Плюсы и минусы
Главная отличительная черта нынешнего списка крупнейших российских банков - практически полное отсутствие отличий от предыдущего рейтинга. Звучит тавтологично, но это так. Похоже, что к концу года ситуация в банковской системе приобрела долгожданную статичность и положение банков в рейтинге практически не меняется. Очевидно, мы уже не будем больше наблюдать резких хаотичных движений банков вверх и вниз по списку, характерных для начала прошлого года. Тогда, напомним, очень часто можно было наблюдать, как благополучные - если судить по финансовым документам - банки буквально через месяц оказывались в списке банков с наибольшим отрицательным капиталом. Тогда мы объясняли такие банковские метаморфозы превратностями бухгалтерской отчетности, которая позволяла не списывать сразу понесенные убытки на статьи, уменьшающие собственный капитал. Яркий пример - банк "СБС-Агро", находившийся до марта в нашем списке наиболее крупных банков и в одночасье превратившийся в самый убыточный банк России в апреле 1999 года. В обратном направлении - то есть из списка банков с отрицательным капиталом - в top-200 "выскакивали" главным образом дочерние банки крупных транснациональных банковских объединений. Что тоже было объяснимо - даже относительно небольшое валютное вливание со стороны материнской компании позволяло банку сразу же стать одним из лидеров российской банковской системы по размерам собственного капитала.
К концу года ситуация успокоилась. Иностранные банки, которые хотели, и российские банки, которые могли нарастить капитал, уже сделали это. Даже самые искусные бухгалтеры больше не смогли скрывать убытки, и неудачники неизбежно просели в списках крупнейших. Правда, в ноябре еще можно было встретить и примеры удачного манипулирования отчетностью - банки "Империал" и "Диамант". Однако их выдает крайне низкий коэффициент ликвидности - всего 3%. Есть также и классические примеры подъема из "глубины" списка за счет кредитов богатых иностранных "родителей", но их немного. Точнее всего два - "Еврофинанс" и "Сосьете Женераль Восток".
Из банков первой двадцатки можно отметить разве что значительный подъем Башкредитбанка с 10-й на 17-ю строчку и незначительное снижение "Еврофинанса" с 12-го на 14-е место. Однако проблема в том, что при подсчете собственного капитала "Еврофинанса" мы не учитывали субординированный кредит в размере $75 млн, полученный банком еще в конце июля от своего главного акционера - Евробанка (Париж). Центробанк предписывает учитывать субординированные кредиты в собственном капитале комбанков. По данным самого банка, его капитал согласно положению ЦБ №31 на 1 декабря 1999 года составил 2530 млн руб., что выводит банк на 12-ю строчку в банковской табели о рангах.
Отметим также и рост собственного капитала Импэксбанка - за месяц он поднялся с 65-го на 30-е место. Интересно, что дела у этого банка идут тем лучше, чем хуже ситуация в его полумертвом "родителе" - банке "Российский кредит". Мировое соглашение кредиторов и банка до сих пор не заключено, несмотря на активное посредничество АРКО. Впрочем, в нашем нынешнем рейтинге есть и удачные примеры работы Агентства по реструктуризации кредитных организаций. В ноябре значительно улучшил свои позиции другой "клиент" АРКО - Кузбассугольбанк. Банку удалось не только существенно нарастить свой капитал, но и сохранить неплохие показатели ликвидности и - как следствие - хороший коэффициент надежности.
Из прорывов месяца стоит также выделить изменение положения в банке "Сосьете Женераль Восток", который наконец получил кредит от своего материнского банка и покинул список банков с отрицательным капиталом. Ожидается, что в ближайшие месяцы банк продолжит наращивание собственного капитала. Из других серьезных прорывов месяца следует отметить подъем "Мастер-банка" со 141-го на 95-е место и улучшение положения в банке "Евразия-Центр": он перешагнул более полусотни позиций - со 152-го на 100-е место. В нынешнем рейтинге появились также и новички - "Международный банк развития" (с 644-го на 133-е место) и "Кросна банк" (с 203-го на 149-е место). Однако хорошие показатели надежности этих московских банков не должны вводить в заблуждение - относительно высокий общий коэффициент надежности стал результатом значительного наращивания ликвидности этими банками. О долгосрочной устойчивости в периоды столь резких изменений капитала говорить пока не приходится.