Top.Mail.Ru
архив

По образу и подобию

30.06.201400:00

В мае витрины итальянского производителя нижнего белья La Perla послужили поводом для скандала: публику покоробило то, что у манекенов просматривались ребра, поэтому противники столь противоестественной худобы через Twitter обвинили бренд в пропаганде анорексии. Компания оперативно убрала худышек с витрин и принесла извинения. Однако итальянская фирма далеко не единственная, наступившая на эти грабли.

Манекенам канадского Club Monaco досталось за выпирающие ключицы и хребет, американской JCPenney - за тонкие ноги, не отличающиеся по толщине от рук нормальной женщины (покупатели делали сравнительные фото и выкладывали их в Сети). Подобные манекены рекламировали в 2011 г. джинсы Always Skinny от Gap и подняли еще большую волну негодования. Еще раньше, в 2007 г., Министерство здравоохранения Испании провело переговоры с ведущими розничными производителями одежды, включая Mango и Zara, о запрете демонстрации манекенов размерами меньше, чем европейский 38-й (российский 44-й).

Профессионалы манекенной индустрии, годовой объем продаж которой только в США сейчас равен $1,4 млрд, часто говорят, что нельзя относиться к манекенам, как к подобию человека. Они, скорее, творчески переосмысленные вешалки. Первую такую "вешалку" нашли в Египте. Когда в 1922 г. британский археолог Говард Картер открыл в Луксоре гробницу Тутанхамона, помимо знаменитого саркофага, рядом с сундуками с одеждой он обнаружил деревянный торс, сделанный в соответствии с мерками захороненного. Считается, что этот предмет использовался для примерки сложных нарядов фараона и был первым известным в истории манекеном.

В Европе в Средние века кукол, одетых по последней моде, было принято отправлять ко двору иностранных держав в качестве подарка и одновременно сообщения: "У нас сейчас носят вот такое". Французский венценосец Карл IV в XIV столетии посылал наряженных кукол в человеческий рост своей сестре Изабелле, супруге английского короля. С туманного Альбиона послания в виде миниатюрных нарядных куколок в британском стиле отправляли ко двору Медичи. Мария-Антуанетта держала мать и сестер, живших в Австрии, в курсе версальских модных трендов, отсылая им регулярно, за неимением глянцевых журналов, посылки с разодетыми куклами.

С течением времени место кукол заняли рисунки моделей одежды, а для демонстрации готового платья стали использовать плетеные каркасы из проволоки или лозы. Промышленная революция привела к появлению более качественного стекла и швейных машинок, начала свое шествие электрификация. Возникли первые манекены с туловищем и конечностями из дерева и папье-маше. В результате витрины стали еще привлекательнее, их разглядывание превратилось в одно из немногих развлечений горожан, и в середине XIX века швейная промышленность и торговля осознали потенциал витрин как рекламных носителей. И пусть манекены выглядели топорно, а стоили $15 за штуку, спрос на них увеличивался.

Одной из первых фирм, выпустившей на рынок манекены с правдоподобными человеческими чертами, была парижская La Vigne. Для разработки своих моделей она привлекла специалиста по изготовлению масок. Головы из воска и гипса со стеклянными глазами и париками из человеческих волос и фарфоровыми зубами выглядели, насколько это возможно, натурально. От воска производителям манекенов, впрочем, пришлось отказаться, потому что при ярком электрическом освещении он плавился, иногда не по дням, а по часам. Есть история о витрине, в которой нарядных восковых манекенов рассадили за праздничным столом, а на следующий день куклы оплавились и лежали уже лицами в тарелках.

Ранние эксперименты с пластиком тоже не всегда были удачными. В 1940-х компания Wolf&Vine потратила $100 000 на партию пластиковых манекенов, в буквальном смысле позеленевших в витринах от солнца. Гипс и папье-маше долго оставались основными материалами для изготовления манекенов, пока производители не перешли на стекловолоконные материалы.


