По МИКОМу звонит колокол
Плохо, когда садишься не на того коня. Еще хуже, если не успеваешь его вовремя поменять. Ну и совсем плохо, если все кони уже убежали, а ты остался.
Примерно в такой ситуации оказалась металлургическая компания МИКОМ. Без коня и без политической крыши.
На прошлой неделе губернатор Кемеровской области Аман Тулеев в содружестве с "правыми" олигархами Анатолием Чубайсом и главой группы "Сибирский алюминий" Олегом Дерипаской почти совсем добил бизнес МИКОМа в своем регионе.
С конца прошлого года МИКОМ последовательно лишили управления угольным разрезом "Черниговский" и Кузнецким металлургическим комбинатом (КМК), а теперь и последним оплотом братьев Живило в области - Новокузнецким алюминиевым заводом (НкАЗ).
В двух последних комбинациях ключевую роль играли партнеры Тулеева из СПС. После того как МИКОМ окончательно сжег мосты в отношениях с Тулеевым, перерегистрировав Новокузнецкий алюминиевый завод в Подмосковье, кемеровский губернатор, видимо, решил поступить по-кремлевски патриотично и все отдать "правым" (хотя, по некоторым данным, глава МИКОМа Михаил Живило был вынужден перерегистрировать завод просто потому, что с некоторых пор перестал посещать Кемеровскую область, опасаясь эксцессов со стороны подконтрольных Тулееву силовых органов).
С НкАЗа МИКОМ выселили благодаря иску "Кузбассэнерго". Энергетики посчитали, что НкАЗ неправомерно оплачивал электроэнергию по льготному тарифу в 1997 - 1998 годах и теперь должен около 1,5 млрд руб. Областной арбитраж уже предписал заводу заплатить "Кузбассэнерго" 738 млн руб., и на 3 февраля назначено рассмотрение иска еще на 666 млн. По сообщениям информагентств, на предложения МИКОМа о реструктуризации долга энергетики не реагируют. Вместо этого с их подачи областной арбитраж арестовал счета НкАЗа, его продукцию и оборудование. На заводе кончается сырье, а готовая продукция отгружается на склад. Временным управляющим алюминиевого завода стал сотрудник "Сибалюминия" Сергей Чернышов.
Алюминиевой разборке в Кузбассе предшествовала разборка рельсовая, в результате которой управление монополистом по выпуску железнодорожных рельсов - КМК - перешло от МИКОМа к людям, связанным с компанией "Евроазиатские металлы" (ЕАМ), которая управляет и вторым стальным гигантом Кузбасса - Запсибом (ЗСМК). По некоторым данным, за нынешним управляющим ЗСМК Анатолием Смоляниным и главой ЕАМ Александром Абрамовым стоит министр путей сообщения Николай Аксененко и, возможно, партнер Дерипаски Искандер Махмудов. Ряд источников утверждает, что Абрамов и Смолянин когда-то были учредителями банка "Транскредит", который впоследствии выкупили структуры Аксененко. С Искандером Махмудовым у группы могли возникнуть общие интересы в Свердловской области, где Махмудов контролирует медный комплекс, а ЕАМ - Нижнетагильский металлургический комбинат. В МИКОМе утверждают, что автором схем по вытеснению Живило из Кемеровской области являлся именно Махмудов. Зная жесткий стиль бизнеса уральского медного короля, можно предположить, что соучастники схемы - кемеровские энергетики никогда не пойдут на реструктуризацию долга НкАЗа и завод достанется "Сибалюминию", который уже контролирует компанию "Кузбассразрезуголь". А КМК поделят тот же "Сибалюминий", ЕАМ и, возможно, "Газпром".
Как ни странно, никто из влиятельных лиц за МИКОМ не заступается. В деловых кругах бытует мнение, что МИКОМ - компания, которая развивалась на деньги КПРФ. И проблемы у Живило начались как раз в тот момент, когда Аман Тулеев начал отклоняться от зюгановского курса и играть в прокремлевские игры. Однако последний скандал в Госдуме свидетельствует, что коммунисты умеют договариваться с Кремлем. Но при этом, похоже, в условия сделки КПРФ с "Единством" решение проблем МИКОМа не входило. Некоторые источники предполагают, что проблемы МИКОМа не в том, что компания финансировала коммунистов, а в том, что перестала их финансировать. Утверждают, что в последний раз крупные вливания в КПРФ были сделаны в 1996 году и теперь разочарованные коммунисты предпочитают делать вид, что никакого МИКОМа не существует. Тулеев же, которого фирмы Живило тоже финансировали в 1996 году на губернаторских выборах, напротив, обратил на МИКОМ пристальное внимание. Сначала с помощью микомовцев губернатор выжил с Запсиба "Альфа-групп", а теперь с помощью "Сибалюминия" и ЕАМ выживает МИКОМ.
Проложить финансовую дорогу к другим политическим партиям компания либо не успела, либо самонадеянно посчитала ненужным. Теперь директор НкАЗа Виктор Терентьев вынужден рыскать по Санкт-Петербургу в поисках людей, которые работали вместе с Путиным (когда Путин состоял под началом Собчака, в его функции входила и выдача лицензий на вывоз лома цветных металлов). А сам Живило, очевидно, будет искать встречи с Чубайсом и Дерипаской в Давосе.
Между тем идеологически правильный Чубайс, похоже, благоволит только одному партнеру - Дерипаске, которого тоже считает идеологически правильным. И он, наверное, прав. Потому что Дерипаска - в отличие от Живило поставил на "лошадь-призера". Звезда главы "Сибалюминия" взошла в лучах электролампочки. Ему позволили выдвинуть в президенты "своего" губернатора Константина Титова (в Самарской области "Сибалюминий" контролирует два крупных предприятия). "Сибалюминий" первым в стране удешевил затраты на производство путем объединения Саянского завода и Саяно-Шушенской ГЭС. В газетах с периодичностью раз в месяц появляются такие заголовки: "Армянский алюминий становится сибирским", "Кемеровский алюминий становится сибирским". Не без участия Чубайса "сибирским" почти стал и Николаевский глиноземный завод. По версии прессы, именно благодаря заманчивому обещанию главы "ЕЭС России" сделать Украину транзитной страной для экспорта электроэнергии правительство соседнего государства выставило на продажу 55% акций НГЗ. Вполне возможно также, что схема внезапного банкротства алюминиевого завода в ближайшее время сработает и в Красноярске, где люди "ЕЭС России" инициировали крупный иск от "Красэнерго" в адрес КрАЗа. "Правильный" Дерипаска - член команды Чубайса. Так что не исключено, что его представители когда-нибудь могут появиться и на КрАЗе.
Еще по теме
"Долгосрочный отпуск" основателя и гендиректора телекомпании НТВ Олега Добродеева за один день превратился из слуха в официальное объявление. К исполнению обязанностей главы компании уже приступил Евгений Киселев. Наблюдатели продолжают спорить, что стоит за формулировкой "долгосрочный отпуск". Уже родилось несколько если не достоверных, то хотя бы правдоподобных версий.