Поэты современности
ВСЕХ ЭКОНОМИСТОВ можно условно разделить на две контрастные школы, существующие еще со времен Рикардо и Маркса. Сторонники одной считают экономику наукой, их противники, придерживающиеся более релятивистской точки зрения, считают ее скорее инструментом и скептически относятся к претензиям экономики на наукообразие и объективный анализ.
Диспуты на философские или идеологические темы, как правило, не имеют конца и могут продолжаться вечно по причине того, что имеешь дело с абстрактными материями. Но в нашем конкретном случае в споре двух направлений бесповоротно побеждают те, кто скептически относится к экономике как науке.
Вы спросите - почему? Что могло склонить чашу весов, находившихся в равновесии целых четыре века? Ответ мы находим сегодня. Посмотрите на судьбу евро - недавно появившейся на свет единой европейской валюты. Она еще так молода, что остается виртуальной. Ее еще нет в обращении, и поэтому на нее не купить ни пакет молока, ни бутылку коньяка. По замыслу своих создателей, новая валюта должна была дерзко и недвусмысленно вступить в борьбу с долларом. Но, к сожалению, борьбы не получилось - евро падает, и падению конца не видно. За два года европейская валюта обесценилась на 20%, и сегодня 1 евро стоит менее 90 центов.
Инопланетный эксперт в области экономики, попав сегодня на Землю, сказал бы, глядя на эту картину, что европейская экономика дышит на ладан, а американская, наоборот, летит на всех парусах. И ошибся бы. Потому что, в то время как евро падает, в Европе растет число рабочих мест, то есть сокращается безработица. В марте 1999 года армия безработных насчитывала почти 16 миллионов человек, что составляло 10,2% всей европейской рабочей силы. В прошлом же месяце безработица снизилась до 14,9 миллиона.
Дела пошли на лад не только на рынке труда. Повысилась конкурентоспособность европейских товаров, и именно благодаря падению евро цены на них снизились и значительно возрос экспорт, что, в свою очередь, весьма положительно сказалось на европейском торговом балансе. Заводы и фабрики работают на полную мощность, у людей стало больше веры в рыночную экономику, растут их банковские сбережения, а чем больше собирается денежных средств в банках, тем больше затем их инвестируется в экономику. Все это способствует промышленному росту и росту ВВП - самого главного показателя на мировом рынке.
Вызывает беспокойство только один момент. Если следовать канонам научной экономики, слабость евро неизбежно вызовет повышение цен на сырье: ведь цены на нефть исчисляются в долларах, - что впоследствии подстегнет инфляцию. Но, несмотря на все это, инфляция в Европе держится на очень низком уровне, она только чуть-чуть выше, чем в США. Еще один факт может поставить в затруднительное положение "экономистов-ученых". Может быть, самое простое объяснение в том, что банковские вклады европейцев гораздо больше, чем американцев, а поэтому европейский рынок менее подвержен шизофренической панике, чем Wall Street. И тем не менее евро пока хромает.
Здесь мы, кажется, подошли к самому главному вопросу нашего диспута: может, в экономике и нет ничего от науки. То, что рынок часто ведет себя непредсказуемо и нерационально, далеко не новость. Мудрец Гелбрайт недавно сказал, что "в современном рынке "новой экономики" гораздо больше инвесторов, чем разума". Не думаю, что этим он хотел сказать, что на биржах заправляют делами кретины. Он имел в виду, что там принимаются решения под воздействием эмоций, индивидуальных или коллективных, которые не имеют ничего общего с доводами разума, основанными на истинном знании того, что происходит.
Все это похоже на творческий экстаз артиста во власти вдохновения. С той лишь разницей, что, вместо того чтобы сочинять симфонии и писать поэмы, биржевые "гномы" своими коллективными импровизациями, приступами страха и предосудительности могут лишить работы миллионы людей, могут сделать так, что ежедневно от голода будет умирать дюжиной детей больше или меньше. Они поэты, художники, музыканты современности. Но никогда еще в истории человечества от "артистов" так не зависела судьба остальных людей.