Части тела

Чем более похожими на людей становились куклы в витринах, тем больше на них распространялись социальные нормы. Например, скованность поз манекенов XIX века отражала благопристойность викторианской эпохи. Женщины в те времена носили многослойные тяжелые платья с основой из тесных корсетов. Кстати, рекламировать сами корсеты тоже было нужно, так что в 1898 г. на американском рынке появился манекен "Мисс Скромность" - восковая кукла, закрывающая руками лицо. Но демонстрации смущения многим показалось недостаточно. Женская христианская организация "Союз трезвости", занимавшаяся в основном продвижением "сухого закона", сочла "Мисс Скромность" вульгарной. Пуританок коробило даже то обстоятельство, что кукол прилюдно переодевали в витринах. Особенно ужасно, по мнению протестовавших, было то, что иногда этим занимались продавцы-мужчины. Победить распространение полураздетых кукол в витринах активисткам не удалось, но в некоторых штатах приняли законы, предписывающие занавешивать витрины на время оголения манекенов.

В начале XX века манекены, как и сама мода, стали более раскрепощенными. Будущий автор "Волшебника страны Оз" Фрэнк Баум, тогда работавший в отраслевом журнале оформителей витрин The Show Window и в 1900 г. выпустивший книгу об искусстве оформления магазинов галантерейных товаров, продвигал идею создания в витринах мира фантазий. Главную роль в этом мире Баум отводил манекенам и призывал увеличивать глубину выреза на их платьях во имя роста продаж. Торговцы призыв услышали, и вот уже свыше ста лет убеждаются в правоте Баума, хотя были моменты, когда не только сексуальность, но и улыбки манекенов считались неуместными. Сейчас ритейл опробует натуралистическую наготу. В этом году American Apparel шокировала публику провокационно натуралистичными манекенами в прозрачном нижнем белье, не скрывавшем соски и заметную растительность на теле. По словам представителя компании, манекены бросили вызов современным представлениям о сексуальности и... помогли увеличить поток покупателей на 30%.

Впрочем, провокация в витринах используется не впервые. В 1939 г. нью-йоркский универмаг Bonwit Teller опрометчиво нанял для оформления витрины Сальвадора Дали. Великий провокатор создал шедевр в своем стиле - с ванной, откуда тянулись отрубленные руки, и обнаженными манекенами, из глаз которых лились кровавые слезы. Шокированные прохожие и местные жители начали жаловаться в первый же день, а когда магазин решил убрать творение сюрреалиста, взбешенный художник разбил витрину. Эпатажную витрину с частями тела, торчащими из сумок, сделала в конце 1970-х Кароль Петерсон в одном из магазинов одежды Лос-Анджелеса. Город тогда потрясали серийные "убийства на холме" (двое маньяков умертвили за два года 12 женщин), но покупатели художественный замысел не оценили. Некоторые даже в знак протеста разрезали перед кассой свои кредитки.

Мрачные фантазии и черный юмор в витринах стали считаться уместными лишь в 1980-х. Британский дизайнер Саймон Дунан завоевал популярность своими хулиганскими витринами, на которых койот похищал младенца, крысы носили бриллиантовые браслеты вместо ошейников, пожилая дама лежала в гробу, а королева Елизавета хоронила своих корги.


Найти идеал

В 1930-х французская компания Siegel&Stockman сделала манекены с упрощенными, геометрическими чертами лица и светящимися глазами. Они идеально подходили для демонстрации одежды в модном тогда стиле ар-деко и выглядели почти инопланетянами. Мода на обезличенные, а иногда и безголовые манекены вернулась в 1980-х. И все же правдоподобие манекенов было важнее для тех, кто искал в них способ повысить продажи. В куклах в витринах покупатели должны были видеть идеализированные образы самих себя и, следовательно, загораться идеей купить одежду, на них надетую.

