Top.Mail.Ru
архив

Реинкарнация. Версия первая

18 мая в России начнутся продажи автомобилей марки Mini. Появление Mini (этот брэнд, напомним, принадлежит концерну BMW) – хороший повод вспомнить о двух других автомобилях с ретро-внешностью, представленных на российском рынке: Volkswagen New Beetle – «римейк» знаменитого «Жука», а также Chrysler PT Cruiser – собирательный образ американских автомобилей времен «сухого закона».

 

«Mini – это часть автомобильной истории. Наша задача заключалась в том, чтобы совместить очарование прежней модели с технологией завтрашнего дня», – говорит Фрэнк Стефенсон, главный дизайнер этого проекта.

Автомобиль вызывает всеобщее умиление. «Ух ты, какая крошечка!» – щебетали солидного вида мужчины в строгих костюмах, разглядывая Mini на стоянке рядом с банковским офисом. В облике нового Mini проглядывают классические черты, рождающие четкие ассоциации со старой моделью и приковывающие к себе внимание. Но дело даже не в нотках ностальгии: в России с Mini предыдущего поколения мало кто знаком. Секрет успеха (до сих пор мне не встречалось ни одного критического высказывания по поводу внешнего облика этого автомобиля), по-моему, состоит в выверенном сочетании ретро-стиля и современного дизайна.

«Новый Mini повышает настроение и вызывает улыбку», – сказал Джон Купер, разработавший первую версию этого легендарного автомобиля. Машины, на которой в годы своей юности разъезжали Пол Маккартни и Ринго Старр.

Джон Купер представил свое детище миру в 1961 году. Его идея была проста и логична: необходимо найти сочетание малых габаритов снаружи с максимальным объемом внутри. При этом компоновка автомобиля – расставленные по углам колеса и максимально низкий центр тяжести (благодаря расположению мотора, а также посадке водителя и пассажира) – наделили эту машину великолепной управляемостью. Недаром Mini предыдущего поколения выигрывал «Ралли Монте-Карло». Гениальность конструктора заключалось в том, что ему удалось построить максимально утилитарный автомобиль – дешевый, простой по конструкции, с просторным салоном (относительно внешних габаритов), но при этом водитель мог получать удовольствие от езды и ему было приятно садиться за руль такой симпатичной машины. Редкое сочетание.

Создатели нового Mini (его премьера состоялась на Парижском автосалоне 2000 года) постарались развить две главные темы. Они наделили автомобиль ярко выраженным спортивным характером (по поведению на дороге «малыш» напоминает гоночный карт) и броской, но вовсе не агрессивной внешностью. А вот от дешевизны и утилитарности не осталось и следа.

 

Макси-харизма Mini

Одним из принципиальнейших моментов при разработке дизайна Mini являлось то, что этот автомобиль НЕ ДОЛЖЕН являться символом общественного положения его владельца. В России такой подход не всегда положительно сказывается на продажах: у нас, как известно, машина является витриной достатка хозяина. Однако я думаю, что с каждым годом в стране появляется все больше людей, которые начинают ценить в автомобиле совсем другие качества… Mini не рассчитан на человека, главная цель которого – выделиться. Он рассчитан на знатоков.

Машина даже в покое выглядит динамично. На стоянке «малыш» не дремлет. Создается ощущение, что он вот-вот сорвется вперед. Особая роль отводится капоту и фарам. Их дизайн делает «лицо» автомобиля одновременно и дружелюбным, и стремительным.

Конструкторы постарались сохранить как можно более длинную колесную базу; у нового Mini колеса, как и у его предшественника, расставлены почти по углам кузова. Это обеспечивает машине уникальную устойчивость.

Благодаря очень короткой «корме» автомобиль легко парковать. Необычен дизайн задних фонарей, более других деталей сохранивших наследственные черты. Кстати, Mini – это один из немногих автомобилей, у которых задние фонари расположены вне габаритов загрузочного проема багажника. Выступающие колесные арки делают автомобиль визуально шире и приземистее. Mini будет выпускаться не менее чем в 14 вариантах окраски, при этом крыша и обтекатели наружных зеркал заднего вида обязательно будут белыми или черными. Для большей элегантности и оригинальности автомобиля в качестве опции предлагается множество вариантов хромированной отделки, а также декоративные полосы на капоте – как дополнительное напоминание о модели-предшественнице.

Салон Mini полностью соответствует его внешнему облику, то есть выдержан в ретро-стиле, но с использованием самых современных материалов. Наиболее яркие предметы «декора» – тахометр в форме «будильника», расположившийся прямо над рулевой колонкой, огромный спидометр, встроенный в самый центр приборной панели (он напоминает шкалу настройки радиоприемника 30-х годов), тумблеры в нижней части центральной консоли, ручки дверей… Все эти детали выполнены из пластика, имитирующего металл. Причем сей факт не вызывает раздражения – видно, что это именно стилизация, а не подделка.

