Top.Mail.Ru
архив

Под красным знаменем

Российская компания «Аквариус» собирается в ноябре этого года начать сборку компьютеров Hewlett-Packard. «Аквариус» планирует выпускать весь спектр компьютеров Hewlett-Packard, часть мощностей отведена на сборку под заказ. Производство будет развернуто на мощностях «Аквариуса» в НИИ «Восход» и на Шуйском заводе. Мощности обоих предприятий позволяют собирать до 156 тыс. компьютеров в год (Шуйский завод имеет проектную мощность 120 тыс. компьютеров в год, сборочная линия НИИ «Восход» рассчитана на ежегодный выпуск 36 тыс. ПК).

Западные производители уже пытались обосноваться в России. В 1993 году IBM заключила договор с бывшим военным заводом «Квант» в Зеленограде. На заводе выпускалось 40 тыс. ПК в месяц. Это стало возможно благодаря договоренности с российским правительством об освобождении проекта «IBM-Квант» от налогов на импортируемые компоненты. Годовая продукция «IBM-Квант» оценивалась в $960 млн. Затем российский парламент принял закон, отменявший налоговые льготы на импортируемые компоненты (а они составляли 8,5% себестоимости конечного продукта). Предприятию стало трудно конкурировать с российскими торговыми компаниями, импортировавшими ПК из Китая и Юго-Восточной Азии, и в феврале 1996 года IBM приостановила сборку компьютеров в Зеленограде.

Попытка № 2Сейчас ситуация на российском компьютерном рынке серьезно изменилась, большую важность приобрели корпоративные и государственные заказы, и именно на их выполнении намерен сосредоточиться «Аквариус». Официально о начале совместной сборки компьютеров «Аквариус» и HP объявили на пресс-конференции, состоявшейся 23 октября. При этом глава российского офиса Hewlett-Packard Хилмар Лоренц был достаточно осторожен в оценках перспектив сборки компьютеров HP в России. По его словам, данное событие является одним из этапов реализации глобальной стратегии компании. Хилмар Лоренц объяснил, что во многих тендерах, проводимых госорганами РФ, имеется обязательное условие: оборудование, поставляемое фирмой, должно производиться на территории России. «В этом нет ничего необычного, с такой же ситуацией мы сталкиваемся, например, в Европе», – заметил он. Председатель совета директоров «Аквариуса» Леонид Гольденберг добавил, что для поставки ПК во многие государственные учреждения необходима сертификация ФСБ, удостоверяющая, что оборудование отвечает принятым в России стандартам безопасности, а у «Аквариуса» есть все сертификаты, необходимые для работы с любыми силовыми структурами.

На западных рынках уже стало привычным делом, когда крупный компьютерный брэнд занимается фактически только разработками и маркетингом, перекладывая производство компьютеров на другие компании. Мало кто знает о таких фирмах, как Solectron, Flextronics и Celestica, а между тем они, по словам Кейта Данна, аналитика инвестиционного фонда Robertson Stephens, производят в совокупности 20% всех компьютеров и комплектующих в мире, а в ближайшие три-четыре года эта цифра достигнет 60 – 70% («Ко» подробно рассказывал об этом в № 33 от 3 сентября 2001 года). Мотивация крупных производителей понятна: перенос производства на «чужие» заводы (этот метод называется аутсорсингом. – Прим. «Ко») избавляет их от дорогостоящих перевозок. К тому же аутсорсинг позволяет экономить на оплате труда рабочих. По данным Dataquest, час работы на сборочном производстве в Америке стоит $4,5, в Европе рабочие получают по $1,8 за час, а в Китае – $0,7. В России, по оценкам некоторых экспертов, этот показатель еще меньше – $0,5. Средства, высвободившиеся благодаря аутсорсингу, компьютерные корпорации вкладывают в разработку и рекламу новых технологий. Впрочем, Хилмар Лоренц подчеркнул, что для HP в России прежде всего важна не дешевая рабочая сила, а возможность максимально гибко реагировать на потребности рынка. «Особой разницы в производственных издержках мы не ожидаем», – заметил он.

То, что с идеей аутсорсинга в Россию одной из первых пришла именно Hewlett-Packard, неудивительно. Сегодня этим методом производится достаточно большой процент персональных компьютеров, выпускаемых под брэндом HP. Основные заказы компании выполняет фирма SCI Systems, по контракту с HPработают также Celestica и Solectron.