В 1950-х у манекенов появились тонкие талии, а во времена Великой депрессии в США, например, была мода на "упитанные" манекены, в том числе от голландского дизайнера Пьера Иманса. Интересно, что в наше время полные манекены вызывают не меньший протест, чем худые. Британская сеть Debenham's, не так давно выставившая в магазинах манекены 16-го европейского размера, возмутила главного санитарного инспектора страны Салли Дэвис: та сочла вредным оправдание избыточного веса в глазах покупателей. По фигуре за последнее время всех устроили только так называемые шведские манекены, то есть манекены самого часто встречающегося в Стокгольме 46-го размера, появившиеся в 2010 г. в сети универмагов Åhléns.

Манекены по образу и подобию знаменитостей тоже поддерживали стремление к идеалу. В 1937 г. скульптор Лестер Габа сделал куклу Синтия, похожую на нью-йоркскую светскую львицу Синтию Уэллс, и манекен прославился не меньше оригинала. В 1960 гг. начиналась эра супермоделей, и в витринах универмагов появились копии британской модели Твигги и японки Сайоко Ямагучи.

В США вместе с населением стареют и манекены. Но Роберт Филозо, создатель седеющего манекена Глория возраста "50 с чем-то", считает, что дни, когда о 50-летних женщинах думали как о бабушках, давно в прошлом. Состоятельные, пожилые, седеющие, но молодящиеся люди 50-60-летнего возраста разного цвета кожи и весовых категорий - новый идеал господ оформителей.


Гипсовая леди

Существует немало бродячих сюжетов об оживших скульптурах и манекенах, но одна из самых известных в наше время - история богемной тусовщицы "Синтии", творения скульптора Лестера Габы. Габа приехал в Нью-Йорк из маленького городка в Миссури, где его отец держал лавку с товарами первой необходимости. В десять лет Лестер участвовал в организованном компанией Procter&Gamble конкурсе скульптур из мыла и увлекся этим делом. Мечтавший о славе и жизни в большом городе, Лестер Габа переехал вначале в Чикаго, где учился в художественной школе, а в 1932 г. - в Нью-Йорк. Там ему повезло найти работу оформителя витрин крупнейших манхэттенских универмагов. В то время манекены были жутковатыми восковыми куклами, плавившимися в жару, со вставными, иногда человеческими зубами. Габа же стал одним из первых делать реалистичные манекены из гипса. Он гордился тем, что его "девочки" почти неотличимы от хорошо одетых реальных женщин, и даже добавлял собственным творениям некие милые несовершенства вроде веснушек. В 1936 г. Габа получил заказ на манекен для Saks Fifth Avenue и создал свой шедевр. "Синтия" действительно очень напоминала сидящую женщину. Собственно, с реальной жительницы Нью-Йорка Синтии Уэллс ее и скопировали. Габа был так доволен своей работой, что начал возить "Синтию" с собой. Вскоре странную пару стали замечать в клубах, в городских автобусах, в ложе в опере. Вечно сидящая в одной и той же позе (опершись локтем о колено) с сигаретой в руке, "Синтия" в одночасье стала светским хитом. Кутюрье посылали ей одежду, Картье и Тиффани одалживали "даме" драгоценности, а Saks Fifth Avenue отправила ей именную кредитную карту. От имени "Синтии" велись радиошоу и колонка в газете. Но окончательное признание пришло, когда журнал Life нанял звездного фотографа Альфреда Эйзенштадта для фотосессии. Пару охраняли четыре детектива, так как на шее "Синтии" в тот момент красовался алмаз "Звезда Востока" ценой в $5 млн. Причиной бешеной популярности своей гипсовой спутницы сам Габа считал ее загадочность: "Эта женщина никогда не открывала рта". Он привык объяснять это тем, что у "Синтии", мол, ларингит. История тянулась на удивление долго и закончилась в 1942 г. в родном для Габы городке в Миссури. Когда его призвали в армию, он отвез свой шедевр матери, наказав регулярно водить "Синтию" в салон красоты, где она в результате и разбилась на тысячу осколков, упав со стула на выложенный плиткой пол.


Еще по теме