Top.Mail.Ru
мнения

Почему Театр им. Вахтангова не возвращает деньги за билеты

Кирилл Крок. Фото: РИА Новости Кирилл Крок. Фото: РИА Новости

У Театра им. Вахтангова возникли проблемы с возвратом зрителям денег за билеты на отмененные из-за карантина спектакли. Оказалось, что эти билеты были куплены у спекулянтов на так называемых зеркальных сайтах. Театр им. Вахтангова — один из самых богатых драмтеатров страны. Его бюджет более миллиарда рублей в год, 60 % этой суммы театр зарабатывает самостоятельно. Но даже такой театр не может найти эффективных рычагов борьбы с перекупщиками. Об этом, а также о премьерах предстоящего юбилейного сезона директор театра Вахтангова Кирилл Крок рассказал в интервью журналу «Компания»

Следующий сезон для вахтанговцев — юбилейный, в ноябре 2021 года запланировано масштабное празднование 100-летия театра. Изменила ли пандемия ваши планы?

— Прежде всего пришлось передвинуть все гастроли, в том числе и в Лондоне, где мы должны были играть две с половиной недели на сцене престижного международного Центра исполнительских искусств Barbican. Теперь Лондон переехал на 2022 год.
Театральные премьеры не отменили, действуем согласно репертуарному плану, но жизнь может внести свои коррективы.
Из главных премьер сезона 2020/2021 — «Маленькие трагедии» Пушкина в постановке Римаса Туминаса, пьеса Юрия Олеши «Заговор чувств», к которой Юрий Бутусов должен был приступить еще в мае, но теперь репетиции раньше августа не начнутся. Уланбек Баялиев, с грандиозным успехом выпустивший на Новой сцене «Грозу» Островского, ставит здесь же пьесу драматурга Фридриха Дюрренматта «Ромул Великий», а Михаил Цитриняк — спектакль «Соломенная шляпка».
Кульминацией празднования 100-летия театра станет премьера 13 ноября 2021 года спектакля по роману Льва Толстого «Война и мир», в котором Римас Туминас планирует занять почти всю труппу.

Чем вы заняты сейчас, когда деятельность театра приостановлена?

— Мы приступили к замене технологического оборудования на исторической сцене, идет работа над памятником Евгению Вахтангову, который осенью установят у здания театра на Арбате. Но главное — в следующем году планируется открытие культурного центра «Дом-музей Вахтангова» во Владикавказе, родном городе основателя театра.
Дом, в котором Вахтангов прожил 20 лет, сохранился, местные власти Владикавказа поддержали идею, а спонсоры выделили средства на выкуп квартир и организацию музея: банк «Открытие» пожертвовал 35 млн руб., а компания «МТС» — 25 млн. Собственные средства театра тоже планируем вложить в ремонт и обустройство этого дома. Единственное, что сейчас тормозит процесс, — пандемия, будь она неладна.

театр ВахтанговаТеатр им. Вахтангова
Все российские театры, которые еще в марте из-за пандемии закрыли свои залы для публики, вернули зрителям деньги за отмененные спектакли, а что за затруднение возникло у Театра им. Вахтангова?

— Ситуация с карантином обнажила давнюю проблему с фальшивыми «зеркальными» сайтами театров, через которые спекулянты продают билеты на наши спектакли в два-три раза дороже. Эти жулики при старте продаж выкупают лучшие места в партере, несколько десятков билетов на каждый спектакль, фотошопом меняют цену, оставляя штрихкод, и продают.
Наш сайт — vakhtangov.ru, а их — vakhtangov.com. Абсолютно идентичный, даже новости с нашего портала сразу на нем появляются.
Естественно, зрители разницы не видят и покупают там, а когда приносят сдавать в кассу, то мы принять не можем: билет на другую фамилию и цена не соответствует. Мы все это знаем, но закрыть пиратский сайт не можем. Обманутым зрителям советуем срочно писать заявление в прокуратуру, чтобы этим занимались правоохранительные органы.
В конце 2019 года три театра — Большой, Вахтангова и Театр Наций обратились — в комитет по культуре Госдумы с инициативой внесения поправок в действующее законодательство, которые дали бы нам право досудебной блокировки этих сайтов.

