Top.Mail.Ru
архив

Почему банкротятся туроператоры

туризм, туроператорЯ больше склоняюсь к первому и думаю, что впереди нас ждет целая череда банкротств туроператоров. Чтобы разобраться в причинах кризиса, необходимо уточнить основные принципы бизнеса. Как и на чем мы зарабатываем?

Туроператоры - это киты туризма. Именно мы создаем продукты, которые по большей части передаются на продажу турагентствам. Играют на туроператорском поле крупные компании, которых, согласно Единому федеральному реестру, около 4000. Большую часть из них составляют фирмы, специализирующиеся на выездном туризме. Средняя рентабельность этого бизнеса невелика - около 2%. И даже такой результат по нынешним временам можно назвать успешным.

Большинство работников турцеха выживают за счет роста объемов бизнеса, подпитывают нерентабельные категории продуктов доходами с новых направлений в ожидании лучших времен. Перестанешь расти - получишь отрицательный баланс. Ведь расходы туроператоров в связи с кризисом никто не отменял. Усугубило ситуацию и сильное сокращение спроса во время кризиса 2008-го. "Раздувать" объемы с тех пор стало возможным, только понижая цены. В этот момент индустрия и заложила под себя бомбу замедленного действия. Клиентов приучили к неадекватно низким ценам. К примеру, поездка в Турцию может теперь стоить меньше, чем отдых на даче, если скрупулезно подсчитать все затраты на еду и логистику. Прогнозы, к сожалению, не самые радужные. Череда банкротств неизбежна. Вопрос в том, насколько болезненно это скажется на отрасли и туристах. И здесь важно, какую роль сыграет государство: останется пассивным наблюдателем, будет действовать как слон в посудной лавке или примет разумные меры. Отрасль нуждается в оздоровлении и грамотном регулировании. Необходимо законодательно запретить или как минимум ограничить масштабы демпинга. Нужен грамотный контроль за финансовым "здоровьем" компаний, от политики которых зависят миллионы людей, рискующих потерять деньги и испортить себе запланированный отдых. Однако, честно говоря, в оздоровляющую роль государства верится с трудом. Пока преобладает мнение о туроператорах как о дармоедах, паразитирующих на здоровом теле населения, и увы, это не преувеличение.

Другой вариант - саморегулирование отрасли силами самих операторов, постепенное сдувание "пузыря". Но сделать это элегантно, без потерь смогут не все. Остается только радоваться, что с банкротством наиболее "больных" фирм конкурентное поле сократится, и оставшиеся без опеки туристы придут к более сильным игрокам, дав им шанс расти органическим образом.


Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции


Еще по теме