Top.Mail.Ru
архив

Подготовка к девятому валу

Нескольким десяткам страховых компаний предстоит обслужить миллионы автомобилистов в первые же недели 2003 года – именно тогда начнет действовать Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Страховые компании готовятся к этому уже сегодня – нанимают людей, открывают дополнительные пункты продаж и призывают на помощь новые технологии, чтобы эффективно использовать открывшиеся возможности.

 

В первую очередь перед страховыми компаниями встанет проблема персонала. Страховщикам предстоит не только наладить сеть продаж, но и нанять на работу loss adjusters (специалистов по цене убытка). В основном страховщики надеются переложить работу по оформлению протоколов аварий на сотрудников ГИБДД, однако не исключено, что возникнет множество ситуаций, когда страховой компании самой придется устанавливать размер убытка. Проблему обработки данных, которые будут поступать от множества дорожных происшествий, страховые компании предполагают решить так же, как ее решают в западных странах. Там для несерьезных происшествий, где не пострадали люди, существуют специальные бланки, которые автомобилисты заполняют сами и отсылают в страховую компанию. Полицию вызывают только в том случае, если повреждения действительно серьезны и есть пострадавшие.

«Основная проблема, связанная с введением Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности – проблема организации, – считает заместитель генерального директора Военно-страховой компании Владимир Новиков. – Мы не хотим создать клиенту лишнюю головную боль. Ведь даже оплата простого штрафа ГИБДД в сберкассе зачастую отнимает у автомобилиста целый день, и это при том, что сегодня регистрируется только одна десятая часть ДТП. Поэтому уже сегодня мы ведем работу и с ГИБДД, и с судебными органами, вырабатываем процедуру разбирательств по ДТП и стандартные документы. Вся эта работа имеет цель облегчить жизнь клиенту».

Компании, которые намерены участвовать в обязательном страховании автогражданской ответственности, уже сейчас начали заниматься развитием сети продаж. Группа «Согласие», куда входят «Интеррос-Согласие» и около десятка средних компаний (в том числе региональных), на прошлой неделе открыла несколько новых точек продаж в центре Москвы (около Крымского моста) и в Строгине, причем офис в центре будет специализироваться именно на продаже полисов страхования автогражданской ответственности и каско физическим лицам. В группе сообщили, что в ближайшее время планируется открытие еще нескольких офисов по работе с физическими лицами в спальных районах Москвы. Это серьезный прорыв для группы, основная компания которой до последнего времени специализировалась в основном в работе с предприятиями ФПГ «Интеррос».

Специалисты считают, что, скорее всего, система распространения полисов обязательного страхования автогражданской ответственности будет развиваться таким же путем, как и распространение так называемой зеленой карты – полиса страхования ответственности автовладельца, рассчитанного на европейские страны. Страховые компании уже давно нашли удобные каналы распространения «зеленой карты» – через посольства и туристические компании. Но, конечно, спрос на обязательное страхование автогражданской ответственности во много раз превысит спрос на «зеленую карту». Поэтому страховщики собираются использовать новые технологии и маркетинговые ходы, чтобы по максимуму обойтись теми ресурсами, которые уже имеются в их распоряжении. «Недостаток квалифицированных кадров на местах будет компенсирован технологически – с помощью системы CRM, которая позволяет поддерживать информационную инфраструктуру с использованием Интернета, WEB-видео, – говорит Владимир Новиков. – Поэтому на местах будут в основном работать технические сотрудники, а высококвалифицированные кадры сконцентрируются в крупных городах. Кроме того, мы намерены использовать инфраструктуру других предприятий – банков, почтовых отделений, автосервиса. У нас уже есть опыт такой работы со Сбербанком и Внешторгбанком».

В прошлом году некоторые из этих возможностей были опробованы на нашем страховом рынке. Так, например, «Центр-Брокер» ввел пластиковые карточки – полисы страхования автогражданской ответственности, которые можно быстро и легко распространять на автозаправках. Участия специально подготовленного страхового агента при этом не требуется. Три страховые компании – «Содружество за рулем», «Вест-Акрас» и «Планета-фонд» выпустили пластиковую карту «Зеленый полис», удобную тем, что активировать ее можно через Интернет. Так называемые полисы в коробках выпустили в прошлом году «Ренессанс Страхование» и «РЕСО-Гарантия». Эти полисы удобно продавать, например, в супермаркетах, а значит, новых агентов для их распространения также не потребуется.

