Top.Mail.Ru
архив

Чужое поле

Для многомиллиардной игровой индустрии 2003 год обещает стать поворотным. Sony, Nintendo и Microsoft ведут между собой все более ожесточенную борьбу. Неразберихи намерены добавить два новых игрока – Nokia и InfiniumLabs.

 

На исходе зимы в Лондоне состоялась грандиозная презентация нового проекта Nokia. Финский производитель мобильных телефонов заявил о намерении выйти в новый для себя сектор игровых приставок с консолью N-Gage. С успехом или провалом финнов эксперты связывают будущее всего сектора мобильных развлечений.

 

Шишка на лбу гарантирована

 

До конца года Nokia планирует представить игровую консоль N-Gage и начать продвигать ее во всех зонах действия стандарта GSM. Цена пока не разглашается, но совершенно точно будет меньше $500. Консоль отличает элегантный дизайн, при этом она будет обладать следующими функциями: FM-радио, встроенный микрофон, MP3-плейер и возможность (пусть и ограниченная) доступа в Интернет. Компании Nokiaудалось убедить таких гигантов игровой индустрии, как Sega, Taito, Activision, THQ и Eidos в перспективности разработок игр для новой приставки. Главный козырь N-Gage – возможность организации многопользовательских игр: приставке доступны все виды коммуникаций, в числе которых беспроводная связь стандарта Bluetooth, сети GSM и технология GPRS.

Пессимисты говорят, что Nokia столкнется при выводе продукта на рынок со множеством сложностей. Даже опытные производители игр испытывают серьезные трудности при продвижении своих продуктов (причины обычно заключаются в том, что недоработан контент, существуют просчеты в маркетинге и в оценке спроса). Новичку на рынке игр, где столь высок уровень конкуренции, не набить шишек практически невозможно. Два года назад со всеми перечисленными проблемами столкнулась при выводе на рынок приставки Xbox американская Microsoft. Софтверный гигант до сих пор продолжает бороться с последствиями. И лишь сейчас, после двух лет напряженной работы, Xbox может похвастаться некоторыми успехами, да и то лишь в США. Американская компания на вывод Xbox потратила около $1 млрд, финны о готовности вложить в проект такие суммы пока не говорили. Между тем слабые места в финском бизнес-проекте уже видны. Эксперты говорят о том, что есть ошибки в дизайне консоли и что Nokia неправильно строит ценовую политику. Nokia не собирается субсидировать свою консоль: на рынке мобильной связи производитель не субсидирует продажи трубок – эта задача обычно ложится на оператора, и Nokia решила действовать в привычном ключе. Однако при продвижении игровых приставок иные правила. Практически все производители «железа» обычно несут убытки (либо в лучшем случае «выходят в ноль») при продаже приставок. По подсчетам экспертов, на каждой проданной консоли Microsoft сейчастеряет порядка $100. Прибыль производители получают от продажи игр, разработанных их студиями, либо от лицензионных отчислений сторонних производителей программного обеспечения. Каким образом Nokia собирается доказывать потребителю, что N-Gage по цене, близкой к $500, более выгодная покупка, нежели приставка GameBoyAdvance от Nintendo по цене $100, – неясно. Конкурентное преимущество у финнов только одно – широкие возможности сетевых игр.

 

Infinium подливает масла в огонь

 

На конец 2003 года намечен выпуск еще одной амбициозной разработки – приставки Phantom от американской InfiniumLabs. Эта консоль также ориентирована на Интернет. Владелец приставки сможет наслаждаться «коллективными» играми в Сети, но этим роль Интернета в Phantom не исчерпывается: пользователям предстоит закачивать заинтересовавшее их программное обеспечение через Интернет. Предварительно, разумеется, его оплатив. Поскольку консоль даже не планируется оснащать дисководом для CD, этот способ распространения игровых продуктов является для Phantom единственным. Производители уверены, что подобная концепция «обречена на успех». Они ссылаются на отчеты исследовательского агентства DFC Intelligence, согласно которым к 2006 году число пользователей онлайновых развлечений вырастет более чем в два раза по отношению к 2001 году и составит около 115 млн человек.

CEOInfiniumLabsТим Робертс говорит, что 500 студий выразили заинтересованность в разработках программного обеспечения для новой приставки и заявили, что распространение программ через защищенную пользовательскую сеть поможет бороться с пиратством. В качестве основных конкурентов Infinium видит не «большую тройку» – Sony, Nintendo и Microsoft, а производителей готовых игровых станций на платформе PC, например Alienware и Miami PC.

Однако скептически настроенному наблюдателю подобные планы кажутся утопичными. Неясно, какие именно 500 студий готовы сотрудничать с производителями Phantom. В свое время Microsoft, несмотря на связи и деньги, с трудом привлекла независимых разработчиков к созданию программ для Xbox. Независимые студии не желали трудиться над продуктом для приставки со смутными перспективами и пытались ограничиться адаптацией к Xbox уже созданных игр. Не меньше вопросов вызывает система продаж, ориентированная исключительно на Интернет. В ее преимуществах и в ее защищенности от пиратов еще только предстоит убедиться. Microsoft, тратящая на решение вопросов безопасности огромные суммы, вынуждена регулярно посылать повестки в суд отдельным умельцам, успешно обходящим защитные системы Xbox. Наконец, неясно, что будет главным козырем Phantom. Если конкурентное преимущество N-Gage в виде многопользовательских игр выглядит более или менее очевидно, то в случае с Phantom обнаружить это преимущество пока не удается.

 

«Старички» не сдаются

 

Тем временем все большую заинтересованность в использовании возможностей Интернета для своих игровых консолей демонстрируют и члены «большой тройки» – Sony, Nintendo и Microsoft. В постоянно идущей войне производителей используются все новые маркетинговые ходы. Например, самые популярные игры продаются по бросовым ценам в комплекте с приставкой. Разработчики, согласившиеся создавать ориентированные на Интернет игры, освобождаются от лицензионных отчислений. В результате цены на приставки снижаются, а это дает производителям дополнительные аргументы в дискуссии с покупателем.

Еще по теме