Можете оценить ущерб Театра им. Вахтангова от вынужденного простоя?

— Если говорить о деньгах, то мы теряем порядка 62 млн руб. в месяц. Но главное даже не финансовые потери и не отмененные или перенесенные гастроли (по традиции в мае и июне часть труппы продолжает играть в Москве, а часть гастролирует), а то, что надо как-то сохранить сам театр. Не играть спектакли больше полугода — это катастрофа для актера. Профессия артиста очень прикладная и зависимая, все время нужно тренировать этот навык, как хирургу — оперировать.
Поэтому я поддерживаю любые меры ограничительного характера, которые позволят нам в сентябре открыть театральный сезон. Это единственная надежда сохранить труппу. Если откроемся, то с начала сентября начнем играть спектакли в Москве и поедем на гастроли в Пермь, куда должны были ехать в июне.

Вахтангова — один из немногих российских театров, который зарабатывает значительно больше, чем получает от государства. Как устроен ваш бюджет?

— Об этом каждый может узнать у нас на сайте: мы практически единственный театр в стране, который по итогам года выкладывает финансовый отчет.
В 2019 году театр получил от Минкультуры на выполнение госзадания 294 млн руб., субсидию за эффективность работы — 63,2 млн руб. и президентский грант — 45,6 млн руб. Итого государство выделило 403 млн руб., что составляет примерно 40 % от нашего ежегодного бюджета.
Еще 7 млн нам дают спонсоры. Остальное зарабатываем сами (данные за 2019 год): 87 млн руб. принесли гастроли, экскурсии и продажи программок, а 521 млн — продажа билетов на репертуарные спектакли в Москве. Основной доход — это историческая сцена, куда приходят больше 224 тыс. зрителей в год. Но у нас есть еще пять сцен: Новая сцена, Студия, арт-кафе и к нам присоединились две сцены Театра им. Рубена Симонова.
Всего в прошлом году в столице прошло 957 спектаклей, и их посетило 315 тыс. зрителей.

театр ВахтанговаТруппа театра им. Вахтангова
Учитывая, что потери театра уже составили около 200 млн руб., не планируете сокращение зарплат или увольнения?

— Никаких сокращений, у нас оптимальный штат, всего 411 человек. Что до зарплат, то, слава богу, вышло постановление правительства, что выпадающие доходы на зарплату нам, как и всем федеральным учреждениям культуры, компенсирует государство.
В прошлом году зарплатный фонд сформирован был из бюджетных средств в размере 309 млн руб. и наших средств от уставной деятельности — 253 млн. И если бы не это решение правительства о поддержке, то потери в зарплате были бы ощутимы: через три-четыре месяца мы бы «проели» все наши финансовые запасы.
А так мы взяли цифры зарплат каждого сотрудника театра за январь и февраль, разделили поровну и получили среднюю зарплату до начала кризиса. Эту сумму и платим всем сотрудникам театра весь карантин.
С 1 июня труппа и работники театра ушли в отпуск, так все еще и отпускные получили.

Из всего разнообразия моделей финансирования европейского театра что-то хотелось бы перенять?

— Грантовая система под отдельные проекты, как это принято в Европе, для российских реалий вряд ли подойдет. Но если серьезно, то за последние десять лет я с гастролями объездил весь мир, и все директора зарубежных театров завидуют российской системе господдержки.
Нам правда повезло, но это не значит, что не надо ничего менять. Уверен, что театрам как хозяйствующим субъектам нужно больше прав, и нельзя сценическую деятельность мерить только количественными показателями, числом проданных билетов, заполняемостью зала и доходами. Хотя это все очень важно. Но есть же еще качественный уровень, который сегодня никак не учитывается. Стоит подумать о мерах поддержки частных культурных инициатив, уйти от бессрочных контрактов и перевести всех артистов на срочный договор, а Минкультуры — не назначать худруков и директоров театров без обсуждения с профессиональным сообществом.
Ну, и главное — нам жизненно необходим закон о культуре, который должен быть прямого действия, а не как сейчас — единый для всех бюджетный кодекс, который ставит театры на одну ступень с прачечными и моргами.
Надеюсь, после принятия закона о культуре театры наконец-то выведут из сферы услуг.