Top.Mail.Ru
архив

Балтийский джип

15.04.200200:00

Сборка внедорожников Kia Sportage в Калининграде – самый успешный проект по производству иномарок на территории России. После недавней покупки лицензии на производство Sportage и планируемого запуска линии по сварке и покраске кузовов цена на балтийский джип может опуститься ниже $10 тыс. Коммерческий директор ЗАО «Автотор» Александр Новиков в беседе с обозревателем «Колеса» Игорем Комаровым рассказывает о планах калининградцев по завоеванию отечественного рынка внедорожников.

 

«Ко»: В прошлом году было продано 1180 балтийских джипов. По количеству продаж вы заняли второе место после Toyota Land Cruiser. Что помешало занять лидирующую позицию?

Александр Новиков: У нас были все шансы стать единоличным лидером по количеству проданных в России внедорожников (не считая «ВАЗов» и «уазиков»). Мы просто не ожидали такого роста спроса: в начале 2001 года мы планировали увеличение продаж на 40%, а получилось на все 240%.

С момента заказа комплектующих в Корее до появления автомобиля в автосалоне проходит около четырех месяцев. Из-за этого образовался серьезный дефицит, и мы некоторое время не могли удовлетворить заявки своих дилеров.

«Ко»:В этом году не просчитаетесь?

А.Н.: Надеюсь, что на сей раз наши расчеты будут более точными. В 2002 году мы планируем продать около 3 тыс. Sportage. Напомню, что все внедорожники этой модели, продающиеся в России через официальных дилеров, производятся на нашем предприятии в Калининграде. С покупкой лицензии у нас появилась возможность экспортировать эти автомобили.

«Ко»:По реалистичным прогнозам, в этом году рынок иномарок расширится максимум на 15 – 20%, а вы планируете увеличить продажи Sportage почти в два раза. Учитывая, что эта модель далеко не новая, не совсем ясно, на чем основан ваш оптимизм...

А.Н.: Мы делаем ставку на развитие системы кредитования физических лиц. Сейчас ведутся переговоры с банками, страховыми компаниями. Схема предоставления кредита не будет принципиально отличаться от тех, которые предлагают наши конкуренты. Однако мы намерены предложить более выгодные кредиты. Наша основная задача – снизить сумму первого взноса, банковский процент, страховой сбор. Например, первый взнос не должен превышать стоимость «Нивы».

Мы планируем создать единую кредитную схему для всех наших дилеров. Необходимо «завести» всю дилерскую сеть (сначала по Москве) в один банк и одну страховую компанию. Страховщикам и банкирам это выгодно: у них увеличивается поток клиентов. За счет таких «оптовых поставок» мы собираемся добиться снижения процентных ставок.

Вторая важнейшая задача – продвижение нашего брэнда на рынке. С 1997 года мы продавали автомобили, как я говорю, «на второй волне». В рекламу особо деньги не вкладывали.

«Ко»:Поясните, что такое «вторая волна».

А.Н.: Это когда о достоинствах автомобиля один сосед рассказывает другому – реклама из уст в уста. Конечно, подобный способ продвижения марки был выбран нами не от хорошей жизни. На первом этапе у нас не было средств для полноценной рекламы. В 2002 году перед нами стоит задача продать 7000 автомобилей Кia (не только Sportage). Здесь без рекламной кампании не обойтись.

При финансовом участии корейской стороны мы выкупили спонсорский проект на трансляцию зимних Олимпийских игр, и это не последний наш крупный рекламный проект.

«Ко»:Насколько оправдались ваши затраты на «олимпийскую» рекламную кампанию?

А.Н.: Эффект, признаюсь честно, поразил. Мы ожидали реакции где-то через месяц после начала показа роликов, но никак не через неделю. Решение давать рекламу во время Олимпиады было принято заранее. Мы пошли на большие расходы, включая дополнительные траты, когда были вынуждены выкупать рекламу у компании «НТВ Плюс», внезапно появившейся на бывшем ТВ-6. Таким образом, мы полностью перекрыли аудиторию.

«Ко»:В Калининграде уже заработала немецкая линия по сварке и окраске кузовов. Когда машины, собранные на ней, поступят в продажу?