И все же введение нового закона потребует от страховщиков расширения инфраструктуры. Ведь принять участие в программе обязательного страхования автогражданской ответственности смогут только те компании, которые имеют офисы в каждом регионе России, а их, как известно, ровно 84.

Похвастать присутствием во всех регионах пока может только «Росгосстрах». Эта компания получила разветвленную сеть филиалов в наследство от советского Госстраха, отделения которого действительно работали в каждом городе и даже во многих поселках. И тем не менее «Росгосстраху» приходится привлекать специалистов Промышленно-страховой компании, с которой у нее заключен договор, для того чтобы обслуживать техническую сторону договоров.

Значит даже такой крупной компании, как «Росгосстрах», уже не хватает мощностей для обслуживания потока автолюбителей. И дело тут не в количестве региональных представительств, а все в той же нехватке квалифицированного персонала. По мнению специалистов, одним из выходов в этой ситуации могло бы стать сотрудничество со страховыми брокерами – им и платить много не надо (в среднем, комиссия опытного брокера, который уже много лет работает со страховыми компаниями, составляет 25% от страхового взноса) и можно без особого труда привлечь квалифицированных специалистов. Жаль только, что брокеров у нас пока еще меньше, чем страховщиков. Из крупных можно назвать «Центр-Брокер», «Навигатор», «РИФАМС», «АФМ» (последний, кстати, специализируется на клиентах-юрлицах).

Несколько больших компаний близки к тому, чтобы сравниться по количеству представительств с «Росгосстрахом». Это «Ингосстрах», Военно-страховая компания. Образование группы «Согласие», в которую входят несколько региональных компаний, также имеет целью соответствовать одному из требований закона.

Помимо этих компаний о своем намерении участвовать в программе заявили и другие страховщики. Это «РЕСО-Гарантия», Промышленно-страховая компания, «АльфаСтрахование» и другие. «Ренессанс Страхование» пока сомневается, претендовать ли на получение лицензии на обязательное страхование автогражданской ответственности.

С одной стороны, казалось бы, страховщиков ждут большие прибыли, ведь объем рынка страхования автогражданской отвественности после вступления закона в силу оценивается предварительно в $1 млрд. С другой стороны, сами страховщики немного приобретут от участия в программе, по крайней мере в смысле финансов. По закону страховые компании могут оставить себе не более 5% от дохода, полученного в результате операций с «автогражданкой».

«Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности в большей степени является социальным, чем коммерчески привлекательным, – говорит генеральный директор группы «Ренессанс Страхование» Илья Михайленко. – Никто из страховщиков, участвующих в программе, не сможет получить значительной прибыли, и для них главной целью этого бизнеса является привлечение клиентов». По его мнению, введение обязательного страхования не будет означать отказа от добровольного страхования автогражданской ответственности, так как лимит ответственности, определенный законопроектом, недостаточен для полного покрытия возможных убытков.

По словам Ильи Михайленко, «Ренессанс Страхование», скорее всего, будет участвовать в обязательном страховании автогражданской ответственности, однако окончательное решение будет принято после того, как станут известны тарифные ставки. Он сообщил, что сейчас группа проводит предварительную подготовку к участию в программе, главным образом заключающейся в формировании региональной сети. Для этого группа «Ренессанс Страхование» заключает договоры с местными страховщиками, которые от ее имени должны будут урегулировать убытки на всей территории России.

 

Как страховые компании готовятся к наплыву клиентов

Шаг первый: усовершенствование системы продаж

Шаг второй: использование новых маркетинговых и технологических возможностей

Шаг третий: сотрудничество со страховыми брокерами

Планы: расширение филиальной сети и образоваине новых альянсов страховых компаний

Проблемы: нехватка квалифицированного персонала

Еще по теме