Top.Mail.Ru
авто

Поиск комплектующих и поставки в Азию: АВТОВАЗ раскрыл планы

Фото: Алена Селезнева / ТАСС Фото: Алена Селезнева / ТАСС

Прошедший год был непростым для отечественного автопрома: сказались уход иностранных инвесторов, санкционное давление и сбой в логистических цепочках. Пока что LADA удалось сохранить прежнее количество стран-партнеров, но в перспективе компания думает о серьезной реорганизации экспорта, планируя двигаться в сторону таких рынков сбыта, как Азия и Африка. Какие вызовы стоят перед АВТОВАЗом в этом году и насколько упали продажи в 2022-м — в материале «Компании».

Увеличение доли на рынке

В начале 2022 года АВТОВАЗ столкнулся с уходом контролирующего акционера — Renault Group, которой принадлежало 67,7% компании (доля перешла к ФГУП «НАМИ», еще 32,3% остались у Ростеха). Тогда французы дали пессимистичный прогноз: в Renault ожидали, что после ухода иностранного акционера конвейеры АВТОВАЗа будут остановлены до мая 2023-го, а убыток компании по итогам года составит как минимум 30 миллиардов рублей, напомнил президент компании Максим Соколов, открывая итоговую пресс-конференцию.

Однако мрачные сценарии не сбылись. По итогам года доля компании на рынке оказалась рекордной за последние десять лет, увеличившись с 21% до 27,9%. Свою роль сыграла совокупность факторов, среди которых — уход иностранных брендов, поддержка государства и усилия самого концерна, отметил спикер. Осенью рыночная доля АВТОВАЗа на внутреннем рынке достигла 40%, а чистая прибыль группы по МСФО за январь — декабрь составила 1,6 миллиарда рублей.

Еще одним вызовом прошлого года стали проблемы с поставками, которые усугубились на фоне геополитических событий и санкций. Весной автоконцерн был вынужден приостановить производство, но 8 июня сборка вновь стартовала. В условиях разрыва логистических цепочек АВТОВАЗу совместно с российскими поставщиками удалось заместить более 200 позиций компонентов и материалов, заблокированных к поставке.

Оперативное возобновление производства в 2022 году Соколов назвал «настоящим трудовым подвигом» многотысячного коллектива.

Несмотря на трудности, штат компании в 2022-м частично расширялся. С 29 августа автосборочный комплекс АВТОВАЗа в Тольятти перешел в режим 6-дневной рабочей недели, в связи с чем на предприятие набрали более тысячи новых сотрудников. К концу 2022 года темп производства на двух линиях составил 24 тысячи автомобилей в месяц.

Падение продаж

Однако не все так радужно: в целом продажи АВТОВАЗа в прошлом году упали на 46,2%, до 188 645 штук. Тогда как предыдущий 2021 год в компании закрыли на уровне 350,7 тысячи проданных автомобилей, рассказал директор по продажам АВТОВАЗа Виталий Осипов.

Наиболее существенно, на 74,3%, упали продажи модели Vesta — до 29 206 штук. На втором месте по падению — модели Largus (-64,7%), на третьем — Niva (-24,3%). Продажи Lada Granta снизились наименее значительно, на 14%. Она же стала самой продаваемой машиной бренда: всего за год АВТОВАЗ реализовал 95 879 автомобилей этой модели.

Количество автосалонов компании в 2022 году несколько выросло: открылось 5 новых шоурумов LADA, а число дилерских центров достигло 308 (против 304 в начале года).

Любопытно, что в прошлом году LADA удалось сохранить количество стран с действующими партнерскими отношениями — на сегодняшний день это 17 государств, среди которых Армения, Беларусь, Боливия, Египет, Грузия и Иордания. В то же время глава АВТОВАЗа сказал о том, что в перспективе компания рассматривает возможность масштабной реорганизации экспортного направления в пользу менее традиционных рынков сбыта, таких как Азия, Африка, Латинская Америка.

Максим СоколовПрезидент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов на вручении премии «Компания будущего — 2022». Фото: «Компания»

Настройка логистики и локализация производства

Наступивший год несет в себе новые масштабные вызовы, включая потенциальную остановку поставок комплектующих по тем элементам, которые еще импортируются из-за рубежа, предупредил Соколов. По его словам, в прошлом году количество автомобилей, выпускавшихся в некомплектном варианте, порой превышало планку в 10 тысяч единиц.

На этом фоне глобальными задачами АВТОВАЗа на 2023 год глава концерна называет продолжение локализации ключевых деталей и компонентов для достижения технологического суверенитета, тщательную работу с поставщиками и настройку логистических цепочек.

Среди основных целей концерна Соколов также выделил начало выпуска автомобиля LADA Vesta в Тольятти, возобновление производства семейства Largus, сборку опытной партии электромобиля e-Largus на заводе в Ижевске. Кроме того, в планы АВТОВАЗа входит восстановление работы конвейера на производственной площадке в Санкт-Петербурге (бывшее предприятие ушедшей из России Nissan) под брендом LADA. Также АВТОВАЗ ведет переговоры с иностранными партнерами, в частности с Китаем, о совместном производстве автомобилей на питерском заводе.

«АВТОВАЗ приложит все усилия для обеспечения страны доступными автомобилями, а также продолжит развивать новые среднесрочные проекты — это семейство автомобилей сегмента “B” и кроссовер на платформе LADA Vesta, которые планируется поставить на производство, соответственно, в конце 2024-го и конце 2025 годов», — подытожил Соколов.

Объем запланированных на 2023 год инвестиций, по словам главы АВТОВАЗа, составляет порядка 40 миллиардов рублей. Это почти в два раза превышает объем, заложенный на 2022 год.

Еще по теме