А.Н.: Главная наша установка – не потерять в качестве. Немецкая технология, по которой работает эта линия, позволяет надеяться, что мы не только не потеряем в этом, но и многое приобретем.

Первая опытная партия этих автомобилей сейчас проходит обкатку. Естественно, ни одна машина из пробной партии не должна попасть на рынок. Продажи начнутся только после комплекса испытаний: ориентировочно в апреле – мае.

«Ко»: В прессе прозвучало, что, после того как Sportage начнут «варить» и красить в России, их стоимость может снизиться до $10 тыс.

А.Н.: Цена принципиально не упадет, по крайней мере в ближайшие года два.

«Ко»:Тогда в чем смысл покупки этой линии? Можно было, как и прежде, заниматься «отверточной» сборкой машин. Мне казалось, установка линии должна снизить себестоимость продукции, а значит, сделать розничные цены более конкурентными, учитывая скорое появление на рынке нового внедорожника «Chevy-Нива». Или «Автотор» таким образом увеличивает свою прибыль, закупая запчасти из Кореи дешевле?

А.Н.: Нет, наша прибыль не увеличивается и даже на первом этапе уменьшается: ведь надо окупить затраты на новое оборудование. Вопрос в другом. Локализация производства – это наша стратегическая цель. Но это вопрос минимум двух-трех лет. Только по прошествии этого срока можно будет говорить о серьезном снижении цены.

Необходимость локализации производства автомобилей обусловлена и рыночными законами. Потребности покупателя часто меняются. Сегодня, к примеру, повышенным спросом стали пользоваться автомобили серебристого цвета, вдруг начали набирать популярность машины с автоматической коробкой передач. Раньше не обращали внимания на безопасность, а теперь покупатель требует машину с «подушками». Прежде мы не успевали оперативно реагировать на спрос: пока сделаем в Корее заказ, пока необходимые комплектующие придут в Россию… Когда у нас будет свой конвейер, все будет намного проще.

«Ко»:Какие отечественные детали уже устанавливаются на калининградский Sportage?

А.Н.: Стекла, фары, сиденья, диски, держатели запасного колеса, фильтры, ремни. Список небольшой, но у нас создан отдельный департамент локализации производства, который постоянно занимается поиском партнеров среди российских предприятий. В ближайшее время этот список будет расширяться.

«Ко»:Сколько сейчас у «Автотора» дилеров и какова стратегия развития дилерской сети?

А.Н.: У нас 56 дилерских предприятий. Многих мы сократили и еще будем сокращать. В Москве сейчас 18 дилеров, планируем оставить 10 – 12. Сегодня мы ставим жесткие условия предоставления дилерства: обязательно наличие техцентра, шоу-рума, крытой площадки хранения автомобилей, склада запчастей.

Мы стараемся, чтобы наши машины были дешевы в обслуживании. Поэтому ставим нашим дилерам условие не завышать цены на их ремонт, предлагая, в свою очередь, запчасти по доступным ценам.

Сейчас создаются региональные склады хранения автомобилей в Санкт-Петербурге, Набережных Челнах, Ставрополе и Томске. Это приблизит товар к потребителю. Весь модельный ряд конкретному дилеру поставить невозможно, а региональные склады решат эту проблему.

«Ко»:Расскажите о проекте создания нового российского внедорожника.

А.Н.: Это наша собственная конструкторская разработка. Задача – создать универсальную базу, на которой можно будет строить различные автомобили. Например, утилитарный для работы в фермерских хозяйствах. Так называемый пляжный внедорожник – машину, предназначенную для молодежи. Городские джипы. Конечно, предполагается, что автомобиль позаимствует от Kia Sportage ряд узлов и агрегатов.

 

В конце 1994 года фонд «Интерприватизация» создал в Калининграде АО «Автотор» для реализации проектов автосборочного производства. Производственные мощности «Автотора» расположилась на площадях, освободившихся в результате конверсии на судостроительном предприятии «Янтарь» и заводе «Калининградбуммаш». Они позволяют осуществлять сборку 75 тыс. автомобилей в год.

Льготы особой экономической зоны в Калининградской области, а также российское «гражданство» собранных на «Автоторе» автомобилей удешевляют их на 20 – 25% по сравнению с иномарками, ввезенными по прямому импорту.

Еще по теме