Погоня за нефтяным зайчиком
По имеющейся информации, проект создания нефтяной биржи, внесенный в начале февраля Министерством по антимонопольной политике (МАП) на рассмотрение кабинета, завис, как зависали подобные документы и в прошлом. Несмотря на активные попытки МАП переубедить оппонентов из Минэкономразвития и Минэнерго, у ведомств остаются острые разногласия по принципиальным вопросам, что резко снижает шансы проекта на утверждение.
Идея нефтяной биржи как квазигосударственного инструмента контроля за нефтяным рынком возникла еще в 1999 году. Тогда в правительстве был разработан проект постановления, обязывающего нефтяные компании продавать на бирже до трети нефти, поставляемой на российский рынок. Таким образом чиновники хотели решить проблему трансфертных цен, из-за которых, по их подсчетам, бюджет ежегодно недосчитывается $2 – 3 млрд. Особый энтузиазм проявляло Министерство по налогам и сборам. Налоговики рассчитывали на то, что обязательная продажа даст возможность сравнивать цены сделок внутри вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) с рыночными показателями. С такими «биржевыми» аргументами почти всем ВИНК можно было предъявить обвинение по статье 40 II части НК (занижение цены сделки с целью ухода от налогов). Крупным нефтяным компаниям, вовремя почуявшим опасность, удалось тогда заблокировать нежелательную инициативу. Официальной причиной отказа чиновников от нефтяной биржи была объявлена невозможность доказать монопольный статус ВИНК. Замминистра по налогам и сборам Александр Смирнов так сформулировал причины провала фискальной инициативы: «Мы хотели использовать в качестве концептуальной основы антимонопольное законодательство, но не смогли».
Вновь идея нефтяной биржи овладела умами чиновников в 2001 году, после рассмотрения на заседании правительства доклада о трансфертных ценах, подготовленного главой Института финансовых исследований Андреем Вавиловым. Обескураженный масштабами бюджетных потерь, Михаил Касьянов* поручил МАП, Минэнерго и Минэкономразвития разработать механизм регулирования внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов. Однако продвинуться дальше проекта биржевой торговли фьючерсами на нефтепродукты на ММВБ ведомственному трио за полтора года так и не удалось. Планы МАП по созданию нефтяной биржи собеседники «Ко» из Минэкономразвития и Минэнерго назвали утопичными. Один из них, в частности, заявил, что, «пока добыча и сбыт контролируются ВИНК, сырой нефтью на бирже в России торговать невозможно». По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Царегородцева, существуют три главные причины неразвитости внутреннего рынка сырой нефти. Во-первых, сокращение числа независимых добытчиков (многие были поглощены ВИНК, большинство попали под их операционный контроль). Во-вторых, те, кто сохранил независимость, стремились уйти от продажи сырой нефти, переходя к давальческим операциям на НПЗ. Здесь подключился третий процесс – сокращение числа независимых НПЗ. Сейчас таковыми могут считаться: Московский нефтеперерабатывающий завод (с натяжкой), группа предприятий Башнефтехима, НПЗ Группы «Альянс». «Остальные столь малы, что ими можно пренебречь», – резюмирует эксперт.
Официальные претензии Минэкономразвития к проекту касаются в основном роли государства в проекте. По мнению ведомства Грефа, государство ни в коем случае не должно выступать учредителем и оператором биржи, а предложение МАП делать через биржу госзакупки заведомо неэффективно. «Привлечь на биржу все крупные нефтяные компании вряд ли удастся, в этой ситуации нефтяные котировки смогут контролировать два-три игрока. Этого допустить нельзя», – прокомментировал намерения МАП один из чиновников.
Представители нефтяных компаний, напрямую задетых инициативой МАП, оценивают инициативу МАП еще более сдержанно. В условиях перепроизводства нефти, с которым нефтяники столкнулись в этом году, биржа могла бы стать дополнительным каналом сбыта. Некоторые компании даже обзавелись собственными Интернет-биржами. К примеру, «Сибнефть» вложила серьезные средства в проект Neftebid. Однако откровенно фискальный характер инициативы заставляет нефтяников настороженно относиться к воскрешению планов государственной нефтяной биржи. Кроме того, нефть и бензин – товары, чувствительные не только к цене, но и к стоимости транспортировки. Поэтому, по мнению аналитика ИК «Центринвест» Александра Блохина, планируемая система биржевой торговли имеет мало шансов стать общероссийской, что практически лишает затею смысла.
Впрочем, достаточно скоро у нефтяных компаний может возникнуть вполне серьезная потребность в биржевом механизме регулирования рынка. Во многих компаниях среднего размера сейчас активно рассматривается новая продуктовая стратегия, взвешиваются возможности специализации на добыче или переработке. «Когда это произойдет, остро встанет проблема закупок сырья по адекватным ценам и биржа появится не по приказу, а по необходимости», – считает Дмитрий Царегородцев.
** признан в России иноагентом