун.

«С Пхукета уехали больше 100 тысяч тайцев»

«Туристические районы на острове и правда опустели, — подтверждает владелец сети русских ресторанов Пхукета Наталья Колесникова. — Думаю, всего в районе Ката работают до пяти точек общепита. На Карон совсем никто не работает. Редкие рестораны и кафе работают с большими скидками, средняя стоимость массажа упала с 300 до 150 батов».

По ее словам, тайцы в течение трех месяцев получали социальные пособия в 35–75 % зарплаты, но сейчас это счастье светит только тем, кто был трудоустроен официально. Самозанятые (тук-тукеры, продавцы стритфуда, музыканты, массажисты на дому, продавцы на рынках, фермеры) остались без поддержки государства. А это большая часть местного населения. Поэтому работавшие на Пхукете тайцы в основном уехали в свои деревни. Трудовые мигранты из Бирмы боятся уезжать, так как нет гарантий возвращения.

Пхукет коронавирусФото: Сергей Коновалов. Публикуется с разрешения автора

«У нас 61 из 100 сотрудников остались на Пхукете, — продолжает Наталья. — Работают в ресторане на Ката, меняются, чтобы заработать хоть что-нибудь. Посетители — русские, которые не успели выехать, либо экспаты. Для привлечения гостей мы сделали 50%-ную скидку. Выручаем немного, но на зарплату и электричество хватает. Так как аренда оплачена вперед, мы можем дать возможность людям хоть немного заработать. Плюс всем собираем продуктовые наборы два раза в месяц».

«Да, Патонг, Карон, Ката выглядят сейчас именно так, — говорит Карим Хамзин, фотограф, живущий в Таиланде уже 30 лет. — С Пхукета уехали больше 100 тысяч работавших в туризме тайцев, похожая ситуация на Самуи и в Паттайе».

«Продают бизнес даже самые стойкие»

Карантин серьезно осложнил и жизнь фарангов (так здесь называют белых иностранцев. — Ред.). Основных проблемы две: остановка бизнеса и трудности с продлением виз, причем второе часто связано с первым.

Пхукет коронавирусФото: Сергей Коновалов. Публикуется с разрешения автора

Гражданин Украины Владимир Федорович, работающий на Пхукете пять лет, сообщил Bangkok Post, что из-за апрельского приказа местных властей о закрытии турфирм ему пришлось уволить двух тайских сотрудников своей чартерной компании. И теперь ему не продляют рабочую визу, потому что для этого нужен местный персонал. А для повторного найма сотрудников нужны прошлые записи об их занятости, включая трехмесячный взнос работодателя в фонд социального обеспечения.

Сейчас в стране власти насчитывают около 150 тыс. иностранцев с просроченными визами. Пока их не трогают, но 26 сентября коронавирусная амнистия истечет. Если оверстей найдут при вылете в аэропорту, оштрафуют на 500 бат (1000 руб.) за каждые сутки просрочки. За оверстей, обнаруженный полицией на улице, иностранцу грозит до двух лет тюрьмы, поэтому всем советуют носить с собой документы.

«Тайцев настолько запугали по телевизору, что страх умереть от вируса превысил страх умереть от голода, и они боятся впускать туристов из-за опасности второй волны, — поясняет ресторатор Наталья Колесникова. — Из-за этого большая часть "фаранговского" бизнеса закрылась либо приостановила работу. Невозможность жить по мультивизам, отсутствие работы заставило многих моих знакомых распродать имущество и уехать на родину».

Уезжают и продают бизнес даже успешные старожилы — те, кто давно и крепко стоял здесь на ногах, подтверждает Карим Хамзин. Ведь все компании иностранцев на острове так или иначе связаны с туризмом, а массовый туризм отсутствует. С октября туристам разрешат приезжать в Таиланд, но для этого им придется по прибытии отсидеть две недели в карантине. Так что воспользоваться этой возможностью смогут только состоятельные туристы — и то при условии, что они едут на долгий срок.

1200 туристов в месяц — на всю страну

Решения по открытию границ и лимиты на туристов власти меняют чуть ли не каждый день, отмечает Наталья Колесникова.

«В октябре в Таиланд разрешат въехать 1200 туристам при условии 14-дневного карантина в специальном отеле, страховки с покрытием в 100 бат и отрицательных результатов четырех тестов на ковид (сделанных на родине, по прилету и два раза в течение карантина). Но что такое 1200 человек в месяц на страну, которая в 2019 году принимала до 100 тысяч туристов в день?», — недоумевает предприниматель.

