Top.Mail.Ru
архив

По-старому не получится

15.11.201000:00

Телекоммуникационная отрасль в России довольно долго жила, и хорошо жила, за счет органичного роста. Начинали ведь с нуля, рынок был не сформирован и не освоен, так что перспективы открывались колоссальные. Сейчас эти перспективы не то чтобы исчерпаны, но лежат в несколько иной плоскости, и, чтобы заработать на них, операторам надо в корне менять бизнес-модель. Именно так считает президент «Комстар - ОТС» Сергей Приданцев. В интервью «Ко» он объяснил, что нужно сделать оператору связи для дальнейшего успеха бизнеса.

Почему Вы так категорически ставите вопрос о необходимости смены операторской бизнес-модели?

Сергей Приданцев, президент «Комстар - ОТС».Если сложить абонентские базы «большой тройки» операторов мобильной связи, то получается, что в Москве на каждого человека в среднем приходится по три SIM-карты. Проникновение мобильной связи в стране – почти 150%. А инвесторы и акционеры, конечно, требуют роста. И точки этого роста сотовые операторы совершенно справедливо видят в поглощении компаний фиксированной связи. Но само по себе это еще не решает задачу целиком. Да, наш сегмент рос достаточно быстро, в среднем на 26% в год, что даже больше, чем у сырьевых отраслей. В кризис рост замедлился до 20%, но на самом деле снижение динамики связано не только и не столько с кризисом. Этот тренд обусловлен приходом новых технологий, глобальных игроков и изменениями в характере потребления телекоммуникационных услуг.

 

Что конкретно Вы имеете в виду?

Компании типа Skype, Apple, Google, проводной и беспроводной широкополосный доступ в Интернет (ШПД), цифровое телевидение, причем не просто цифровое, а интерактивное. В соответствии с этим телеком-операторы и должны меняться. Сейчас рынок достиг очередной поворотной точки. Сначала появились операторы фиксированной связи, затем – операторы мобильной связи, которые поглотили операторов фиксированной связи, возникли универсальные операторы, и одновременно с этим стали появляться глобальные игроки на рынке контента. Посмотрите на капитализацию Google и Apple. Раньше самой крупной компанией по капитализации в Америке была AT&T. А сейчас Google и Apple могут запросто купить любого оператора. То есть компании, которые работают в области контента, платформ и устройств, необходимых, чтобы этот контент потреблять, могут легко купить универсальных операторов, просто чтобы быть уверенными, что инфраструктура работает так, как им надо.

 

Ну, могут купить, а могут и не купить... Перестраивать бизнес из опасения быть купленным?

Нет, из опасения потерять свой бизнес. Операторы связи ограничены лицензионными зонами, территорией, на которой работает сеть. Для передачи трафика нужно заключать договоры, стыковать сети, платить друг другу за это. А «контентщики» ничем не ограничены, они изначально работают в глобальной среде, вне географических границ. Сети связи «контентщики» и их клиенты используют просто как «трубу», как канал доступа к информации. При таком раскладе основные доходы пойдут уже не операторам. Поэтому и нам надо играть на этом поле. Выход на международные рынки, то есть приобретение других операторов, не решает проблему, потому что, как я уже сказал, мы в неравных условиях с глобальными игроками. Я вижу возможность выжить только в том, чтобы вступать в партнерство с такими компаниями, как Google и Apple. Если нам сейчас не поменять бизнес-модель, то возникнет серьезная опасность превращения операторов связи просто в stupid pipe, то есть в «глупую трубу». А этого мы не хотим.

 

Вы говорили, Skype Вам тоже мешает?

Нет, не мешает. Но это еще один аргумент в пользу смены бизнес-модели. Когда-то дальняя связь была для операторов самой прибыльной услугой. К тому же за счет дорогой дальней связи субсидировалась местная. Так вот, операторы дальней связи сейчас просто рыдают, потому что Skype уводит у них деньги. Нас как оператора фиксированной связи Skype радует, потому что ему нужен ШПД и мы его приводим в домовладения. Но сейчас операторы сотовой связи столкнулись с тем, что Skype вышел и на сотовые телефоны. Что с этим всем делать? Серьезный вопрос.

Надо осознать, что мы переживаем смену вех, и выбрать новые приоритеты. Сравнить состояние рынка сейчас можно с тем, каким он был на момент появления мобильной связи. Например, когда 18 лет назад был создан мобильный оператор «МТС», в бизнес-плане был заложен целевой показатель в 12 000 – 15 000 абонентов. По тем временам это казалось нереальным, многие тогда относились к этой цифре скептически, во что трудно поверить сегодня, когда число пользователей услуг сотовой связи уже превысило 200 млн.

 

Какие еще Вы видите приоритеты?

Цифровизация телевидения. Сейчас среднестатистический россиянин проводит у экрана телевизора чуть меньше времени, чем спит, а спит он треть жизни. На самом деле это пугающие цифры, но для развития бизнеса позитивные. В Москве бесплатно можно принимать около 17 каналов, а проникновение персональных компьютеров – более 70%. То есть выбор у потребителя есть, и платное ТВ продвигать трудно. А в регионах каналов доступно в среднем от 0 до 6, причем с очень плохим качеством, и проникновение компьютеров вдвое меньше столичного. Поэтому там сложнее предлагать интернет-услуги, зато можно продавать платное ТВ, которое и становится драйвером рынка. К тому же в кризис люди стали меньше развлекаться вне дома и соответственно больше смотреть телевизор. Тут-то и возникает осознанная потребность в расширении спектра программ.

В регионах у «Комстар» более 2 млн абонентов платного телевидения – мы самые крупные в России и неплохо смотримся в Европе. При этом такие абоненты лояльны. Сменить мобильного оператора просто, и станет еще проще с введением переносимости номера, а отток в телесегменте близок к нулю. Так что, получив абонента, ты приобретаешь возможность привлечь его и к пользованию другими своими услугами, в первую очередь Интернетом.

Магистральным трендом я бы назвал развитие цифрового интерактивного, или персонализированного, телевидения. Оно дает возможность обратной связи, формирования программ, закачивания своего контента и т.д. Такое телевидение – бесценный потенциал роста для операторов, потому что в основе интерактивного ТВ лежит Интернет. При этом оператор сам видит, что люди смотрят, что предпочитают, и формирует уникальный профайл абонента и домохозяйства. Интерактивное цифровое телевидение вместе с Интернетом – это то, на чем мы, операторы, будем зарабатывать в ближайшем будущем.