 

Два брэнда под одной крышейПриживется ли аутсорсинговая модель в России – пока неизвестно. Наш рынок еще не приучен к реалиям современного компьютерного бизнеса: в России принято придерживаться принципа «Кто компьютер производит – тот его и продает». Ситуация, когда под одной и той же крышей одни и те же люди будут собирать разные по цене и качеству компьютеры, может показаться покупателю странной. «Не совсем понятно, как «Аквариус» будет «разводить» компьютеры с брэндом HP и с брэндом «Аквариус». Ведь они собираются на одних и тех же линиях под управлением одной и той же компании. Одни будут считаться качеством получше, а другие – похуже? Но продвигать марку «похуже» будет, наверное, не очень просто», – рассуждает директор компании Price Express Аркадий Морейнис. Впрочем, Леонид Гольденберг специально подчеркнул, что «Аквариус» пока не собирается ориентироваться на «домашних пользователей», предпочитающих дешевые компьютеры. Между тем именно благодаря дешевизне своей продукции отечественные производители ПК и занимают в России лидирующие позиции по объемам продаж (см. диаграмму).

Тем не менее представители компании IDC уверены в успехе начинания «Аквариуса» и HP. Они считают, что ситуация в России несколько отличается от общемировой: у отечественных пользователей отнюдь не пользуются высоким спросом компьютеры для дома и для малого бизнеса, произведенные ведущими мировыми компаниями. Зато, по данным IDC, в России наблюдается устойчивый рост корпоративных продаж – правда, от участников крупных тендеров требуются сертификаты ФАПСИ, Минэкономики и ряда других заинтересованных ведомств, что создает трудности для иностранных компаний. «Если «Аквариус», уже занимающий сильные позиции на рынке государственных организаций, обеспечит такого рода поддержку своему зарубежному партнеру, то Hewlett-Packard может получить значительные преимущества в крупных государственных тендерах», – считает Андрей Верховод, аналитик IDC Russia. «Можно сказать, что «Аквариус» и Hewlett-Packard чрезвычайно удачно выбрали время для выхода на корпоративный рынок», – добавляет глава IDC Russia Роберт Фэриш.

«К сильным сторонам «красных вендоров» относится также высокая гибкость производства: можно собирать компьютеры нужной конфигурации, причем зачастую очень небольшими партиями. Западные же производители создают модель под какой-то определенный рынок только при значительных объемах закупок. Слабые стороны российских сборщиков тоже всем известны: комплектующие закупаются у разных поставщиков, вследствие чего даже одна и та же модель одной и той же торговой марки может иметь разное качество. Кроме того, у российских сборщиков гораздо хуже контроль качества; если бы он был такой же, как у западных производителей, то и цены на российскую сборку были бы выше. Еще одна беда – отсутствие должного уровня сервиса. Один российский сборщик, чье оборудование очень активно покупается госструктурами по всей стране, не стесняется заявлять своим дилерам, что отсутствие запчастей к его оборудованию – это их, дилеров, проблема. Мол, надо было заранее купить побольше запчастей. А к западным брэндам запчасти можно купить даже спустя пять лет после снятия модели с производства», – поясняет директор по маркетингу компании «КРОК» Вероника Тараба.

Впрочем, как считает Вероника Тараба, конкуренция между западными и «красными» брэндами возможна – в частности, россияне могут побороться с западными фирмами за тех клиентов, для которых важна лишь цена закупаемого оборудования. «Российская сборка будет жить до тех пор, пока российские корпоративные клиенты не научатся считать стоимость владения закупленным оборудованием», – добавляет Тараба.

 

Новые «красные»

Несколько более оптимистично смотрит на вещи директор по маркетингу компании «Оптима» Владимир Егоров. «Многие российские фирмы уже не являются «красными» сборщиками в том смысле, который вкладывали в это понятие пять лет назад. Сегодня российские компании строят производство в соответствии с мировыми требованиями к управлению качеством продукции. Разумеется, объемы производства российских компаний гораздо меньше, чем у известных западных вендоров. Соответственно и научно-исследовательская база у российских компаний либо отсутствует, либо не очень сильна. Однако это не мешает отечественным компаниям собирать качественные компьютеры, предоставлять хороший сервис и сопровождение», – утверждает Егоров.

Приход в Россию HP может серьезно изменить ситуацию, поскольку HP, возможно, удастся совместить преимущества западных и российских производителей ПК. Впрочем, Hewlett-Packard при этом придется учитывать некоторые особенности российского рынка.

«Хотелось бы пожелать работающим в России компаниям вместо слепого копирования западных методов максимально использовать специфику рынка. Например, российский рынок пользователей компьютеров четко делится на две неравные группы – немногочисленных «компьютерщиков» и армию «чайников». Отличительная особенность «чайников» состоит в том, что за советом при выборе техники (как брэнда, так и места, где его можно купить) они обращаются к знакомым «компьютерщикам» и зачастую поступают строго в соответствии с этими советами», – считает Аркадий Морейнис. Отсюда следует, что при раскрутке брэндов, особенно в условиях ограниченного рекламного бюджета, необходимо ориентироваться именно на «компьютерщиков», рассчитывая, что с их помощью необходимая информация будет донесена и до оставшейся части аудитории.

Еще по теме