Пхукет коронавирусФото: Сергей Коновалов. Публикуется с разрешения автора

Недавно власти Таиланда придумали новый тип долгосрочной туристической визы. Она будет действовать 270 дней — три продления по 90 дней. Но те, кто на данный момент находятся в стране и кому надо продлить пребывание, получить ее не смогут.

«Понятно, что тайцы хотят по максимуму обезопасить себя и вывести туризм на более элитный уровень, но это утопия, потому что туристическая инфраструктура в стране заточена под пакетников, — рассуждает живущий на Пхукете актер, радиоведущий и диктор озвучивания Роман Володькин. — Для кого тогда продолжают строить все эти кондоминиумы, трехзвездочные отели, недорогие магазины, кафе? Что, сейчас сносить все это?»

«Даже если тайцы откроют страну в ноябре, как Турция, Доминикана, Египет, Мексика, сезон будет полупустым, — прогнозирует Колесникова. — Но казна трещит, и если не откроются, то обвал бата и экономический коллапс неизбежны».

«Вся жизнь сейчас — вдали от моря»

Зато в некурортных местах Таиланда жизнь течет без особых изменений, отмечают собеседники «Ко». «Бангкок бурлит, метро полное, студенты, такси, рестораны — все как и прежде», — говорит Карим Хамзин.

Не сильно изменилась с виду и жизнь в удаленном от пляжей историческом центре острова, в Пхукет-тауне. «Вся жизнь сейчас там, не протолкнуться», — свидетельствует резидент острова Игорь Вечканов. На юге острова, в облюбованном экспатами районе Раваи, тоже сохраняется активность, только в масках всюду надо ходить, сообщает давно живущий на Пхукете Алексей Падалкин.

«Пляжи давно открыли: когда погода хорошая (сейчас на острове сезон муссонов. — Ред.), народу прилично, особенно по выходным, когда тайцы подтягиваются, — рассказывает Алексей. — В спортзале людей больше, чем в прошлом высоком сезоне: в основном фаранги, но, когда зал снизил цену, подтянулись и тайцы. Цены на ананасы пошли вниз. Там, где есть постоянные жители, все что-то делают и куда-то ездят. И даже на опустевшей набережной Ката мостят тротуар — видимо, по московскому принципу «в любой непонятной ситуации перекладывайте плитку». Каждый раз, когда там проезжаю, вспоминаю Собянина».

В постоянно заселенных районах жизнь вернулась на круги своя, подтверждает Роман Володькин. «Family Mart и 7-Eleven открыты круглосуточно, — перечисляет он. — Снова открылись беспринципные магазины, продающие алкоголь по ночам. В ресторанах скидки, массаж от 150 бат сейчас, думаю, еще пару месяцев — и за 100 будут согласны. Работают вполсилы и рынки готовой еды. Правда, кормить ею особо некого, но таец без рынка — это нонсенс».

Недвижимость: покупателей нет, горящих предложений тоже

Особенность местного рынка недвижимости в том, что драйвером здесь, в отличие от Бангкока, является спрос со стороны иностранцев. До кризиса и пандемии многие россияне инвестировали свободные деньги в дома и кондо на Пхукете, чтобы жить там постоянно, сдавать в аренду или обзавестись тропической дачей. Теперь оценки и впечатления собеседников «Ко» противоречивы.

«Недвижимость встала, покупателей извне физически нет, и слава богу: когда-то зеленые окрестности пляжа Най-Харн просто дико застраиваются, — делится впечатлениями Алексей Падалкин. — Огромные кондоминиумы возводят в несколько корпусов, на месте маленького отеля расчистили гору под большой. Но при этом какого-то заметного количества горящих предложений о продаже недвижимости я не видел».

Пхукет коронавирусФото: Сергей Коновалов. Публикуется с разрешения автора

В коттеджных поселках для постоянных жителей половина домов пустует, говорит Роман Володькин. Но утверждать, что все домовладельцы снижают арендные ставки, нельзя: кому-то дают пожить бесплатно, а кто-то требует оплаты в полном объеме.

«Арендные ставки на острове снизились в среднем на 40–50 %, — поясняет Раиса Шелудкина, основатель компании Railand Property International. — Покупателей стало меньше, сейчас в основном это искатели выгодных предложений с наличными. Девелоперы могут дать бонусы (пакет мебели, скидку на оформление собственности), но скидок на 50 % нет. Дорогая недвижимость падает в цене значительно медленнее, чем объекты ценой до 10 млн батов, люкс не дешевеет. О падении цен на курортные бизнесы говорить пока рано».