«Поддерживая мотоспорт, ЮКОС продвигает свой брэнд в регионы России и на Запад»
Финансовая поддержка российских команд по авто- и мотоспорту для непосвященного выглядит чистым альтруизмом. И тем не менее есть люди, которым удается доказать перспективность развития авто- и мотоспорта в России. Среди них Александр Нифонтов, один из руководителей команды «ЮКОС Моторспорт» – самого успешного проекта в российском мотоциклетном спорте.
«Ко»: Александр, а почему ЮКОС выбрал именно мотоспорт, а, скажем, не ралли и кольцевые автогонки?
А.Н.: Во-первых, мотоспорт по темпам своего развития опережает автомобильный. Связано это прежде всего с тем, что затраты в мотогонках несоизмеримо меньше, чем в автомобильных состязаниях. Бюджет мотоциклетной команды минимум в пять раз меньше бюджета автомобильной команды по ралли или кольцевым гонкам. Простой пример: боевая машина для участия в раллийном чемпионате России или Европы стоит от $200 000 до $400 000. А во многих мотоциклетных соревнованиях участвуют серийные мотоциклы. Их стоимость колеблется от $15 000 до $20 000 (и это при высочайших технических данных). А после спортивного тюнинга – от $30 000 до $60 000.
Во-вторых, мотоциклетный спорт ориентирован прежде всего на молодежь. По опросам 7 из 10 мальчишек в возрасте до 18 лет интересуются больше мотоциклами, чем автомобилями. Как минимум мы воспитываем наших будущих клиентов: ведь основные клиенты нефтяных компаний – это потребители ГСМ, владельцы мотоциклов и автомобилей. Как максимум – наших будущих сотрудников и инвесторов.
В-третьих, уверяю вас, в ближайшие годы в России появится трасса международного уровня для шоссейно-кольцевых автомобильных и мотогонок. Работа над проектом идет, и я лично принимаю в нем участие. Хочется верить, что трасса будет уже через два-три года. А это значит, что в России будут проводиться этапы чемпионата мира по мотоциклетным и автомобильным гонкам, которые привлекут огромную зрительскую аудиторию. В этом я, основываясь на опыте Европы и Америки, абсолютно уверен.
Сегодня «ЮКОС Моторспорт» работает на перспективу. Мы пока создаем «скелет» команды. К моменту ввода трассы это будет профессиональный организм очень высокого уровня – возможно, единственный в России.
«Ко»: Любой владелец мотоцикла априори интересуется и мотоспортом (вотличие, скажем, от автовладельца). Сколько людей у нас в стране, по вашим оценкам, готовы купить мотоцикл и, исходя из этого, какова потенциальная аудитория соревнований по мотоспорту?
А.Н.: Ситуация на рынке мотоциклов развивается по тому же сценарию, что и на автомобильном. Только с небольшим отставанием по времени. Десять лет назад мало кто мог позволить себе купить иномарку. Сегодня подержанное авто иностранного производства – реальная альтернатива отечественной машине. То же самое происходит и на отечественном рынке мотоциклов. Все больше людей могут позволить себе мотоцикл иностранного производства.
Теперь что касается зрительской аудитории. В Испании, Италии, Англии, во Франции кольцевые мотогонки подчас собирают большую аудиторию, чем этапы F1. Например, в испанском Хересе, где проводятся и этап F1, и этап Кубка мира по мотогонкам, на «формулу» собралось порядка 160 000 зрителей, а на мотоциклетный Grand Prix – порядка 210 000.
В России в таких городах, как, например, Сызрань или Пенза, на соревнования чемпионата России по мотокроссу собирается по 50 000 зрителей. А при грамотно организованной рекламной кампании возможно собрать 100 000 зрителей. Маленький пример: в советские времена в Ленинграде два раза проводился чемпионат мира по мотокроссу. На одном из чемпионатов было 320 000 зрителей, на другом – около 280 000.
«Ко»: На какой рынок – российский или зарубежный – ориентируется ЮКОС, вкладывая средства в развитие мотоспорта?
А.Н.: На сегодняшний день посредством нашей команды ЮКОС продвигает свой брэнд в России. Через год-два мы, возможно, выставим нашего гонщика на этапы чемпионата мира по кольцевым мотогонкам и тогда сможем предложить продвижение брэнда ЮКОСа среди целевой аудитории на Западе.