Пользоваться ретро-приборами достаточно удобно, особенно тумблерами. На них, в частности, выведены функции управления стеклоподъемниками, центральным замком, отключения системы курсовой устойчивости. А вот спидометр расположен не совсем удачно. Чтобы разобрать его показания, необходимо на мгновение перевести взгляд вправо, а отвлекаться от дороги на этом автомобиле не хочется.

Передние сиденья на первый взгляд не имеют ярко выраженной боковой поддержки, но тем не менее в поворотах цепко удерживают водителя. В принципе автомобиль рассчитан на четырех пассажиров, но на задних сиденьях относительно комфортно могут разместиться лишь девушка или ребенок ростом не выше 160 см. В багажник при этом влезет разве что дорожная сумка на колесиках стандартного размера. У нашего Mini была панорамная стеклянная крыша, а над водителем и передним пассажиром разместился сдвижной люк. Остается открыть окна и наслаждаться ездой практически в кабриолете.

 

Формула Cooper

Mini не создан для резких стартов со светофора, хотя в этом он не отстает от конкурентов. 115-сильной мощности 16-клапанного мотора объемом 1,6 л вполне хватает на 1050 кг «живого веса». До «сотни» «малыш» разгоняется за 9,2 секунды – нельзя сказать, что это выдающийся результат (для любителей вскоре появится 163-сильная версия Cooper S). Однако этот автомобиль ценен не резкими ускорениями. Mini идеально слушается водителя. Между поворотом руля и реакцией автомобиля нет и намека на задержку. Руль с электрогидроусилителем буквально напитан силой, но при этом в движении он вовсе не тяжелый. А вот при парковке усилие на рулевом колесе несколько выше ожидаемого и может вызвать претензии, скажем, у женщин, редко посещающих фитнес-центры.

Крены кузова этой машине неведомы. Но за это приходиться платить достаточно тряской ездой. По субъективным ощущениям подвеска автомобиля более комфортна на высоких скоростях, чем при движении в «прогулочном» режиме. Если целый день поездить в нем по московским пробкам, то устанешь гораздо больше, нежели управляя семейным седаном или джипом.

Mini может почувствовать «нутром» даже неопытный водитель. Взаимопонимание достигается и за счет того, что жесткость кузова Mini в два-три раза выше, чем у автомобилей-одноклассников (данные производителя). Недочеты в вождении компенсируются противозаносной системой и ABS. Впрочем, сорвать в занос машину очень сложно. Благодаря полностью независимой подвеске автомобиль приклеивается к любому, даже самому неровному асфальту.

Уже в базовой комплектации Mini оснащается дисковыми тормозами на всех четырех колесах, тормозные диски передних колес – вентилируемые. Многорычажная задняя подвеска, применяемая на автомобилях BMW, является абсолютным новшеством для этого класса автомобилей. Тормоза настолько острые, что в спокойном режиме к ним надо привыкнуть.

Mini может комплектоваться двумя типами коробок передач: пятиступенчатой механической и вариатором с возможностью переключения передач в ручном режиме. Лично я бы предпочел автомобиль с «механикой». Проведя за рулем Mini c вариатором три дня, я так и не смог привыкнуть к алгоритму переключения передач: автомобиль показался мне несколько «дерганым» при движении в пробках. К тому же Mini с механической коробкой более динамичен (по крайней мере «на слух»).

 

Цена успеха

Во всем мире на Mini очереди. Только в Европе удалось более-менее удовлетворить ажиотажный спрос. В США автомобиль начал продаваться в конце марта: сегодня заказы принимаются только на ноябрь. Всего в Штатах планируется продавать 20 тыс. Mini в год. В Австралии за первые две недели продаж были выбраны две трети квоты, предназначенной для местного рынка.

Как говорится в пресс-релизе BMW: «Mini – это уникальная марка в составе BMW Group. Она призвана охватить новые группы покупателей, укрепляя таким образом позиции всего концерна на рынке. Поэтому маркетингом Mini станут заниматься избранные дилеры BMW Group; машина будет демонстрироваться в выставочных помещениях в специальных зонах, четко отделенных от демонстрационных зон марки BMW».

В полной мере это относится и к России: на начальном этапе Mini будет продаваться только у одного московского дилера BMW.

Стоимость базовой комплектации Mini One (с 1,6-литровым двигателем мощностью 90 л.с.) в России составит около $20 тыс. Опробованный нами Mini Cooper в базовой (весьма богатой) комплектации потянет на $22 тыс.

Еще по теме